РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №61

Рассмотрено и одобрено на
заседании ШМО худ.-эстет.-технологического цикла
___________Л.В.Морозова./
Протокол №1
От «28» августа 2014г.

Согласовано на заседании НМС
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №61
__________/Шибанова.
Протокол№___
От «28» августа 2014г.
Утверждено
Директор МБОУ СОШ №61
_____/ И. Г.Иванова/





Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
художественно-эстетического направления
«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
(срок реализации 4 года)









Автор-составитель:
Федорова О. Н.,
учитель музыки первой
квалификационной категории









Ульяновск.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Не хочу, чтобы людям было плохо.
Предназначение музыки-дарить людям счастье.»
С.М. Хентова
«Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво.»
А.С. Пушкин
«За дивную красоту музыки, за огромную радость,
которую она способна принести людям , я хочу поднять свой голос.»
Д.Б. Кабалевский
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий. Человек наделён от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Нормативно – правовая база:

Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 10.07.1992 г. № 3266-1
Приказ ФГОС основного общего образования. Утверждён приказом МОРФ от 17.12.2010 № 18 97
Письмо МО и Н РФ № 03-48 от 16.08.2010г. с рекомендациями по использованию примерной основной образовательной программы.
СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Письмо Департамента общего образования МОиНРФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.»
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУСОШ №61. Утверждена приказом директора школы от 30.08.2012 года №104А.

Назначение программы:
Не все дети начальной школы наделены музыкальными способностями, но, они любят музыку и желают научиться петь. Занятия пением является весьма действенным методом для развития певческих данных, способствуют формированию эстетического вкуса. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, речь, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства, что способствует их дальнейшему обучению и успешной социализации. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребёнок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальная студия «Планета детства»», направленная на духовное развитие обучающихся.
Актуальность и перспективность курса
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Планета детства» является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Музыка рассматривается как средство, способствующее преодолению неадекватных форм поведения. Музыкальное воспитание, осуществляемое систематически начиная с момента поступления ребёнка в учреждение, направлено на предупреждение возникновения у него неадекватных форм поведения, оно способствует более успешному эмоционально-личностному развитию обучающихся, воспитанников и улучшает их социальную адаптацию.
Особенности программы:
позволяет в условиях школы через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников в течение учебного года соразмерно личной индивидуальности;
включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края.
содержание программы «Вокальная студия «Планета детства»» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
для обучающихся, воспитанников с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в музыкальной школе города.
песенный репертуар подобран с учётом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – данная программа разработана для учащихся 1-4 классов. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства, способности к творческой деятельности. В процессе занятий возможен отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Формы и режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 1 учебный урок. Всего в году – 35 занятия. Время занятий распределено для теоретической и практической работы. Состав участников студии не более 15 человек. Программа предусматривает возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьника.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Образовательная: ознакомить детей с видам вокального искусства, формировать устойчивый интерес к песне, обучение выразительному пению, обучение певческим навыкам.
Воспитательная: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки.

Духовно-нравственное воспитание.

Воспитательный процесс во внеурочной деятельности планируется и строится во взаимосвязи единого комплекса музыкальных и духовных качеств: гармоническое пение, вокальные и голосовые данные, артистизм;
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Содержание программы «Планета детства» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности музыкальной культуры. Данная программа создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только музыкальных, творческих, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения, достижение следующих личностных результатов:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов;
развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

При реализации данной программы, наряду с решением специфических задач музыкального воспитания (развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных, формирование голосовой культуры) формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту пения, движения, осанки, одежды).

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:

Личностные УУД.
Ценностно-смысловая ориентация обучающихся, воспитанников.
Действие смыслообразования.
Коммуникативные УУД.
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД.
Целеполагание.
Волевая саморегуляция.
Оценка качества и уровня усвоения материала.
Контроль в форме сличения с эталоном.
Планирование промежуточных целей с учетом результата.
Общеучебные:
Умение структурировать знания.
Выделение и формулирование учебной цели.
Поиск и выделение необходимой информации.
Анализ объектов.
Синтез, как составление целого из частей.
Классификация объектов.

