Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребёнка к школе
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
как одно из условий подготовки ребенка к школе.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, это способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Поэтому фонематический слух является важнейшим стимулом формирова-ния нормированного произношения.
В логопедии традиционно принято рассматривать при формировании фонематического слуха следующие процессы:
- фонематическое восприятие,
-фонематические представления,
-фонематический анализ,
-фонематический синтез.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематические представления - сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука.
Фонематический слух играет важную роль в овладении звуковой сторо-ной языка. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение. Фонематический слух начинает формироваться на первом году жизни и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с ФФН не овладевают грамотным чтением и письмом. К пяти годам практически завершается процесс фонематического развития, Ребенок не только слышит, но и правильно произносит практически все звуки родного языка. Однако осознание звуковой стороны слова наступает к 6-7 годам с усвоением письменной формы речи. На этом этапе основное значение приобретают операции фонематического анализа и синтеза. Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением. Если проанализировать чем может быть обусловлена артикуляторно- акустическая дисграфии, главной причиной является нарушение фонемного распознавания, несформированностью фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам ). Нарушения фонематического слуха могут быть и основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии. Несформированность фонематического слуха встречается и при правильном произнесении звуков. Дети с фонематическим недоразвитием (при относительно сохранном звукопроизношении) чаще всего не получают специальной коррекционной помощи в дошкольных учреждениях. К сожалению, симптомы нарушений фонематического слуха диагностируются только в школе, составляя основной контингент логопедического пункта.
Недоразвитие фонематических процессов встречается и при ФФН, и при ОНР, и как самостоятельное нарушение речи. Таким образом, необходима целенаправленная работа для обеспечения своевременной подготовки детей к обучению грамоте и предупреждению возникновения нарушений письменной речи. Одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи является преодоление нарушений фонематического слуха.
Основными задачами развития фонематических процессов являются:
- обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи;
- выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;
- формирование фонематических представлений;
- формирование фонематического анализа и синтеза;
- развитие навыков самоконтроля произношения звуков.
Этапы развитие фонематического восприятия (развитие узнавания и дифференциации фонем на слух).
1.Различение правильного и неправильного звучания слова. «Правильно ли я сказала?» (прослушать слово, произнесенное правильно или с, намеренно сделанными, ошибками.)
2. Различение слов, похожих по звучанию ( «мак –рак», «бочка –точка».
3. Различение слов-паронимов (показать, где крыша, а где крыса…)
4. Выделение звука из ряда заданных звуков и слогов. Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «Ш».
5. Выделение звука из ряда заданных слов. Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Ш».
6. Выделение звука из состава словосочетаний, фраз, текстов.
Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Ш».
Фонематический анализ:
- определение места звука в слове: «Где находится звук «Ш» в слове «шуба»: в начале, середине или конце слова?»;
- определение положения звука по отношению к другим звукам: «Определите положение каждого звука в слове «шар» по отношению к другим звукам»;
- определение предыдущего и последующего звуков определенному звуку в слове;
- определение последовательности звуков в слове (называние звуков в порядке их следования в слове, например, «ш-а-р»;
- определение порядка следования звуков в слове который по счету звук «ш» в слове «мышка»?
Фонематический синтез:
- Составить слово из предложенных звуков ( К, О, Т).
- Составить слово из звуков в свободной последовательности. А,М, К -какое слово получилось?
- Определить количество звуков в слове (ДОМ – 3 звука).
Фонематические представления (обобщения).
Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука способствует формированию фонематического представления о нем и является необходимым условием преодоления фонематического недоразвития. Фонематические представления формируются у детей постепенно: сначала на основе развитого фонематического восприятия, а затем на основе развитых фонематического анализа и синтеза.
Можно использовать самые разнообразные приемы по формированию фонематического восприятия :- отбор картинок в названии которых имеется заданный звук;
- раскладывание картинок на 2 группы в зависимости от имеющихся звуков;
- придумывание слов, включающих заданный звук;
- выделение «лишнего» звука в ряду звуков;
- какое слово получится, если заменить звук на оппозиционный;
- определение неправильностей в стихах;
- выбор нужного слова с опорой на содержание;
- разгадывание ребусов;
- отгадывание слов путем подстановки пропущенного звука;
- какого звука не хватает в слове – игра доскажи словечко и др.
Таким образом, необходима целенаправленная продолжительная работа по формированию фонематических процессов для обеспечения своевременной подготовки детей к обучению грамоте и предупреждению возникновения нарушений письменной речи.
Выступление на м/о 10.02.2017г. учителя-логопеда
МБОУ «Нижнегорская школа лицей №1»
Беляевой Л.Г.