Методическая разработка на тему «Формирование вокальных навыков у подростков»

Методическая разработка
Конспект открытого урока по вокалу
Предмет: класс вокала (учащиеся 15 – 18 лет)
Классификация урока: «Урок выработки и закрепления умений и навыков»
Тема урока: «Формирование вокальных навыков у подростков»

Этапы работы
Содержание этапа

1.
Организационный момент
Цель: создание положительной установки на ход и результаты урока.
Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на совместную работу, подготовить голосовой аппарат к работе.
Методы:
·  Краткая беседа с учащимся (учащимися) об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, тактильного контакта, ободряющей голосовой интонации;
·  Дыхательное упражнение по методике А. Н. Стрельниковой, как способ выработки определенного дыхательного навыка и «подстройки» учащихся под нужное педагогу эмоциональное состояние.

2.
Опрос по заданному на дом материалу
Цель: закрепить ранее выработанные вокальные навыки.
Задача: проверка домашнего задания.
Методы:
·  Метод проблемного обучения, использование которого дает учащимся возможность активизировать самостоятельное мышление.
·  Беседа.
Навык – это автоматизированный компонент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения. Поэтому самостоятельная домашняя работа просто необходима для выработки и закрепления вокальных навыков.
Для мотивации учащихся к домашней работе, активации их вокального мышления, создаются уроки – презентации с обязательным импровизационным элементом.
Выполнение учащимися домашнего задания оценивается по 5 – ти бальной шкале.
Критерием оценки является степень освоения домашнего задания:
-  задание освоено и полностью выполнено – 5 балов
-  учащийся не до конца понял задание, но исправил свои ошибки на уроке при объяснении преподавателя – 4 бала
-  учащийся не до конца понял задание, исправить ошибки на уроке не смог, т. е. учащийся не уделил должного внимания к домашнему заданию – 3 бала
-  учащийся не выполнил домашнее задание – 2 бала
В случае получения 2 - х и 3 – х балов, учащемуся предлагается сделать задание еще раз и ответить на следующем уроке.