Формы и методы работы:
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу программы « «Планета детства» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьных занятий, положены в первую очередь, практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской, подготовлены с учётом богатого опыта Института им. Гнесиных, семейных секретов и традиций обучения вокалу, а также личного опыта певицы и педагога по вокалу в третьем поколении. В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха, что имеет большое значение в музыкальном развитии детей. Метод В.В.Емельянова принят как один из основополагающих, при реализации данной программы. По его системе ежедневно дети, будут петь забавные упражнения, что даст положительный результат в развитии выразительности их голоса, правильном интонировании. Классические методики Кабалевского Д., Ветлугиной Н., и др.,  позволят научить обучающихся слышать и слушать себя, осознать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приёмами, снимающие мышечные и психологические зажимы, что необходимо для детей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
наглядно-слуховой;
наглядно-зрительный;
репродуктивный.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы реализации программы:
принцип единства художественного и технического развития пения;
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребёнка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
В основу разработки программы «Планета детства» положены детства технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
компетентностного и деятельностного подхода.
Занятия организуются коллективно, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Структура курса.
Содержание направлено на обеспечение разносторонней подготовки обучающихся на основе требований музыкальных дисциплин. Это связано с тем, что одна из задач работы способствовать коррекции речи, звукопроизношения и звуковедения, нарушений эмоционально-волевой сферы используя различные средства искусств (музыка, упражнения, игра).
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для пения и песни. Это связано с тем, что одна из задач работы развитие и совершенствование музыкальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующие разделы:
Пение.
Формирование голоса.
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
Игровая деятельность, театрализация.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Концертно-исполнительская деятельность.
Занятия строятся по схеме:
настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
дыхательная гимнастика;
речевые упражнения;
распевание;
пение вокализов;
работа над произведением;
анализ занятия;
задание на дом.
Перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию (первый год обучения).


Тема
Теория
Практика
Индивидуальная работа
Всего

I.
Пение как вид музыкальной деятельности.
3
3
-
6

II.
Формирование вокальных навыков
3
2
2
7

III.
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3
3
3
9

IV.
Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса
-
4
2
6

V.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
1
2
-
3

VI.
Концертно-исполнит-я деятельность
-
2
2
4

Итого:
35



Содержание разделов.

Вводное занятие: знакомство с историей происхождения пения как вида музыкальной деятельности.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному исполнению песенного репертуара.
В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнения для настройки певческих голосов, речевые упражнения, песни.

Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности.
Содержание занятий направлено на общую подготовку учащихся к вокальной деятельности. Знакомство с происхождением звуков, звукосочетаний, ритма, темпа. Работа направлена на формирование звуков речи и пения, на развитие навыка резонирования звука, формирование высокой певческой форманты. В течение учебного года дети знакомятся с типом звуковедения, ансамблевого и кантиленного пения.
1.1. Вводное занятие: История происхождения пения как вида музыкальной деятельности. История происхождения звуков (шумовых, музыкальных). Начало песенных звукосочетаний, рифм, ритма и темпа.
1.2. Строение голосового аппарата.
Теоретическая часть: основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Правила охраны детского голоса. Вводная часть: характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков.
Теоретическая часть: нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.3. Звукообразование. Вводная часть: образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра.
Практическая часть: интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо.
Теоретическая часть: понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
1.4. Певческое дыхание.
Вводная часть: основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования.
Теоретическая часть: правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.
Практическая часть: пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Понятие о сольном и ансамблевом пении. Вводная часть: пение как вид музыкально-исполнительской деятельности.
Теоретическая часть: общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
Раздел II. Формирование детского голоса.
Работа по данному разделу проходит в реализации целей и задач вокальной студии. Знакомству со строением голосового аппарата, техникой безопасности, щадящему режиму во время занятий вокальным пением.
2.1. Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Вводное занятие: строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок
Практическая часть: предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии.
2.2. Вокально-певческая установка. Вводная часть: понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы.
Практическая часть: пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
2.3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Практическая часть: тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Практическая часть: Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня
· формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
2.6. Работа с солистами.
Практическая часть: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Раздел III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Этот раздел включает в себя знакомство и слушание народных песен, произведений русских и зарубежных композиторов - классиков. Пение соло и в ансамбле. Работу над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
3.1. Работа с народной песней.
Вводное занятие: Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни.
Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен.
Практическая часть: Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков.
Теоретическая часть: Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов.
Практическая часть: Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Раздел IV. Игровая деятельность, театрализация песни. В этом разделе, учащиеся разучивают движения, создают игровые и театрализованные моменты для создания образа песни.
Практическая часть: Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Раздел V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. В данном разделе проходит формирование вокального слуха обучающихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса.
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей.
Практическая часть: Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также
· индивидуальное собственное исполнение).
Теоретическая часть: Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
Теоретическая часть: Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами.
Практическая часть: Сбор материалов для архива студии.
Раздел VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Календарно-тематический план
I полугодие (16 часов)


