Статья на тему Патриотизм и его роль в воспитании подрастающего поколения
Патриотизм и его роль в воспитании подрастающего поколения.
Одной из наиболее болезненных для нашего общества проблем является растущая популярность националистических и шовинистических идей и идеологий в молодежной среде. Во многих городах создаются и расширяются молодежные организации откровенно фашисткой ориентации, что можно считать вопиющим фактом, если вспомнить, какие жертвы были принесены в борьбе с фашизмом во время Великой Отечественной войны нашими соотечественниками. Растет преступность в молодежной среде, катастрофическими темпами распространяются алкоголизм, наркомания, токсикомания. Большую тревогу вызывает увеличение числа безнадзорных и брошенных детей, рост суицидов. К выполнению своих конституционных обязанностей, особенно это относится к службе в армии, многие молодые люди относятся не только безответственно, но зачастую готовы пойти на любые шаги, вплоть до незаконных, чтобы избежать венной службы. В молодежной среде тот юноша, который идёт в армию, воспринимается как неудачник, не сумевший «откосить», бедный, чьи родители не нашли денег для этого. Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных, изменилась мотивация деятельности, отношение к труду, к своей роли в обществе, в истории своей страны.
Интересы государства в настоящее время требуют срочного решения этих проблем, прежде всего выработки государственной идеологии и разработки общегосударственной системы образования и воспитания. Теперь уже ясно, что необходимо активное влияние государства на молодёжную политику, ведение скоординированной работы с подрастающим поколениям. С целью преодоления последствий социально-экономического и духовного кризиса и в стране в целом, и в каждом регионе, в частности. совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирования у граждан России высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-продолжить создание системы патриотического воспитания; повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения; проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Патриотическое воспитание представляет собой процесс воздействия на учащихся с целью восприятия ими исторических знаний о лучших традициях нашего народа, о героической борьбе за свободу, о подвигах, о талантах ярких личностей, о гордости за свою страну, о значении символов государства – Герба, Флага, Гимна России, о культурной связи разных народов России и их взаимном влиянии друг на друга.
Понятие «патриотизм» происходит от греческого слова patris, которое переводится как Отечество, Родина.
В русский язык слова «патриот» и «патриотизм» вошли в ХVIII веке, с проникновением большого количества других иноязычных слов в результате преобразований Петра I .
М.В. Ломоносов считал формирование «человека-патриота, стержневыми качествами которого, по его мнению, должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.
Период Великой отечественной войны явился жестокой проверкой всей страны и её граждан на прочность. Уже с первых дней войны стало ясно, что многие молодые люди не просто готовы воевать за свою Родину, но их не пугают ни лишения, ни даже смертью. По воспоминаниям немногих оставшихся в живых бывших комсомольцев-партизан из подразделения, в которое входила Зоя Космодемьянская, можно понять, что они знали о том, что идут на гибель. Командиры их честно предупреждали: «В живых вы не останетесь». И, несмотря на это, никто из 2000 комсомольцев не струсил, и все отправились на задания. Многих постигла участь Зои, большинство погибли в боях. Таких примеров тысячи. Не вызывает сомнения, что это результат патриотического воспитания, когда молодежь действовала по принципу: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». В конце 80-х годов с началом перестройки эти подвиги всячески пытались принизить, очернить, например, подвиг З. Космодемьянской представляли так: поджигая дома крестьян деревни Петрищево, она не боролась с гитлеровцами, а воевала против своих, так как лишала крестьян жилья. Поэтому немцы казнили её заслуженно. Подобные «мнения» высказывались на страницах газет и журналов, в телепередачах. Такая же участь постигла А. Матросова, молодогвардейцев, маршала Г.К. Жукова и многих других. При этом нередко выходили публикации, где всячески раздувались факты предательства, сдачи в плен советских солдат. Победа нашего народа в Великой Отечественной войне – это победа не только оружия, но победа всего народа, который сражался за свою Родину, не случайно война получила название Отечественной. Не меньший патриотизм, чем солдаты, проявили и труженики тыла, которые тоже вели бои за перевыполнение плана, за вооружение нашей армии. Большую роль в этом сыграли учащиеся школ, техникумов, студенты вузов. Многие, наравне с взрослыми работали на заводах, в колхозах. А некоторые молодые люди, даже дети участвовали в работе подпольных организаций, воевали в партизанских отрядах. В советское время, вплоть до распада СССР, в каждой школе висели портреты пионеров-героев, школьники изучали их биографии, сейчас, к сожалению, об этих маленьких героях большой войны никто не вспоминает, хотя рассказы об их подвигах и их любви к своей стране и сейчас могут служить позитивным примером для будущих защитников страны. Ведь многие герои умирали со словами: «Прощай Родина! Умираю, но не сдаюсь». Множество таких надписей сохранилось на стенах Брестской крепости, Одесских катакомб и других памятников войны. Эти факты говорят нам и о том, что большинство советских людей того поколения были воспитаны на главном принципе, главной идее: «Была бы только Родина богатой и счастливою, а выше счастья Родины нет в мире ничего».
Разрушение детских организаций привело к тому, что ребята, которые раньше находили применение своей силе и энергии в каких-либо полезных делах – будь то сбор макулатуры или забота о стариках, оказались предоставлены сами себе. И этим немедленно воспользовались представители криминальных структур, религиозных сект, националистических движений. Нельзя забывать об уроках истории, ведь Гитлер пришел к власти, опираясь на патриотические идеи, на призывы о возрождении великой германской нации. Главным образом, эти идеи адресовались молодежи, и именно она стала ударной силой штурмовых отрядов.
