РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Родькина Лариса Александровнаучитель-логопед высшей категории МБОУ «Инсарcкая СОШ №1», руководитель районного методического объединения учителей-логопедов Инсарского муниципального района, Россия, Республика Мордовия, г. Инсар, 89179958361@rambler.ru КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нарушения письменной речи у младших школьников; развитие навыков звукового анализа и синтеза; проект; эксперимент; уменьшение количества специфических ошибок на письме.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается проблема нарушений письменной речи у младших школьников и выявление педагогических условий развития навыков звукового анализа и синтеза средствами развития фонематического восприятия и слуха. Изучение логопедической литературы и педагогическая практика позволили выявить противоречие между потребностью общества в грамотной личности и недостаточно разработанной методикой развития фонематических процессов у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SOUND SKILLS OF ANALYSIS AND SYNTHESIS TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF THE PHONEMIC VOSPRIJATIJA AND HEARING IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH FFS.
Rodkina Larisa Alexandrovna
teacher-speech therapist of the highest category MBOU "Insarsky school №1", head of regional methodical Association of teachers-speech therapists Insarsky municipal district, Russia, Republic of Mordovia, the city of Insar,
89179958361@rambler.ru
KEY WORDS:of violations of written speech in primary school; developing the skills of sound analysis and synthesis; project; experiment; reducing the number of specific errors in the letter.
ABSTRACT: In the article the problem of violations of written speech in primary school and identifying the pedagogical conditions for the development of sound skills of analysis and synthesis tools for the development of phonemic perception and hearing. Speech therapy the study of literature and pedagogical practice revealed a conflict between society's need for competent personality and insufficiently developed methodology for the development of phonemic processes among primary school children with a phonetic-phonemic underdevelopment of speech.
Начало формы
Конец формы
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение процесса реализации письма, возникновение которого не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка. [2,с.25].
Признаки нарушений письма проявляются в 1 – 2 классе и в это время достаточно легко поддаются коррекции. По данным Л.Г. Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.
По мнению школьных учителей-логопедов Республики Мордовия процент количества учеников с нарушением письма в младших классах общеобразовательной школы значительно выше.
При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.
Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.).
Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]).
Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).
Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность.
Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.
Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.
Симптомами нарушений письма считаются стойкие, дисграфические ошибки в письменных работах младших школьников, не связанные с незнанием или неумением применять орфографические правила.
Причины дисграфии у учащихся исследователи видят в речевом недоразвитии, несформированности психических функций и трудностях звукового анализа слов.
Проблема исправления дисграфии находится на стыке логопедии, психологии и коррекционной педагогики. Основная задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения. Научить правильной письменной речи, значит, выработать навыки графического оформления языка.
Процесс формирования навыка письма определяется деятельностью анализаторов (речедвигательный, слуховой, зрительный, двигательный) и включает этапы: анализ звуков состава слова (определение последовательности количества звуков, уточнение звуков); перевод фонем в графемы (перевод звука в букву).
Проблема дисграфии изучалась многими исследователями. Важнейшей задачей учителя-логопеда, по мнению А.В. Ястребовой, является логопедическая работа по формированию полноценных фонематических процессов [5,с.21]. И.Н.Садовникова, уточнила, что для развития фонематического слуха у ребенка следует научить его услышать звук, проанализировать и перевести звук в письменный знак.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Нарушения фонематического слуха приводят к фонематическому, фонетико-фонематическому недоразвитию и общему недоразвитию речи.
Изучение логопедической литературы и педагогическая практика позволили выявить противоречие между потребностью общества в грамотной личности и недостаточно разработанной методикой развития фонематических процессов у младших школьников с ФФНР.
Проблема коррекции дисграфических ошибок у младших школьников с ФФНР средствами развития фонематических процессов стала темой проекта.
Цель проекта: выявить педагогические условия коррекции дисграфических ошибок у младших школьников с ФФНР средствами развития фонематических процессов.
Уточнение основных понятий исследования (младший школьник, дисграфия, фонематический слух, особенности письма и дисграфические ошибки младших школьников) помогло поставить задачи коррекционного обучения детей с ФФН:
- сформировать полноценные фонематические процессы;
-сформировать представления о звукобуквенном составе;
-сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются) [5,с.21-22];
-сформировать грамматический строй речи.
