Проект Чтение: это тяжкая повинность или радость познания?


МБОУ СОШ №11
Проект
На тему: «Чтение: тяжкая повинность или радость познания?»
Выполнила: ученица 4 «Б»класса
Спренгель Дарья
Руководитель: учитель начальных классов
Бочарикова Тамара Васильевна
г.Байкальск 2011 год.
Содержание:
Введение…………………………………………………
Что происходит с детским чтением? ...........................
Опрос учащихся.........................................
Мнение родителей………………………..
Мнение библиотекаря…………………...
Причины снижения интереса к чтению…………...…
Вывод…………………………………………………...…
Литература………………………………………………..
Введение:
"Испокон века книга растит человека"
(народная мудрость)
Особое значение чтение имеет для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире.
Разницу целей чтения российских и американских школьников подчеркивает такой пример: как-то бывший президент США Билл Клинтон во время посещения нашей страны зашел в школу к первоклассникам и спросил их, для чего они хотят научиться читать. Один из мальчиков встал и сказал: "Чтобы читать Пушкина". Президент удивился и заметил, что если бы американскому школьнику задали этот вопрос, он бы ответил: "Читать факсы". Разница, как видим, очень существенная.
Отношение к чтению у современных школьников весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга - часть жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает число тех, кто "не тычет в книжку пальчик". Тревожит, что таких "мальчиков" с каждым годом становится все больше. Для них чтение — тяжкая повинность. Данные о детском чтении. Любят читать: младшие школьники 43, старшие — 17. Не любят читать: младшие школьники 8, старшие — 17. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10 школьников. (Данные взяты из статьи В.П.Чудиновой, журнал "Школьная библиотека", 2003, №8)Представленные здесь цифры говорят о том, что интерес к чтению от младшего школьника — к старшему снижается.
Я думаю, что сейчас остро стоит эта проблема. Дети стали меньше читать. Если раньше наша страна была самой читающей, то сейчас книгу заменили телевизор, компьютер, интернет. Я очень люблю читать и меня заинтересовала эта тема. Что же для детей чтение: тяжкая повинность или радость познания?
Цели работы: определить как учащиеся относятся к чтению, какие у них любимые книги, как часто читают дети, обсуждают ли в семье прочитанное, узнать мнение ребят зачем нужно читать; определить причины спада интереса к чтению; попытаться найти пути решения этой проблемы.

Исследование
Задачи: 1.провести анкетирование;
2.проанализировать причины данной проблемы;
3.сделать выводы
4. Предложить пути решения.
Объектами исследования выступили  учащиеся 4 «Б»класса ( 20 человек) и их родители. Нравится ли современным детям читать? Мы решили выяснить это у них самих. Как оказалось значительное большинство опрошенных учащих -ся очень любит читать.
Отношение к  чтению 
очень любит читать 16
ненавидит читать 4
Причины  чтения 
Основной причиной  чтения  является желание « лучше читать».
На втором месте для них по важности – «быть умней, много знать».
чтобы лучше читать, развивать речь 14
приготовление к уроку 1
развлечение, любит читать 3
чтобы порадовать родителей 4
чтобы быть умней, много знать 12
чтобы уснуть; чтобы запомнить слова 3
Так что же любят читать современные дети? Как мы и предполагали, основным любимым жанром для детей остаются сказки, приключения. А ещё дети любят читать историческую литературу, рассказы о природе.
Любимые жанры художественной литературы
сказки 9
приключения 11
комиксы 7
рассказы о природе, о животных 11
фантастика, фэнтези 1
детские детективы 4
историческая литература 8
поэзия 4
рассказы о войне 1
рассказы о детях 2
читает только по заданию в школе -
любит читать все 1
не читает художественную литературу -
Опрос показал, что дети мало читают поэзию, рассказы о войне, о детях.
Одной из главных задач исследования было выявление того, читает ли ребенок вообще и, если да, то, как часто. Было выявлено, что большинство детей читает несколько раз в неделю. На втором месте ответ «ежедневно».
