Выступление на пед. совете по теме Семья — начало всех начал
Программа «СЕМЬЯ»
Семья для ребёнка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребёнок получает знания об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребёнок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырёх поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии жизненных оценок, различные идеалы, точки зрения, убеждения. И, несмотря на это, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определённые семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
Ещё одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребёнок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, игровую, свободного общения. Причём проходит все её этапы: от элементарных попыток действий до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также и широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное( либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома. И хороший педагог всегда помнит о том, что его ученик, сидящий за школьной партой, мысленно и чувственно связан с домом, с семьёй, со множеством волнующих его проблем.
Однако семья таит в себе и определённые сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространёнными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном порцессе, следует считать такие:
- неадекватное воздействие факторов материального порядка( избыток либо недостаток)
- бездуховность родителей
- безнаказанность и всепрощенчество
- наличие аморального стиля и тона отношений в семье
- отсутствие нормального психологического климата в семье
- фанатизм в любых его проявлениях
- безграмотность в психолого-педагогическом отношении
- пративоправное отношения взрослых
Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребёнка в нашей школе составлена программа «СЕМЬЯ». Данная программа пытается выстроить систему взаимоотношений педагогического коллектива с учеником, с родителями.
ЦЕЛЬ. Объединение воспитательного потенциала семьи и школы в процессе формирования личности учащегося.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1Соуправление. Участие родителей в работе органов школьного самоуправления. Родительский комитет школы создаётся с целью оказания помощи педагогическому коллективу в организации образовательного процесса, внеурочного времени и социальной зашиты обучающихся.
2Психолого-педагогическое просвещение.
-лектории для родителей
-обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию
- групповые консультации с учителями, психологом, социальным педагогом
- родительский клуб
3Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
-участие во всех видах внеурочной деятельности
- участие родителей в подготовке и проведении общешкольных мероприятий
-участие в профориентационной работе школы и класса
- ведение кружков для учащихся
4Формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
-знакомство родителей с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся
- знакомство с Уставом школы, с Правилами для учащихся
- в среднем и старшем звене должно быть очень чёткое взаимодействие: родитель-классный руководитель-педагог-предметник
5Диагностика и коррекционная работа.
Психолго-педагогическая диагностика должна быть оперативной и носить индивидуальный характер.
- оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания
- индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся
- семьи где воспитывает один родитель или бабушка с дедушкой, такие семьи нуждаются в повышенном внимании
- оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания одарёных учащихся
15