Когда в нашей стране, пошел процесс очернения нашей истории, представления ее в виде бесконечной череды войн, безобразий тиранов, естественно у многих людей возникла обратная реакция – доказать, что наша страна – великая держава с особой богатой культурой и историей. Но кто-то начинает искать виновных в том, что сейчас Россия при всем ее богатстве – развивающаяся страна и находят этих виновных в лице представителей других рас и национальностей, хотя когда-то у нас существовало понятие интернационализм.
Для обеспечения разносторонности и эффективности обеспечения патриотическая воспитательная работа ведется по нескольким направлениям:
Проведение общегородских героико-патриотических мероприятий, посвященных памятным датам воинской славы.
- В День защитников Отечества проводятся уроки мужества в учреждениях образования и музеях, торжественное собрание, возложение цветов к памятнику на Аллее Славы и к обелискам.
- День памяти воинов-интернационалистов организуется совместно с Союзом ветеранов Афганистана. В это день проводится вечер памяти, поездка на городское кладбище, молебен в храме равноапостольного князя Владимира.
- В День Победы проводится парад-шествие и митинг на Площади Победы, возложение гирлянды Славы к памятнику, дежурство «Почетного караула». Обновление гуманитарного образования – одна из важнейших современных проблем. Ее решение должно предусматривать не только дополнение программ по учебным дисциплинам новыми сведениями, т. е. обновление их в буквальном смысле, важно также возродить то, что было ценного и полезного в прошлом, но незаслуженно забыто к настоящему времени. Патриотические чувства, любовь к своей Родине у человека с ранних лет связываются с родным краем. Необходимо тщательно и глубоко изучать материалы, относящиеся к героическому прошлому и настоящему нашей страны, чтобы воспитывать школьников в духе преданности и к своей Родине.
Беседы школьников с участниками Великой Отечественной войн имеют большое познавательное и воспитательное значение. Ребята узнают о героических подвигах нашего народа: воинов на фронтах, партизан и подпольщиков в тылу вражеских войск, тружеников тыла. Говоря о достижениях в школьном и научном краеведении, нельзя не отметить еще имеющиеся недостатки и не сказать также о задачах дальнейшего развития краеведения.
Следует разграничивать школьное и научное краеведение и в то же время отмечать взаимодействие двух его видов. Нельзя пренебрегать системой источников для изучения истории родного края, начиная с древности и кончая современностью.
При воспитании патриотизма как важнейшего явления нашей жизни необходимо учитывать большие и необратимые изменения, происходящие в российском обществе, которые не могут не влиять на сознание и чувство его членов и, прежде всего, молодежи. К сожалению, с началом преобразований в Российской Федерации резко проявилась негативная сторона этих изменений, выразившаяся в разрушении духовно-нравственных основ нашей жизни. формирование патриота и гражданина должно рассматриваться в тесной связи с политическими, социальными, экономическими, культурными процессами, которые происходят в мире, в России. для реализации патриотически-ориентированного образования мы должны иметь механизм формирования личности, готовой к служению Отечеству, а при необходимости и к его защите.
Важным является и то, что государство формирует социальный заказ на определённый тип молодого человека. непосредственно воспитание и образование.
Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание социального-демографического слоя молодых людей, главной целью которых будет не только достижение собственного благополучия, но и создание условий
для возрождения России как великой державы.
Концепция патриотического воспитания призвана конкретизировать современное понимание патриотизма, создать систему становления человека культуры, гражданина и патриота. Патриотизм формируется в процессе обучения, воспитания, социализации молодежи, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине. Важно, чтобы молодые люди поняли, что их личное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных областях деятельности взаимосвязаны с готовностью к служению к своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут. Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время. Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотических чувств школьников я рассказываю об Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве. Важно рассказать вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. Изучая тему «План и карта», целесообразно предложить задания, имеющие познавательную направленность:10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты – 69o ю.ш. и 91o з.д. (остров Петра I). В 1937 г. В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Северный полюс – Северная Америка (49o с.ш. и 123o з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта и его направление. Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края. Большое внимание уделяю отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. О величии нашей Родины уместно говорить при изучении курса географии России в 9- 9 классах. Наша страна – самая большая в мире по площади, и поэтому ее природа, люди и хозяйство настолько разнообразны. Именно с этих слов нужно начинать знакомить учащихся с Россией.
Нужно говорить детям об огромных её размерах, великих границах, об истории формирования территории, о русском человеке и его характере. О том, что ее населяют разные народы, но все они трудятся во благо своей Родины и едины в любви к ней. Говоря о внутренних водах России, воспевая великие наши реки, озера, моря, обязательно вспоминаем о том, что речушки нашей малой родины – часть больших, могущественных рек.
Изучение формирования народных промыслов показывает, что они выросли из семейной традиции передачи мастерства от старшего поколения к младшему, а следовательно, показывают важность семьи, что в последнее время является очень важным аспектом, способствует воспитанию патриотических и духовных основ личности старшеклассника за счет предоставления им знаний о культуре разных географических районов, в том числе о народном искусстве, как части общемировой культуры.
Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, я обращаюсь к музыкальным произведениям. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».Вот эту красоту и познаём, изучая географию родного края. Проблема патриотического воспитания – это, действительно, государственной важности задача. И я стремлюсь её решить на уроках географии и во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма. О роли школы в воспитании патриотизма можно видеть на диаграмме по итогам анкетирования старшеклассников.
Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развить в ребёнке чувство святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед священным. Патриотическое воспитание – это пробуждение мотивационно-ценностного ядра нравственных поступков, социальных поступков, ориентированных на служение Отечеству и своим близким.
Мотивационно-ценностное ядро человека включает, прежде всего, фундаментальные ценности: Родина, Отечество, родная земля, семья, родители, дети, ближние.География, как предмет гуманитарного цикла, наряду с историей и литературой, играет важную роль в патриотическом воспитании учащихся.
Литература
1. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
4. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
6. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.