Частота чтения
ежедневно 4
несколько раз в неделю 12
несколько раз в месяц 4
реже 1 раза в месяц -
не читает или нет ответа -
После того, как одна и та же книга будет прочитана всеми в семье, она должна быть обсуждена.
Как часто обсуждают в семье прочитанное
время от времени 8
не обсуждают 5
постоянно 7
Исследование показало, что обсуждение прочитанного в семьях происходит лишь время от времени. Чаще всего всей семьей читают и обсуждают книги, заданные в школе. Тревожит то, что во многих семьях не обсуждают прочитанное.
Еще одним признаком читательской культуры является обращение к библиотекам как к источникам информации. Однако, как показало это исследование, 2 детей из нашего класса так и не записались в библиотеки.
Записан ли в библиотеку
да, в школьную 17
да, записаны в одну из городских
библиотек 5
нет 2
Почти все записанные в какую-либо библиотеку дети время от времени ее посещают либо самостоятельно, либо с родителями. Девочки более активно посещают библиотеку, чем мальчики.
Ходит ли в библиотеку
да, ходит сам 17
да, ходит с родителями 1
нет 2
Среди родителей преобладают те, кто никогда не ходил с ребенком в библиотеку.
Ходят ли с ребенком в библиотеку (ответы родителей)
нет 10
ходят постоянно 3
ходили раньше 7
Чаще посещают библиотеки с детьми те, кто сам любит читать.
Вот что ответили родители школьников на вопрос "Чтение ребенка сегодня — это..."
"чтение сегодня — это чтение из-под палки",
"написание реферата",
"программная обязаловка",
"это наша родительская мука",
"это наши затраченные нервы",
"выполнение домашнего задания".
Мнение библиотекаря
Вот что ответила на мой вопрос библиотекарь школы Т.К.Меркульева: «В школьную библиотеку записано 620 детей. Постоянно ходят ученики 1-2 классов, старшие реже. И снова интерес к чтению возрастает у старшеклассников. По-видимому, уходит в небытие традиция чтения вслух, когда собирается вместе вся семья. Это связано даже не столько с тем, что наши сограждане стали меньше читать, сколько с тем, что  чтение  перестает рассматриваться как хобби. Нам кажется, что необходимо пытаться возрождать традиции семейного  чтения . Например, некоторые читатели предлагали проводить в библиотеках и на внеклассных занятиях викторины и конкурсы, где участвовали бы дети вместе со своими родителями. Возможны также совместные театральные постановки по наиболее полюбившимся произведениям. Как показывает практика библиотечной работы, такие мероприятия наиболее актуальны в выходные и в дни школьных каникул».
Причины снижения интереса к чтению
-Многие считают, что телевидение большой конкурент книги. Проще посмотреть сказку по телевизору, чем её прочитать. Некоторые родители даже запрещают смотреть телевизор.
-Компьтерные игры отвлекают ученика от книги.
- Интернет… Не выходя из дома можно получить ответ на любой вопрос.
-Дома родители не читают вместе с детьми, не обсуждают прочитанное, не ходят в библиотеку.
Поэтому у детей пропал интерес к чтению.
Пути решения проблемы.
Я думаю , что дело не в телевидении , а в программах . Ведь есть же интересные детские каналы, после просмотра которых хочется больше узнать, прочитать.
- Интернет… Существует «Детская сетевая библиотека». Можно по интернету читать произведения.
-Чтобы дети любили читать , нужно чтобы любили читать их родители.
-Вести «Читательские дневники»
Вывод
Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения даже математики. Неправильно понятая задача ведет к неправильному решению.
Кем бы потом ни стали выпускники школ — им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними.
Множество профессий связано с чтением инструкций, факсов, договоров, почтовых отправлений и других деловых бумаг, что требует развития речи.
Между тем известны факты, когда при приеме на работу бывшие выпускники не умеют читать, грамотно излагать свою мысль, полноценно общаться.