Комплексная организация проектной деятельности по воспитанию духовно-нравственной культуры учащихся на основе духовного краеведения Московского края. 
Комплексная организация проектной деятельности по  воспитанию духовно-нравственной культуры учащихся на основе духовного краеведения Московского края.
( Из опыта работы Соловьевой А.Н.   (учитель начальных классов) и Тощевиковой Н.А. ( учитель истории, православной культуры, руководитель музея) с учащимися одного класса ( 1-4 Б класс ),  Водлинщук Л.А. (учитель английского языка))
1. «Путешествие в родословную. Я между прошлым и будущим».
2.« Прикосновение к истокам. По маршрутам духовного краеведения      Московского края – к храму в душе».
          Постигая мир по частям в рамках школьных предметов, ребенок не успевает соединить все изученное в такую целостность, которая может быть основой мировоззрения человека. «Мир» - как творение Божие можно  воспринимать только с учетом всех знаний, если образовательный и воспитательный процессы «пронизывают» духовно-нравственные идеалы, которые становятся своеобразным «каркасом», объединяющим в единое целое  воспитательно - образовательный процесс.
            С  2005-2006 учебного года,  после введения в Ватутинской школе факультативного курса «Основы православной культуры» (преподаватель курса – учитель истории, руководитель школьного музея Тощевикова Н.А.), основой преподавания стал  интегрированный подход к реализации программы «Прикосновение к истокам» (краеведческие программы «История вокруг нас» и «Духовное краеведение Московского края». Программы объединены идеей-девизом «От прикосновения к истокам – преображение души». 
 Благословение настоятеля храма Покрова Божией Матери на Десне о. Сергия Синицына, материальная помощь в оформлении экспозиции музея «Мир русской семьи», поддержка, проведение экскурсий, занятий по православной культуре… продолжается и сейчас настоятелем храма протоиереем Михаилом Зайцевым и священником Алексеем Дробышевым.  
           Программы по православной культуре в начальной школе и «Духовное краеведение Подмосковья» Л.Л.Шевченко(Людмила Леонидовна прихожанка нашего храма),  лег в основу комплексной проектной деятельности учителей по духовно-нравственному воспитанию. Учителя ставили перед собой задачу изучения проблемы интеграции учебных дисциплин, включая биологию, математику, литературу, МХК, изо, технологию, историю, обществознание, английский язык не только как «согласующихся учебных дисциплин», но и через духовно – нравственное воспитание (творение детьми собственной личности). Точками соприкосновения всех педагогов стала система «урок – экскурсия – урок» (экскурсии по святым местам и не только…). Помимо единых воспитательных целей каждый учитель, входящий в данную творческую группу, ставил цель, связанную со своим предметом. Предварительно на уроках учителями проговаривались ситуации или проблемы, связанные  с посещаемыми местами.
         Работа строилась и на семейных ценностях. Многочисленные походы в ближайшие храмы и по Подмосковью, комплексное изучение нашего края вместе с родителями и учителями позволила научить детей удивляться и открывать новое, получать знания через личный практический опыт соприкосновения с духовной культурой Отечества, природой края, творчески использовать их на различных уроках, включая проектно-исследовательскую деятельность. Учащиеся вместе с родителями включились в изучение своих родословных и историй своих семей, восстанавливая утраченные традиции, возрождая память о своих предках, создавая творческие проекты. 
Все вышеперечисленные направления легли в основу работы, представленной на Всероссийский конкурс в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2008 году. Работа: «Комплексная организация проектной деятельности по воспитанию духовно-нравственной культуры учащихся на основе духовного краеведения Подмосковья» была отмечена на региональном уровне. 
                   В 2011-12 учебном году с согласия родителей в школе был создан 1 «Б» класс, в котором преподавалась православная культура 2 раза в неделю в рамках  внеурочных занятий. Со 2-ого по 4-ый класс занятия кружка по Духовному краеведению Московского края проходили 1 раз в неделю. (Педагог Тощевикова Н.А.) Соловьева Анна Николаевна, учитель 1 Б класса и прихожанка храма Покрова Божией Матери на Десне, участвовала в 2007-08 учебном году в работе, представленной на конкурс как психолог, тот опыт пригодился.  Анна Николаевна продолжала развивать темы занятий по православной культуре на своих уроках. В 2012 году на районном семинаре был показан опыт учителей нашей школы по комплексной организации проектной деятельности за прошедший период, в том числе и опыт 1 Б класса.
         С  первого класса эта работа велась в рамках внеурочной деятельности с интеграцией  в основные предметы общеобразовательной программы. Результатами является выход на индивидуальные и коллективные проекты. Первым опытом стал проект «Собор ангелов». Учащиеся на уроках изобразительного искусства  выполняли макеты ангелов, раскрашивали. Каждый ангел получил своё имя – имя ребёнка, выполнявшего работу. Я как классный руководитель и учитель изготовила большого ангела, так же со своим именем – Анна.  «Собор ангелов» был помещен в классный уголок, и сопровождал и охранял каждого ребенка и весь класс. 
