Урок обучения грамоте по теме: «Вспомним и узнаем: правописание сочетаний ча-ща, чу-щу» УМК «Гармония»


Урок обучения грамоте по теме: «Вспомним и узнаем: правописание сочетаний ча-ща, чу-щу» (УМК «Гармония»)
Цель урока: познакомить детей с правописанием сочетаний ча-ща, чу-щу.
Оборудование: проектор, ноутбук
Ход урока:
1 Орг.момент.
У: Проверим вашу готовность к уроку:
Руки? –На месте!
Ноги? –На месте?
Локти? –У края.
Спинка? –Прямая
2.Речевая разминка:
У: Урок начнем с речевой разминки: для чего она нужна? (ответы детей)
Проговаривание скороговорки в разных темпах.
Щуке в речке каждый день
Щеткой зубы чистить лень.
Продолжаем разминку: игра «Согласны ли вы, что…»
-в русском языке две буквы звука не обозначают?
-парных по звонкости-глухости 4 пары?
--гласных букв -10?
-гласных звуков -5?
Придумайте рифму к слогуцепочке: да-да-да
(дети придумывают рифмы, проговаривают их вслух)
У: -Да-да-да-учи правила всегда! Что такое правило?
-закономерность, порядок, алгоритм действия
- А зачем их учат?
3.Актуализация знаний:
Вспомним правила чтения:
(одни буквы гласных обозначают твердость согласных, другие –их мягкость(.
Перед буквами :)АОУЭЫ читаю твердый согласный звук, перед ЯЕЁЮИ –мягкий согласный (буквы записаны на доске)
Давайте посмотрим, всегда ли действует это правило ?Предложение на доске: найдите все ошибкоопасные места. Проверим по правилу
(Предложение записано на доске) Дятлы живут в лесной глуши.
Дети читают, проверяют действие правила, делают выводы
У: -Всегда действует это правило? Не всегда, есть буквосочетания, которые под это правило не подходят. Какие это буквосочетания? Для них есть свое правило ЖИ-ШИ пиши с И. Как вы думаете, в русском языке всего два таких буквосочетания ….?
?????
Как думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Какую цель поставим?
(Дети ставят цель урока: узнать, есть ли еще буквосочетания, которые не подходят под это правило чтения)
Работа по букварю.
Откройте страницу 86 букваря и прочитайте заголовок к уроку,

У: -Сегодня урок начали с предложения о дятле. Хотите узнать об этой птице больше? Проверим, что вы уже знаете.
Какую пользу приносит дятел? Как его называют? Живут ли дятлы в наших лесах?
Рассмотрите картинку, почему у одного- красная шапочка есть, а у другого- нет? Прочитаем текст, но вначале определим задание к тексту:
-разделить на слоги и дать название тексту
Чтение за ведущим, вполголоса
-Что узнали из текста? Какими словами из текста можно озаглавить его?
Вернемся к правилу чтения, с которого мы начали урок?
-Перед буквами : АОУЭЫ читаю твердый согласный звук, перед ЯЕЁЮИ – мягкий согласный (на доске)
-Проверим, как вы это правило действует в тексте.. Задание: девочки в первом предложении подчеркивают буквы гласных, которые указывают на мягкость согласных(13), а мальчики-буквы гласных, которые указывают на твердость согласных(10).
-Кто справился с заданием? Встретили ли мы буквосочетания, не подходящие под наше правило? Может, мы не правы, и всего одна пара буквосочетаний не подходящих к правилу?
4.Физкультминутка
5.Работа над новой темой.
У:-Итак, какая цель перед нами стоит?
найти буквосочетания, которые не подходят к правилу
-Мы говорим о том, что при чтении мы обращаем внимания на гласную букву, которая стоит в слове за согласной и она подсказывает нам как читать согласную: твердо или мягко.
Работаем по стр.87, прочитайте самостоятельно, жужжащим чтением словосочетания, поставьте ударения, подчеркните ошибкоопасные места.
Самостоятельная работа детей
Какие ошибкоопасные места встретили? Есть ли здесь еще буквосочетания не подходящие под правило? Проверьте.
Мы сегодня говорим о правилах, а Кто их составляет?
-ученые
А вы хотите побыть в роли ученого? Читайте первые 2 столбика и наблюдайте за выделенными буквосочетаниями, нет ли здесь каких – нибудь нарушений общего правила чтения?
Дети работают самостоятельно.
-Какое несоответствие нашли?
после букв мягких согласных пишут…
-Какой вывод можете сделать по нашим наблюдениям? (ча-ща-на доску)
-после ч и щ писать а
-Прочитайте и проанализируйте следующие 2 столбика . Все значения слов понятны?
-Что можете сказать о подчеркнутых буквосочетаниях? (чу-щу-на доску)
-после ч и щ писать у
Это соответствует правилу? Значит это…?
-ошибкоопасное место
Ученые называют это словом - орфограмма
Какое правило выведем?
На слайд:
ЧА и ЩА, мои друзья, напишу их с буквой А!
Знаю правило одно, очень верное оно:
ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У!
-Как только встретим сочетания ча-ща и чу-щу, что будем вспоминать...?
Дети:правилоИнтересная работа у ученого? Может кто-то захотел стать ученым, когда вырастет?
6.Работа в парах
Проверим, как вы запомнили правило и насколько вы внимательны:
Посовещайтесь в парах , вставьте пропущенные буквы и разбейте слова на группы. Пара, которая будет готова- ворота из рук поднимает вверх.
(на листочках слова) чудо , чаща , чудесный , щавель, кричу, пищу, прощай, чашка
-Проверка: по какому признаку разбили на группы? Какие буквы вставили- проверьте по образцу.
-Оцените свою работу: кому было трудно выполнять это задание- поднимите правую руку.
Кому было легко выполнять задание – поднимите левую руку.
7.Рефлексия
-Какую цель ставили в начале урока?
-Узнать что-то новое, найти сочетания, которые не подходят под правило чтения.
Что нашли?
Что узнали?
Достигли цели? Где нам в жизни могут пригодиться эти знания ?Будем закреплять буквосочетания ча-ща, чу-щу на следующих уроках.
8.Оценка-самооценка.
Оцените свою работу на уроке: ( с помощью сигнальных знаков на доске)
-Я все понял и запомнил (!)
-Я все понял, но не все запомнил (!?)-Я ничего не понял и ничего не запомнил (?)
Я благодарю вас за урок, мне тоже было интересно и приятно с вами работать, т.к. многие ребята сегодня- молодцы, активно работали, хорошо рассуждали.