Программа индивидуальной работы с одаренными учащимися
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Этапы реализации.
Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2012 по 2016 годы.
Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2012года (1 класс).
Второй этап – деятельностный (второе полугодие 2012 года – второе полугодие 2015 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.
Третий этап - констатирующий (первое полугодие 2016 года, 5 класс)
Формы работы с одаренными детьми.
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, спортивные соревнования.
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Создание системы взаимодействия с родителями учащихся.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
Развитие потенциала детей.
Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:
выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время.
ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.
переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность.
Критерии выявления одаренности:
1) активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
2) наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
3) систематическое самообразование;
4) креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
5) темпераментные особенности;
6) активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).
План работы
с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год.
№
Основные мероприятия
Сроки
1
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, и т.д. Формирование списка одаренных детей.
Сентябрь
2
Участие в предметной олимпиаде для младших школьников.
Декабрь
3
Участие в конкурсах творческого направления
В течение года
4
Привлечение детей к участию в кружковой работе
В течение года
5
Индивидуальные занятия на уроках и внеурочное время
В течение года
6
Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой.
В течение года
7
Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней
В течение года
8
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей
В течение года
Индивидуальная карта ученика
Ф.И.О. учителя Каскенова А.А.
Фамилия и имя ученика Бекжанова Диана
Класс 4 Предмет - русский язык, математика
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
№
Мероприятия
Тематика занятий
Сроки
1
Индивидуальные занятия
Русский язык, математика
В течение всего года
2
Дифференцированные задания
Методические пособия
В течение всего года
3
Дифференцированный контроль знаний
Русский язык математика
По итогам четверти
4
Работа с тетрадью
Задания повышенной трудности
В течение всего года
5
Участие в предметной олимпиаде для младших школьников.
Руссий язык. математика
Декабрь
6
Участие в конкурсах творческого направления
В течение всего года
Программа
индивидуальной работы
с одаренными учащимися 4-го класса
на 2013-2014 уч. год
Златопольская СШ
учитель: Каскенова А.А.