Из опыта работы Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на тему: «Разве соль не волшебница?»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ШАХТЕРСКА
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа
№4 «Журавленок»
Материал подготовила воспитатель ДОУ №4
Десятерик Светлана Васильевна
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на тему:«Разве соль не волшебница?»
По методике О.В. Дыбиной
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1) Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форма и видах соли. Уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность. («Познавательное развитие».)
2) Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. («Социально-коммуникативное развитие».)
3) Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество, воспитывать аккуратность, самостоятельность. (Художественно-эстетическое развитие».)
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью, выставка поделок из соли, солёноготеста, дидактические игры, физминутки.
- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.Материалы и оборудование: литература, чашки, соль, палочки для размешивания, блюдца, акварельные краски, сырое яйцо, лупы, стаканы с водой, мешочки с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки), мяч.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.
Игровая игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игрыПознавательно-исследовательская Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,
Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросыМузыкальная Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале
Изобразительная Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)Конструирование Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование
Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
- Самообслуживание Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
№ 1 Воспитатель загадывает загадки про соль.
«В воде родится, а воды боится»
«И не красива, и не вкусна, а без неё не проживешь» Дети отгадывают загадки.
Проявляют интерес.
№ 2 «Путешествие в прошлое»
Воспитатель рассказывает интересные факты из истории происхождение соли.
Дети слушают, обсуждают материал, беседуют с воспитателем.
Расширять кругозор, знания детей о соли, познакомить с интересными, историческими событиями.
№ 3 Просмотр презентации
«Откуда к нам соль пришла»
(о способах добычи соли).
Дети смотрят, задают вопросы, делятся впечатлениями об увиденном.
Дети узнают как добывают соль, закрепляются знания о соли как продукте, необходимым для жизни людей, животных. Стимулировать познавательную активность.
№ 4 Физминутка «Солим капусту»
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём,
(мнут капусту)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём,
(сгибание и разгибание кистей рук)
Дети повторяют за воспитателем.
Снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей. Помочь расслабиться.
№ 5 Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию «Любознайка». А что бы в неё попасть нужно вспомнить правила работы в лаборатории.
Дети принимают предложение. Подходят к столам с готовым оборудованием.
Дети вспоминают и проговаривают правила поведения в лаборатории. При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза;
Если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Дети заинтересованы в экспериментировании. У детей закреплены навыки самообслуживания. Безопасное проведение опытов.
№ 6 Д/и «Чудесные мешочки».
Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) на ощупь найти мешочек с солью. Дети находят, выбирая из 4 предложенных мешочков, ощупывая руками, соль. Объясняют свой выбор. Изучают особенности соли опытным путем.
№ 7 Воспитатель высыпает из мешочка соль и вместе и детьми исследуют ее. Дети исследуют соль используя лупы, нажимают на нее ложечкой, нюхают, пробуют на вкус. Отмечают, что соль похожа на кристаллы, хрустит, не имеет характерного запаха, на вкус соленая. Формировать у детей представления о свойствах соли, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
№ 8 Опыт № 1.
«Плавающее яйцо». Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться в низ, оно не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет. Доказать возможные решения, исходя их данных, провести опыты с солью; проанализировать полученные результаты, уточнения свойства соли.
№ 9 Опыт № 2.
«Соль растворяется в воде».
Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, с каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем что будет происходить. Дети наблюдают и делают вывод.
Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее. Анализируют полученные результаты, уточняют взаимодействие соли с водой.
№ 10 Опыт № 3.
«Соль – чистящее средство».
Соль продолжала удивлять. Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и почистили бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету. Наблюдают за тем, как соль очищает посуду. Сформировано представление о свойствах соли.
№ 11 Воспитатель знакомит детей с техникой рисования
«акварель+ соль», предлагает нарисовать радугу. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. Дети рисуют радугу, в завершении- посыпают солью весь лист. Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству;
Воспитывать аккуратность, самостоятельность
№ 12 Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Что мы знаем о соли» Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли. У детей сформировано умение обобщать полученный опыт
Итоговое мероприятие: выставка «Поделки из солёного теста».