Рабочая программа работы с одарёнными учащимися.

Рабочая программа работы с одарёнными учащимися.
 1. Пояснительная записка
В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
В основе программы Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Моя деятельность  по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости  соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
Планируя занятия, наполняя их определенным содержанием, взяла на вооружение положение, установленное Л.С.Выготским, о том, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый учащимся уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. Всюду, где только возможно, будить мысль учащегося, развивать активное, самостоятельное и – как высший уровень – творческое мышление. Главная особенность развития системы школьного математического образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения математике. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к математике, дав ему все возможности для их развития.
Целью работы с мотивированными учащимися является, в частности, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их математических способностей, на применение математических методов в различных отраслях науки и технике.
Общая характеристика программы
Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерения; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает также четыре понятия, вводимые без определений: число, отношения, величина, геометрическая фигура. Учащиеся пользуются материалами сайта Учи.ру, Знаника.У каждого учащегося свой логин и пароль для входа на свою страницу.

Описание места учебной программы.
1час в неделю, 35 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что учащиеся отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также  обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные учащиеся обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному учащемуся. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые учащиеся легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Содержание программы ориентировано на достижение трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы

У учащихся продолжает формироваться:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами учащийся может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
-заинтересованность в разрешении и углублении полученных математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование.


Метапредметные результаты освоения программы
У учащихся продолжает формироваться:
- владение основными методами познания окружающего мира ( наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах ( практические работы, работа с моделями);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символистических средств;
- понимание причин неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное моделирование результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.

Предметные результаты освоения программы
У учащихся продолжает формироваться:
-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
-умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
-овладение устными и письменными аргументами выполнения арифметических действий с целыми нерациональными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Программа построена таким образом, чтобы учащийся смог подключиться к усвоению отдельных разделов программы в течение учебного года. Предпочтительны коллективные занятия.
Для подтверждения своей успешности учащиеся могут участвовать в школьных,городских, областных и Международных олимпиадах, Вести исследовательскую, самостоятельную работу, по итогам которой оформлять рефераты


Требования к уровню усвоения программы
В результате изучения данной программы учащийся должен обладать следующими знаниями и умениями:
Основные виды логических задач.
Способы решения популярных логических задач.
Основные принципы математического моделирования. Основные свойства делимости чисел.
Программа направлена на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Программа является пропедевтикой «олимпиадных» задач.
Учащиеся должны научиться выполнять небольшие исследовательские работы
.
Содержание учебной программы (35 часов)
Математические игры - 2 часа.
Числовые задачи - 2 часа.
Комбинаторные задачи - 3 часа.
Логические задачи - 3 часа.
Текстовые задачи - 3 часа.
Задачи на делимость - 2 часа.
Волшебные квадраты - 2 часа.
Задачи на переливание - 2 часа.
Задачи с геометрическим содержанием - 3 часа.
Олимпиады по математике. Анализ олимпиадных работ - 8 часов.
Проектно-исследовательская деятельность - 5 часов.












Тематическое планирование
№ пп
Тема занятия
Количество часов
Элементы содержания
Дата
Примечание




План
Факт


1-2
Математические игры
2
Ребусы, примеры с буквами, цепочки,
3.09
10.09



3-4
Числовые задачи
2
С избыточными данными, с недостающими данными, решаемые методом подбора,
17.09
24.09



5-7
Комбинаторные задачи
3
Комбинации из 3, 4, 5 элементов. Запись решения в виде таблицы, в виде схемы
1.10
8.10
15.10



8
Олимпиада по математике
1
Интеллектуальный марафон.
Задания повышенной сложности.

22.10



9
Анализ проведенных олимпиад, работа над ошибками
1
Разобрать типичные ошибки при выполнении работ. Спланировать дальнейшую деятельность.
29.10



10-12
Логические задачи
3
Старинные задачи, задачи на смекалку, задачи в стихах
12.11
19.11
26.11



13-14
Текстовые задачи
2
Задачи на движение, на нахождение доли числа и числа по доле
3.12
10.12



15
Олимпиада по математике
1
Городской тур олимпиады.
Задания повышенной сложности.

17.12



16
Анализ проведенных олимпиад, работа над ошибками
1
Разобрать типичные ошибки при выполнении работ. Спланировать дальнейшую деятельность.
24.12



17-18
Задачи на делимость
2
Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10
14.01
21.01



19-21
Волшебные квадраты
3
Правило волшебного квадрата, восстановление волшебного квадрата, создание своего волшебного квадрата
28.01
4.02
11.02



22-24
Задачи на переливание
3
Единицы объема, вместимость, мерки объема
18.02
25.02
4.03



25
Олимпиада по математике
1
Школьный тур городской олимпиады
Задания повышенной сложности.
11.03



26
Анализ проведенных олимпиад, работа над ошибками
1
Разобрать типичные ошибки при выполнении работ. Спланировать дальнейшую деятельность.
18.03



27-28
Задачи с геометрическим содержанием
2
Моделирование на плоскости, объемное моделирование, периметр, площадь, объем.
1.04
8.04



29
Олимпиада по математике
1
Интерактивный конкурс «Кенгуру». Задания повышенной сложности.
15.04



30
Анализ проведенных олимпиад, работа над ошибками
1
Разобрать типичные ошибки при выполнении работ. Спланировать дальнейшую деятельность.
22.04



31-35
Проектно-исследовательская деятельность
4
Вести исследовательскую, самостоятельную работу, по итогам которой оформлять рефераты, сборники заданий для учащихся своего класса.

29.04
6.05
13.05
20.05
27.05
















Описание материально- техническое обеспечения образовательного процесса

. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
2. Магнитная доска;
3. Экспозиционный экран;
4. Персональный компьютер;
5. Мультимедийный проект;


1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 3-4 классах. Москва. «Просвещение», 1998.
2. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва «Просвещение», 1986.
3. Кордемский Б. А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986.
4. НестеренкоЮ., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.
6. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».
7. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. Домодедово. ВАП-VAP, 1994.