Дата
Дата фактическая
Содержание
Примечание
(кол-во часов)


I четверть

1
03.09




Формирование группы. Вводное занятие: История происхождения пения как вида музыкальной деятельности – беседа, вводное занятие
1

2
10.09



Диагностика. Прослушивание детских голосов
1

3
17.09



Строение голосового аппарата. Охрана голоса ребёнка.
1

4
24.09

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой, Емельянова Е.
1

5
01.10


Речевые игры и упражнения
1

6
08.10



Вокальные упражнения «В мире музыкальных звуков»
1

7
15.10



Сольное пение песен
1

8
22.10



Произведениями русских композиторов- классиков.
1

II четверть

1
05.11


Звукообразование. Дикция и артикуляция.
1

2
12.11


Народная песня.
1

3
19.11


Вокальные упражнения.
1

4
26.11


Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой
1

5
03.12

Сольное пение песен
1

6
10.12


Репетиция
1

7-8
17.12
24.12


Выступления, концерты
2


II полугодие (19 часов)


Дата
2015г.
Дата фактич
Содержание
Примечание


III четверть

1
14.01


Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой, Емельянова
1

2
21.01


Сольное пение
1

3
28.01


Вокальные упражнения
1

4
04.02

Произведения современных отечественных композиторов.
1

5
11.02


Театрализация. Инсценирование песен.
1

6
18 .02


Посещение концертов (музея)
1

7
25. 02


Сольное пение
1

8
04.03

Игровая деятельность «Музыкально-дидактические игры»
1

9-10
11.03
18.03


Вокально-певческая установка.
Анализ качества пения собственного исполнения
1
1


IV четверть

1
01.04


Сольное пение песен
1

2
08.04


Речевые игры и упражнения
1

3
15.04


«Игровая деятельность (театрализация)»
1

4
22.04


Посещение концертов (музея, выставки)
1

5
29.04


Сольное пение
1

6
06.05


«Путь к успеху»
1

7
13.05


Репетиция к концертам
1

8
20.05


Выступления (концерты)
1

9
27.05


Выступления (концерты)
1

Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу первого года обучения обучающиеся, воспитанники должны:
знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Формы подведения итогов реализации программы
Концерты и выступления. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их певческих способностей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа (или концертный репертуар) режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю, согласно, репертуарного плана.
Участие в мероприятиях различного уровня (школьный, городской, республиканский).
Участие в творческом отчёте проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Информационно-методическое обеспечение
Перечень оборудования и наглядных пособий:
Фортепиано, аккордеон
Музыкальный центр
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Таблицы, схемы.
Зеркало.
Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
Нотный материал, подборка репертуара.
Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Записи выступлений, концертов.
Используемая литература
С. Газарян. «В мире музыкальных инструментов». (М., Просвещение. 2003).
Е. Гульянц. «Детям о музыке». (М., Издательство «Аквариум», 2001).
Н.В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники» 2005.
А. Калёнов «Там, где музыка живёт». (М., Педагогика 2006).
Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». (М., издательство «Советский композитор», 2000).
М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов». (Изд. Просвещение – 2005).
Е. Макшанцева «Скворушка». (Изд. Просвещение.1998).\
«Вокальное и психологическое здоровье певца , и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика. Н.Г. Княжинская. Москва. 2008 год.
Развитие музыкальных способностей детей. М.А. Михайлова. 2010.
Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика.
Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» М. 2007.

Учебно-методический комплекс
Музыкальное воспитание школьников./ О.П.Радынова.-М.:Просвещение: Владос, 1999.-223с.
Методика музыкального воспитания./ Сост. Н.А.Ветлугина М.:Просвещение, 2002. – 271с.
Внеурочная деятельность. Григорьев
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Горский. 2009г.
Развитие музыкальных способностей детей. Т.Н.Михайлова.
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей /Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.,2010г.
Музыкальное развитие детей. О.П. Радынова. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2008.









13PAGE 15


13PAGE 141515




Заголовок 3 Заголовок 415