В процессе проектной деятельности использованы методы: анализ специальной литературы по теме проекта, выявление нарушений письма логопедическими приемами, коррекционное обучение детей с ФФН, анализ результатов проекта. Работа по развитию фонематических процессов у школьников была выполнена в 1-2 классах на базе МБОУ «Инсарская СОШ №1» в 3 этапа: диагностирующего, экспериментального и заключительного.
На диагностирующем этапе в 2012-2013 учебном году (май, сентябрь) проводилось комплексное логопедическое обследование младших школьников. В результате диагностики у детей были выявлены речевые нарушения и скомплектованы логопедические группы.
 Экспериментальная часть проекта длилась 1 год. На заключительном этапе в 2013-2014 учебном году (май) проведено повторное логопедическое обследование детей с нарушениями письма, обусловленные ФФН, которое показало уменьшение количества специфических ошибок на письме.
На первом этапе проекта были выявлены дисграфические ошибки на письме у каждого учащегося, виды нарушений письма, спланирована коррекционная деятельность. Работа осуществлялась с группами детей одного возраста со сходными видами нарушений письма. В основу этого подхода был положен принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, формирование их с учетом зоны ближайшего развития и возраста ребенка.
В структуру коррекционно-развивающих занятий были включены системы упражнений над звуком, буквой, слогом, словом, предложением, словосочетанием, текстом. Работа велась по направлениям: развитие звукового анализа слов и развитие фонематического восприятия.
Средствами по развитию звукового анализа слов явились упражнения по отработке артикуляции гласных и согласных перед зеркалом, позвуковое проговаривание с опорой на цифровой ряд, задания по различению близких звуков и букв. Данный путь формирования действия звукового анализа требует от учителя-логопеда большого терпения и много времени.
В этой кропотливой работе нельзя «потерять» ни одного самого медлительного ученика. Терпение окупится в дальнейшем грамотным письмом.
Развитие фонематического слуха осуществлялось заданиями по анализу и различению близких звуков в составе слова, различению смешиваемых звуков.
Эти задания «пропускались» через все виды речевой деятельности и последовательно проходили через все типы упражнений по принципу постепенного возрастания сложности. Различение смешиваемых звуков в слогах проводилось в полном объеме в разнообразных условиях.
Работа со слогами предполагала упражнения: восприятие на слух, отраженное воспроизведение, чтение таблиц запись слогов под диктовку.
Необходимым условием различения фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в устной речи при постановке звуков. Для преодоления сниженной речевой активности детей, использовались движения, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание слогов в словах).
Приёмы работы над предложением разнообразны и соответствуют основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе - это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки.
Затем предложения усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста.
Развитию устной и письменной речи способствуют задания, в которых дети составляют предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой. Продуктивным приёмом развития детей явились игры-драматизации, когда ребёнку предлагалось представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение.
Итогом работы по развитию фонематических процессов является проведение творческих дел: путешествия, игры, праздники, конкурсы, проекты, КВН. Сравнение результатов работы показало повышение уровня развития фонематического слуха на 18 и 10 % соответственно. И как результат – уменьшилось число дисграфических ошибок в письменных работах, повысилась творческая активность школьников, началось формирование первых навыков самоконтроля и самореализации личности.
В результате работы учителя-логопеда в данном проекте накоплен дидактический материал по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха у учащихся 1-2 классов.
В работе над проектом определён вывод: при развитии фонематических процессов у младших школьников с нарушениями письма, происходит снижение количества дисграфических ошибок.
Анализ опыта и результатов проекта определяет перспективы:
- проводить профилактическую коррекционно-развивающую работу с родителями и детьми от рождения и в дошкольном возрасте.
- разработать серию специальных упражнений по развитию фонематического слуха на логопедических занятиях и уроках в начальном звене;
- разработать рекомендации для учителей, воспитателей и родителей по развитию фонематических процессов у младших школьников 1-2 классов;
- рекомендовать дидактический материал по развитию фонематических процессов у младших школьников для работы учителей-логопедов районного методического объединения Инсарского муниципального района.
Главным итогом проекта стал вывод: при своевременной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает младшим школьникам с нарушениями письма сформировать полноценные фонематические процессы, развить фонематический слух и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями.


Список использованных источников
1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. «Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки». Издательство: КАРО.2010.С-22-35.
2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М, 2010 .С.20-42.
3.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). Расстройства речи у детей и подростков. / Под.ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Медицина, 2011. – С.190-212.
4. Яворская О. Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб. КАРО, (Серия «Мастер-класс логопеда»). 2012.С.5-22.
5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито-Центр, 2010. – С.47.