3.
Изучение нового учебного материала
Этот этап делится на две части: работа над вокальными упражнениями и работа над музыкальными произведениями. Это связано со спецификой изучаемого предмета.
Вокальные упражнения.
Цель: Проследить степень формирования вокальных навыков у учащихся – подростков.
Задачи: Овладение навыками вокала на примере конструктивных упражнений.
Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков учащихся. К ним мы можем отнести:
-  певческую установку
-  певческое дыхание и опору звука
-  высокую вокальную позицию
-  точное интонирование
-  ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса
-  использование различных видов звуковедения
-  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] навыки
Для достижения положительного результата в работе используются методы:
1.  Метод развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
2.  Метод индивидуального подхода к каждому ученику.
Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие качества.
3. Метод активного и интерактивного обучения.
Эти приемы основаны на такой форме взаимодействия учащихся и учителя, в результате которой учащиеся здесь не пассивно исполняют указание преподавателя, а активно участвуют в ходе урока. Более того, нами поощряется и взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, т. к. в основе интерактивного метода обучения лежит принципдоминирования активности учащихся в процессе обучения.
4. Рассказ
5. Объяснение
6. Показ (демонстрация)
7. Диалог
8. Дискуссия
Педагог в работе с детьми подростками активно использует метод переосмысления.
Вокальная педагогика использует множество специальных терминов: грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо, звуковая атака.
Дети подросткового возраста еще не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям этой возрастной категории.
Для этого педагог использует эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально.
1.  Метод эвристики
Подростки 14-16 лет в основной массе имеют сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октав. Звучание смешанное. Однако, это период мутации. Мутация у всех проходит по – разному. У девочек период мутации проходит сравнительно гладко, но все равно в этом возрасте надо пользоваться методом голососбережения.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью не только для маленького певца, но и для подростка – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
1)  Подготовка певческого аппарата к процессу фонации.
Цель: Подготовить певческий аппарат к процессу фонации.
Задачи:
-  разогреть связки на естественном певческом тоне
-  выстроить интонационный слух
-  закрепить положение «зевка» в звукообразовании
-  закрепить систему певческого дыхания
-  подключить необходимые резонаторы
Методы: Пение закрытым ртом, губы разомкнуты, нижняя челюсть тяжелая, ощущаем округлость мягкого неба, распевание начинаем на примарных тонах согласно индивидуальности каждого голоса.
2)  Развитие певческого дыхания.
Цель: Сформировать правильное певческое дыхание.
Задачи:
-  упражнение развивает певческое дыхание
-  дает ровность певческого тона при смене гласных звуков
-  формирует правильную артикуляцию гласных звуков
Методы: Пение упражнения в пределах «секунд» на разные слоги. Последний звук увеличивает продолжительность ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости от его объема.
3)  Упражнение на выравнивание регистров.
Цель: Выровнять регистры.
Задачи:
-  развитие кантилены (плавного звуковедения)
-  распределение дыхания на певческую фразу
-  свобода и полнота звучания
Методы:Упражнение поется на «legato», начиная от си – бемоль малой октавы по полутонам вверх на чередовании гласных и на ощущении «длинного смычка»
4)  Упражнение на однохарактерность звучания гласных
Цель: добиться однохарактерности звучания гласных звуков.
Задачи:
-  избежать пестроты звучания по тембру, сохранить окраску для всех гласных
-  избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и «полетности» звука
Методы: Упражнение поется на сочетании чередования слогов, где присутствует гласный и согласный звук.
Овладение техникой вокального искусства требует многолетней работы, поэтому на данном уроке проводится планомерная работа над формированием вокальных навыков, не предполагающая мгновенного результата.
Работа над музыкальными произведениями
Цель: овладение навыками вокала на примере высокохудожественных музыкальных произведений.
Задачи:
·  Работа над формированием исполнительских навыков
·  Работа над сценическим воплощением произведения
Педагогический прием работы над новым материалом
1. Анализ словесного текста и его содержания.
2. Грамотное чтение нотного текста.
3. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.
4. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная и т. д.).
5. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
6. Различные виды динамики.
7.  Многообразие агогических возможностей исполнения произведения (сопоставления двух темпов медленного и быстрого; замедления; ускорения); различные виды фермат.
«Земля, где так много разлук» Муз. В. Лебедева стихи. Ю. Ряшенцева
План анализа произведения
1.  Песня советского композитора.
2.  Лирическая, неторопливая, протяжная.
3.  Лад – минорный.
4.  Характер звучания – светлый, теплый, певучий.
5.  Красочный арпеджированный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6.  Форма построения – куплетная.
7.  Замечательные слова известного советского поэта.
Цель: Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.
Задача: Добиться кантиленного звучания, правильной фразировки, осмысления художественного образа, выравнивания регистров.
Методы:
·  Пение нотного материала на гласные и сочетание гласных.
·  Работа над фразой в стихотворном тексте.
·  Работа над динамикой произведения (нюансировка).
·  Вычление фраз с большими интервалами из музыкального текста и пение их в сочетании согласных и гласных звуков.
«Баркарола» Муз. Ф. Шуберта, сл. Ф. Л. Штольберга, перевод А. Плещеева
План анализа произведения
1.  Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Форма произведения – куплетная.
2.  Оживленный темп.
3.  Характер звучания светлый и певучий.
4.  Мелодия широкого диапазона.
5.  В аккомпанементе самостоятельная партия, несущая изобразительное начало игры волн.
Цель: Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.
Задачи: Добиться кантилены в исполнении, правильной фразировки, осмысления художественного образа, подвижности голосового звучания.
Методы:
·  Пение нотного материала на гласные и сочетание гласных.
·  Работа над музыкальной фразой.
·  Работа над динамикой произведения (нюансировка).
Переход от диафрагментального дыхания к грудному, достичь легкости, полетности звучания.

4.
Закрепление учебного материала
Цель: воспроизвести музыкальный материал без комментариев преподавателя.
Задачи:
·  Собрать воедино все компоненты урока
·  Проанализировать результат
Метод:
·  Формой проверки достижения поставленных целей является исполнение музыкальных произведений в концертной форме, что является методом стимуляции учащихся к дальнейшей работе

5.
Задание на дом
Цель: проверить степень овладения учащимися учебного материала.
Задачи:
·  Мотивировать учащихся на самостоятельную познавательную активность.
·  Формировать желание учащихся к достижению поставленной цели.
Метод:
·  Домашняя работа над вокальными упражнениями с помощью презентации, сольными и ансамблевыми произведениями, стихотворными текстами.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 615