         Большое внимание на протяжении всего периода с первого по четвертый класс уделялось теме «Моя родословная». В первом классе учащимся совместно с родителями были предложены карты генеалогического древа, с помощью которых они должны были вспомнить ближайших родственников по линиям матери и отца. Данный вид деятельности интегрируется с основным общеобразовательным предметом – окружающий мир. По итогам этой работы была оформлена выставка  работ  учащихся в рамках школьной научно-практической конференции и представлены проекты «Наш род», «Библия – книга книг. Сотворение мира», «Собор ангелов».
          Во втором классе ученицей Рябоконь Анастасией была выполнена работа «Семейный православный календарь». В каждом месяце ученица вместе с родителями вспомнила все православные праздники, дни рождения, и дни Ангела родственников. Большое внимание уделяется дням памяти. Эта работа была отмечена почетной грамотой Международного интернет-конкурса «Страницы семейной славы – 2013г.»
        Ученицей 2-го класса,  Лексиной Анастасией был  выполнен проект «Моя родословная». Совместно с родителями они создали герб семьи – объяснили, что обозначает  каждый элемент  и символ. Представили род по линии матери, род  по линии отца,  уделили особое внимание  значимой личности  семьи, включили  в проект  старые фотографии из семейного архива.  Под впечатлением от работы 1-2 классов по основам православной культуры родители этой же ученицы организовали экскурсионно-паломническую поездку по памятным  местам нашей Родины. Они посетили музей - заповедник  «Старая Ладога», «Кижи», «Покровскую церковь», музей старинных икон, о. Валаам, братские могилы, Долину героев (военно-исторического комплекса Крест скорби), Староладожский археологический музей, дом крестьянина, что имеет большое значение в познании уклада быта наших предков.             Все эти проекты были представлены на школьной  научно-практической конференции «Путешествие в родословную. Я между прошлым и будущим», на окружном конкурсе «История семьи в судьбе России».
            Первоклассники начинали знакомиться с историей нашей Родины, её православными традициями, совершая путешествия в музей школы, учавствуя в интерактивных занятиях с использованием экспонатов в экспозиции музея «Мир русской семьи»,  совершая путешествия вокруг школы при изучении темы «Сотворение красивого мира – видимого  и невидимого».
       
              Маршруты духовного краеведения Московского края, разработанные в разное время активом школьного музея  учащиеся  изучают со 2 класса. Мы побывали в 6 храмах нашего Ильинского благочиния, в каждом храме обязательно учащиеся беседовали с батюшкой, знакомились с историей и особенностями не только храмов, но и рядом находящимися достопримечательностями.
              Во 2-ом классе продолжались экскурсии   в школьный музей «История родного края» по  темам «За други своя», «Школа имени Д.В. Рябинкина», «Герои живут рядом», «Письма с фронта».
               В  октябре была совершена первая пешеходная  экскурсия в  храм Покрова БожиейМатери на Десне на тему: «Особенности деревянного храмостроения». Священник Алексей Дробышев провел беседу «Названия, символы храма. Крестильный храм Сергия Радонежского».
               В марте состоялась экскурсия в Тихвинский храм в городе Троицке «История храма». Настоятель Николай Степанычев провел беседу «Зачем мы ходим в храм. Таинства». 
             В  3 классе в сентябре учащиеся посетили Троицкий храм в городе Троицке «Строительство храма всем миром». Беседа настоятеля Вадима Купцова  «Праздник святой Троицы и  икона праздника» была хорошей возможностью задать батюшке вопросы. В апреле  состоялась экскурсионная поездка в храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Сосенках, тема экскурсии: «История храма и прихода». Отец Илья побеседовал на тему: «Алтарь и его святыни». Учащиеся ознакомились с новой выставкой в творческой галерее «Переход» (размещается прихожанами храма в обычном переходе через Калужское шоссе) и побывали  в музее ремесел.
           В мае третьеклассники посетили храм в Кувекино и храм Покрова в Яковлево. Беседа с настоятелем отцом Прокопием «Литургия. Исповедь, причастие» помогла принять  участие в службе.
            В 2014-15 учебном году в 4 «Б» классе введен предмет «Основы православной культуры» и 1 час в неделю кружок «ДКМК».
             В октябре была проведена экскурсия на дачи «Советский писатель».      В гостях у детской писательницы Анны Масс дети увидели, как сохраняет эта удивительная женщина в своем доме память о своих близких и отце сценаристе Владимире Масс (сценарии к фильмам «Волга-Волга», «Веселые ребята»). Анна Владимировна провела экскурсию по дому, подарила учащимся свои книги.
