Информационные учебно-наглядные пособия(математика 1 класс)

Селезнёва Н.Н.
учитель начальных классов
МКОУ СОШ школы № 5
Г.Михайловска
Шпаковского района
Ставропольского края

Задача.

Цель: Тема  урока: Задача (условие, вопрос )
Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о задаче и умений правильно оформлять решение задачи.
Краткая аннотация. На уроке дети отвечают на вопрос:что такое задача? Учащиеся в процессе урока ведут исследование по теме урока. Итог урока-защита проекта в микрогруппах. Используется ряд заданий на интерактивной доске.В ходе урока учитель создает для учащихся такие условия,в которых дети получают возможность сформировать представление о структуре задачи,умение различать условие задачи,вопрос,правильно оформлять решение задачи.Совершенствовать умение составлять схему к рисунку,составлять равенство,используя связь целого и частей.


Планируемые результаты
Личностные результаты:
-положительное отношение к учёбе в школе, к предмету “Математика”;
-представление о причинах успеха в учёбе;
-элементарные навыки сотрудничества,
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-учебно-познавательный интерес к способам решения новой учебной задачи;
-готовность целенаправленно использовать математические знания,умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
-способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-принимать учебную задачу,соответственно этапу обучения;
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-адекватно воспринимать предложения учителя;
- определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-работать по коллективно составленному плану;
-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки под руководством учителя.
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок,высказывать своё предположение;
- планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;
-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
-принимать участие в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе- на уроке и следовать им;
принимать участие в работе парами и группами;
-допускать существование различных точек зрения;
-ориентироваться на позицию партнёра в общении;
-понимать важность своих действий для решения учебных задач;
-осуществлять взаимный контроль и анализировать совершаемые действия;
-понимать необходимость вежливого общения;
-контролировать свои действия в классе;
-слушать партнёра, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться ,если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае своей неправоты;
-включаться в диалог с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:
-ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
-использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
-читать простое схематическое изображение;
-понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию;
-под руководством учителя проводить аналогию;
- ориентироваться в своей системе знаний- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные результаты
-различать математический рассказ и задачу с помощью учителя;
- понимать особенности структуры текстовой задачи;
-выбирать действия для решения задачи;
--научатся применять правило оформления решения задачи в тетради;
различать условие задачи, вопрос;
-составлять схему к рисунку ,составляет равенство, используя связь целого и частей.
Оборудование: Оборудование и оснащение урока:
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Информационные учебно-наглядные пособия:
– презентация к уроку для учащихся по теме: “[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]”;
– тренажёр для глаз.
Технические средства информации:
Тест “Соедини условие и вопрос”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
                         Тест “Является ли данный текст задачей?”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лист оценивания по теме “Задача” [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
                Установите соответствие задачи с записью ее решения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
“Линеечка роста”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебно-наглядные пособия для выполнения практических заданий:
– разноуровневые карточки – задания желтого, зелёного, синего цвета для практической работы;
– карточки для рефлексии.

Авторский комментарий
Тест создан по шаблону, разработанному Дмитрием Ивановым[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Примечание: для работы теста нужно разрешить компьютеру использовать макросы.
Примечание: для работы теста нужно разрешить компьютеру использовать макросы. Предназначение: проведение устного счета на уроках математики в первом классе.
Время проведения: 1-2 четверть, 1 класс
УМК: возможно применение в различных учебно-методических комплексах
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о
задаче ,совершенствование навыков устного счета в пределах 10, развитие внимания, привитие интереса к урокам математики. Тест-игра предназначен для фронтальной работы в классе. Работа включает 9 заданий на определение одного правильного ответа из трех предложенных вариантов. Так как навык чтения у учащихся сформирован ещё недостаточно хорошо, текст задач читает учитель.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тест “Соедини условие и вопрос”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
                          Тест “Является ли данный текст задачей?”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Ход урока
1.Организация класса.
Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.
- Урок математики.
- Раз, два, три, четыре, пять
- Я зову тебя опять.
- Математика, приди
- И всему нас научи!
(Дети произносят вслух считалку, координируют движения.)

 Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
«Что я не знаю?», «Сам найду способ»
2.Актуализация знаний. Целеполагание
(Осмыслить практическую задачу, для совершенствования умений составлять задачу,  записывать решение и ответ задачи.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3. Самоопределение к деятельности
-Послушайте два рассказа и сравните их:
1 .Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов набрали звери?
2  Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка
– звери, потому-что их тело покрыто шерстью.
-Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»?
Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Учитель предлагает провести    исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием
"Задача".
4. Работа в группах: составление плана действий.
(Навыки оценивания работы одноклассников.
Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам.
Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.)
Определение критериев оценивания составленной задачи:
- в задаче есть условие и требование;
- в задаче использовались числа, данные в решении.
Учитель.- Что значит составить  задачу?
- Как будем оценивать правильность придуманной задачи?
В задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. (На листочках - УСЛОВИЕ, ВОПРОС)
(Выслушивание  составленных задач.)
5.Организация деятельности учащихся по закреплению знаний.Организация фронтальной работы по учебнику.
- Рассмотрите условные знаки к заданию №4.
- Как будете выполнять задание?
- Что значит самостоятельно?
- А как будете работать в парах?

6.Организация самостоятельной работы.
- Вспомним правила самостоятельной работы.
Организация работы в паре.
- Вспомним правила работы в паре и составим алгоритм выполнения задания.
- Как оценим правильность выполнения работы в парах.
Проверка выполнения задания.
(заслушиваются 2-3 пары, показывают образец работы над заданием и результат деятельности, сравнивают, аргументируют.
Определяют критерии оценивания самостоятельной работы.
Читают задание и работают в парах.
Заслушивают и сравнивают свое выполнение задания с выполнением заданий других пар. Аргументируют свои ответы.
Оценивание работы в парах в «оценочных листах».)

7.Практическая работа.
Учитель. Давайте выясним точно, что является какой частью задачи.
- Закрепим это знание.
Тест “Соедини условие и вопрос”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- "Наблюдение и эксперимент"
- Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?
В 1-й - задать ВОПРОС.
В 3-й - дополнить УСЛОВИЕ недостающими данными.
Тест “Является ли данный текст задачей?”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Учитель.На листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ
- Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу?
- Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?
- Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока
Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос.
(Умение строить логическую цепь рассуждений)
Навыки делового партнерского общения.
Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа.
Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.
Извлекать необходимую информацию из заданий учебника.)
8.Оформление записи задачи в тетради.
(Обобщают правила оформления записи задачи в тетради.)
9. Работа в группах. Соедини вопрос с условием задачи.
Учитель. Установите соответствие задачи с записью ее решения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.Итог урока.
Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке.
Учитель.
- Какие цели ставили вначале урока?
- Как добивались этих целей?
- Положите перед собой «лист самооценки».
- Оцените свою деятельность.
Оценивание и рефлексия своей деятельности.
Лист оценивания по теме “Задача” [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
“Линеечка роста”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Учитель.- Мы с вами сегодня занимались совершенно новой для вас работой. Ваше впечатление об этой работе - трудно ли было на уроке, не очень или легко? Хотели бы вы еще когда-нибудь провести исследование? А нужно ли проводить такие исследования? (можно узнать много интересного)

Список использованной литературы:
1.УМК:
1. Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1 класс 1 часть, М.: Просвещение, 2010
1.Рабочая тетрадь  по  математике  для 1кл.  № 1   сост. Моро М.И., Волкова С.И.- Москва,  Просвещение, 2009 г.
2. Поурочные разработки по математике. 1класс. сост ФефиловаЕ.П., Поторочина Е.А. - Москва «ВАКО» 2008г.
3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Поурочное и тематическое планирование по математике. К учебнику М.И.Моро и др. «Математика В 2-х частях 1 класс» М.: Просвещение, 2008
4.Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем./сост. М.С.Умнова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. – (Уроки мастерства).