План-конспект урока по химии на тему Бензол и его гомологи


Тема урока: Бензол и его гомологи
Цели урока:
Образовательная
-  сформировать понятие   «ароматические  углеводороды»;
- познакомить учащихся с новым типом химической связи, характерным для данной группы соединений, на примере бензола; дать понятие  ароматичности;
Развивающая
 - способствовать развитию учебно-интеллектуальных умений учащихся: диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
- способствовать развитию учебно-познавательных умений: участвовать в учебном диалоге, формулировать проблемы, излагать гипотезы, аргументировать, доказывать.
 Воспитательная
- способствовать  формированию у учащихся организованности, аккуратности,  ответственности, умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач.
Структура урока
I.Организационный момент
II.Мотивация к учебной деятельности
Учитель: сегодня вы познакомитесь с веществом, которое занимало умы многих химиков 19 века на протяжении нескольких десятков лет, а сейчас хорошо знакомо каждому химику.
Чтобы определить его молекулярную формулу предлагаю решить задачу с последующей самопроверкой (слайд)
Анализ жидкости  показал, что данное вещество содержит 92, 3% углерода, 7,7 % водорода.   Плотность паров этого вещества по воздуху  равна 2,69. Определите формулу данного вещества.
Учитель: вещество, молекулярную формулу, которого вы определили, называется бензол.
III.Формулирование темы урока, постановка цели
Учитель: так о каком веществе пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему и цели нашего урока.
IV.Постановка проблемного вопроса
Учитель: зная, молекулярную формулу бензола, предположите, к предельным или непредельным углеводородам его можно отнести? (скорее всего, это ненасыщенный углеводород, так как не хватает 8 атомов водорода до полного насыщения)
Учитель:  Какова общая формула  данного соединения? Является ли он алканом? Алкеном? Алкадиеном? Алкином? (СпН2п – 6;  он не является ни алканом, ни алкеном, ни алкином, ни алкадиеном)
Учитель: Бензол относится к ароматическим углеводородам
V.Изучение нового материала
1.Вводное слово учителя
Впервые бензол описал немецкий химик Иоганн Глоубер, который получил это соединение в 1649 году в результате перегонки каменноугольной смолы. Но названия вещество не получило, и состав его был неизвестен.
В 1812 – 1815 годах в Лондоне впервые появилось газовое освещение. Светильный газ, добывавшийся из жира морских животных, доставлялся в железных баллонах. Эти баллоны помещались обычно в подвале дома, из них газ по трубкам распределялся по всему помещению. Вскоре было замечено крайне неприятное обстоятельство – в сильные холода газ терял способность давать при горении яркий свет. Владельцы газового завода в 1825 г. обратились за советом к Фарадею, который нашёл, что те составные части, которые способны гореть ярким пламенем, собираются на дне баллона в виде прозрачного жидкого слоя. Ее то и исследовал Фарадей. Он установил, что вещество состоит только из водорода и углерода, назвал его «карбюрированным водородом», и доложил об открытии нового вещества Лондонскому Королевскому обществу 16 июня 1825 года. 
1833 г – Эйльгард Мичерлих определил эмпирическую формулу С6 Н6 нагрел негашеную известь CaO с бензойной кислотой C6 H5 COOH (она содержится во многих ягодах, в частности, в клюкве и бруснике, и препятствует их гниению) и получил неизвестную, легкокипящую жидкость с резким запахом, которую назвал «бензином» (от арабского слова, которое означает благовоние).
Название «бензол» этому веществу дал немецкий учёный Юстус Либих.
Наиболее полно свойства бензола описал немецкий химик Фридрих Август Кекуле. Он же предложил циклическую формулу бензола в 1865 г.
2. Самостоятельная работа с текстом учебника (§15)
Задание 1-ой группе:
На основе современных представлений об электронных орбиталях и их перекрывании поясните. Как образуются химические связи в молекуле бензола
Задание 2-ой группе:
Как можно получить бензол из метана? Составьте возможные цепочки превращений
Результаты работы групп обсуждаются и фиксируются на доске и в тетрадях
VI. Закрепление материала
Индивидуальная работа с текстом учебника: составление «паспорта» (общая характеристика) типичного представителя класса Арены
Название класса Общая формула Типичный представитель: название, молекулярная и структурная формулы Тип гибридизации, число гибридных электронных орбиталейУгол между гибридизированными орбиталямиДлина связи между центрами соседних атомов углерода Получение в промышленности Другие способы получения бензола VII. Домашнее задание:
1) Повторить способы получения и химические свойства ацетилена (§ 14)
2) Проработать материал § 15, вопросы 1—3 с.70
3) Выполнить тестовые задания
4) Творческое задание: составить 3-5 тестовых задания (разного уровня сложностим) по данной теме
VIII. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы раньше знали?
Что вам понравилось больше всего на уроке?
Что не понравилось?
Всем спасибо за активную работу на уроке.