Роль речевой культуры в воспитании и становлении личности подрастающего поколения


Крючкова О. В.
ОГБОУ «Школа №10»
Г. Рязань
Роль речевой культуры в воспитании и
становлении личности подрастающего поколения
Речевая культура человека –
зеркало его духовной культуры.
В. А. Сухомлинский
Речевая культура — одна из составных частей общей культуры человека. Это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. (слайд)
Культура языка, речи отражает культуру мышления, культуру поведения, рисует духовный и нравственный портрет личности.
С голубого ручейка, как известно, начинается река. Дружба начинается с улыбки. А с чего начинается для нас новый человек? Диалог:
- А у нас в школе новый директор…
- Ну и как?
- Ничего. Высокий такой. Седоватый. Глаза вроде добрые. Семиклассников на «вы» называет. «Вы, - говорит, - Иванов, после занятий, если, конечно, у вас ничего срочного не намечено, зайдите ко мне в кабинет». Иванов аж онемел! (слайд)
Очень часто новый человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего, чем богат его внутренний мир. Это будет потом. А пока – внешность, манеры, стиль поведения. Срабатывает, как его называют психологи, феномен первого впечатления, которое оказывается настолько сильным, что накладывает отпечаток на все последующее общение. «Сначала одобряет глаз, потом сердце». (слайд)
Хорошие манеры, соблюдение норм этикета, воспитанность вообще не просто этикетка, нечто внешнее. Они испокон века потому ценятся и почитаются в народе, что за ними стоит глубокая духовность, богатый внутренний мир человека. Не случайно еще в XV в. поэт заметил: «Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе». Разумеется, нельзя представлять дело так, что внутренняя культура автоматически порождает внешнюю, а эта последняя зеркально отражает глубины души. При неправильной расстановке акцентов в воспитании это единство может быть нарушено. (слайд)
В настоящее время речевая культура находится в состоянии кризиса. Причины кризиса лежат в самой жизни: изменилось международное положение страны, от этого сократилась база русского языка. Изменилась экономика, происходит научно-технический прогресс, и (слайд) люди больше общаются по телефону, а не в письмах, — исчезает культура переписки. Снизился уровень жизни части населения, и людям становятся недоступными книги и журналы.
Действительно, на наших глазах происходит нравственная деградация общества, наблюдается удручающе низкий уровень духовности. (слайд)
Это напрямую отражается и в речевой культуре. С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы часто слышим сниженную, вульгарную, грубую речь. Чрезмерное увлечение общением в Интернете и компьютерными играми способствовали деградации человеческого языка, упадку речевой культуры, а следовательно, и примитивизации мышления, духовного развития, сложностям в межнациональном, межпоколенном общении и возникновению многих других проблем.
Сложившаяся ситуация беспокоит общественность, людей, знающих и любящих родной язык, родную литературу.
Нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времен тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. (слайд)
В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня грамотности населения нашей страны. Основное назначение ее видится в росте личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию, а главное, к формированию культуры своей речи.
В процессе воспитания речевой культуры, культуры общения у детей мы в школе соблюдаем следующие условия (слайд):
1) развитие всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической, в том числе ее связности и образности).
С переменным успехом идет борьба в школе и дома с ужасными ребячьими жаргонами, с грамматическими ошибками, с приводящими филологов в трепет словообразованиями. Но есть не менее важные, чем грамматика, лексика, орфоэпия, вещи, на которые совсем мало обращают внимание: дикция, интонация, сила и высота звука, темп речи. Иные девочки говорят настолько пронзительно, что и сами они, и все окружающие устают от их голосов, между тем как тембр и высота звука могут быть отрегулированы и облагорожены специальными упражнениями.
А вот, путаясь в окончаниях и проглатывая гласные, мальчишка рассказывает потрясающую историю о спасении рыжего котенка от соседского дога. Жаль гасить такой энтузиазм, но все же следует попросить его изложить все более членораздельно.
2) воспитание культуры общения детей в условиях образовательного учреждения и семьи на основе формирования представлений о правилах и формах речевого этикета в зависимости от ситуации.
Чтобы школьники овладели искусством завязывать и поддерживать беседу, мы их для начала учим очень несложным вещам: отвечать на вопросы внятно, приветливо, не дичась, на умничая излишне; задавать вопросы, имеющее прямое отношение к теме разговора; высказывать свое мнение; внимательно и вежливо выслушивать собеседника.
Редкая беседа обходится без полемики. Искусство спорить, не нарушая добрых отношений и дружбы, опять-таки формируется с детства. Самое элементарное, что должны усвоить ребята: кулак, ругань, перечисление личных недостатков собеседника и отрицательная оценка его качеств аргументами не являются. Зато очень может помочь в споре шутка. Чувство юмора упрощает, облегчает и украшает общение, а также составляет обязательный элемент воспитанности и требует, как и всякое другое чувство, упражнения и тренировки для своего развития.
3) привлечение родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с ребенком (сочинение рассказов, иллюстрирование их, беседы после чтения литературных произведений и просмотра телевизионных передач…).
В свое время Советский Союз считался самой читающей страной в мире. Почему россияне стали меньше читать? Проблема достаточно огромная. К сожалению, большинство детей сейчас предпочитает общество телевизора и компьютера, нежели шедевров бессмертных классиков, или хотя бы любительской литературы. Но если дети — как податливая глина в руках мастера, то со взрослыми — этот вопрос стоит посложнее.
Потеря интереса к чтению у молодежи — проблема не сегодняшнего дня, и не только российская. Уход от книги — явление глобальное.
Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.
Чтение — это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий формирования у учащихся языковой, речевой культуры.
Если не развивать интерес к классике, последующие поколения неизбежно утратят связи с богатейшей почвой национальной культуры, а это чревато катастрофическими процессами, которые могут привести к социальным потрясениям, ибо человек невежественный, духовно неразвитый — это социально опасная личность.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого ребенка, в освоении им культурных богатств, предшествующих поколений.
Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок дает потрясающие результаты. Народные сказки, предания, былины как сокровищница русского народа помогают школьнику овладеть смыслом духовно-нравственных понятий и ценностей, основанных на национальных традициях народа, его образе мышления, гуманных принципах христианской морали, что является неотъемлемым требованием к воспитанию нравственных качеств личности.
Поэтому мы в своей работе постоянно обращаем внимание и используем в работе с детьми великое наследие нашего народа.
Также и русская классика, лучшие образцы литературы ХХ века не только приобщают учащихся к великой культуре, но и обращают их к важнейшим этико-философским, социальным, психологическим проблемам, позитивно влияют на личность учащегося, формируют у подрастающего поколения сложную, объемную картину мира, содействуют приобретению необходимого духовного опыта.
4) работа с родителями, направленная на обогащение опыта соблюдения норм культурного обращения друг с другом и повышающая их педагогическую компетентность.
В настоящее время существует необходимость проведения целенаправленной работы с родителями по вопросу воспитания культуры общения ребенка в семье с целью расширения их педагогической компетентности.
Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. (слайд) Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания. И для того, чтобы решить эту задачу, взрослым следует очень тщательно проанализировать, а как же они сами относятся к окружающим, к знакомым и незнакомым, к соседям, сослуживцам, родным и близким и, конечно же, к детям.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Себастьян Брандт
Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне в большей или меньшей мере находит выражение в общении и под его влиянием формируются привычки культурного общения с окружающими людьми, которые отражают его нравственное отношение к людям. (слайд)
Современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается. И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит - владеть основами речевой культуры, культуры общения, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.