              В ноябре состоялась экскурсия в храм Новомучеников и Исповедников Российских, по спецобъекту «Коммунарка». Чаепитие и беседа настоятеля отца Ермогена «О послушании».  В декабре побывали на концерте фольклорного клуба «Братчина» в православном центре храма Покрова Божией Матери на Десне. 19 января 2015 года о Крещении, Богоявлении учащиеся узнали в храме Покрова Божией Матери на Десне, экскурсию на русском и английском языках (преподаватель – Водлинщук Л.А.) для них в храме провели экскурсоводы школьного музея десятиклассницы.     
             В результате паломнических экскурсий на уроках изобразительного искусства учащиеся выполняли работы «Храмы России» в разных техниках: 3 класс – красками, 4 класс – графика.
            В 4—м классе мы изучали тему «Деревня – деревянный мир. Жизнь русского народа». Изучение в музее детьми национальных костюмов, уклада и быта предков. А на уроках изобразительного искусства – создание образов русской  семьи. Это нашло отражение в коллективном проекте «Село - Покровка». В котором учащиеся совместно «выстраивали»  избы, распределяли их на общем  фоне. Я, как классный руководитель, выполнила макет храма. В рамках предметов окружающего мира и литературного чтения учащимся было предложено подготовить сообщение «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны». На уроках изобразительного искусства     учащиеся выполняли работу «Герб  моей  семьи». Дети объясняли  каждый элемент, символ, цвет, форму. Таким образом,  в  каждом доме жила конкретная семья, с её традициями, историями, радостями и бедами. Создавая этот проект, нам удалось осуществить переход от маршрутов духовного краеведения к храму в душе, а путешествуя в родословную, дети смогли почувствовать себя звеном в цепи «Я – между прошлым и  будущим».
           С первого  класса нашими соработниками были родители. На каждом родительском собрании  затрагивались темы  семейных православных ценностей. Например:  родительский лекторий «Лад» на  тему в   3-ем  классе  - «Мир русской семьи. От рождения к вечности»,  в 4 классе  - «Путешествие в родословную. Я между прошлым и будущим». На последнем  собрании учащимися были представлены   работы: гербы, сочинения, рисунки, проект «Село Покровка. Его жители».  Перед присутствующими  выступил настоятель храма Покрова Божией Матери Михаил Зайцев. В ходе чаепития каждая семья на лепестке Цветика-Семицветика  написала слова любви, пожелания добра всему классу. Цветок Любви на доске завершил мероприятие.
   
              Со 2-ого  класса в рамках программы стал преподаваться английский язык.   Учащиеся изучали тему – семья (My family). В каждом последующем классе к этой теме добавляются новые слова и грамматический материал, но уже в начальной школе дети могут рассказать о своей семье и составить родословную.  Ребята составляют календарь знаменательных дат своей семьи и свой герб. В 3 и 4 классах высказывания на иностранном языке становятся более объемными, например, “ Сундучок моей бабушки”, “Ордена моего дедушки”, “Наши любимые блюда” и т.д. 
                    Во 2 –ом и 3-ем классах изучая тему «Праздники» учащиеся знакомятся с понятиями: Christ, Christmas, Christmas tree, Santa Clausе    (Рождество), Maslenitsa, a pancake, a pancake week, lent ( Масленица), Easter , coloured eggs, kulich, Christ is alive, Christ is truly alive (Пасха). Учащиеся запоминают лексику, учат стихи и песни на иностранном языке (про ангелов).
             В четвёртом классе проводились интерактивные занятия:     «Масленица. Прощеное воскресение. Пост.». Учащиеся, родители и учителя   провожали  Масленицу на русском и английском языках в игровой форме с блинами, чаепитием … Но самое главное,  вступая в Великий пост,   просили  друг у друга прощение (- Forgive me. – God will Forgive you.), как это делали с первого класса , но на русском языке.  
          Также в 4 классе был проведён праздник  «Пасха – Воскресение Христово». Учащиеся рассказывали о Пасхе, читали стихи, водили хороводы, играли в игры на русском и английском языках. Была осуществлена интеграция предметов: ОПК, окружающий мир, изобразительное искусство, литература,  английский язык. 
         В мае проведено интерактивное экскурсионное занятие «Детский бал в усадьбе Валуево  в 19 в.». Экскурсию по парку, Покровскому храму на русском, английском и французском языках провели учащиеся 4 «б» класса.  
   
Таким образом, целью интегративной деятельности является построение целостного развивающего пространства, ориентированного на гармонизацию личности ребенка, ее культурологическое, духовно-нравственное развитие. В основе таких уроков, внеклассных мероприятий – синтез двух методов: общения и духовного контакта, в результате чего рождается уникальное творческое состояние внимания к иной мысли, происходит «взаимообучение искусству слышать и понимать друг друга в совместном труде постижения истины». 
Наши предки издревле воспринимали образование не как получение багажа конкретных знаний, а как восстановление в себе образа и подобия Творца.
Участвуя в совместной работе, цель которой - творение детьми собственной личности, мы осознаём, что православная культура - солнечный свет, который освещает человека изнутри и наполняет его жизнь высшим духовным смыслом.