«Формирование навыка звукового анализа и синтеза»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА«ДЕТСКИЙ САД № 25 «РОМАШКА»
Ориентированный семинар-практикум
для родителей
Тема: «Формирование навыка звукового анализа и синтеза»
Подготовила:
учитель-логопед Г. Н. Карпенко
г. Нефтеюганск
Тема: «Формирование навыка звукового анализа и синтеза»
Задачи:
- повышение логопедической грамотности родителей;
- привлечение родителей к коррекционному процессу;
- повышение уровня осведомленности родителей о коррекционной работе.
В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно.
Л.С. Выготский
- Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня я приглашаю Вас отправиться в удивительный мир звуков, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка. Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников и младших школьников при обучении грамоте. Слайд 2 Одной из причин дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) является несовершенство фонематического восприятия и как следствие — несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Слайд 3
(Слайд 8) Обучение грамоте это - ответственный период в жизни ребенка. И необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звукового анализа слова. Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове. Слайд 3
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Таким образом, навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Слайд 4
Запомните звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
Слайд 5
Обучение детей звуковому анализу предполагает следующие этапы:
1этап выделение звука из слов: (Слайд 6) Слова произносятся протяжно – выделяется звук [р] из слов: гррруша, горррох, огурррец, петух (в каком слове нет заданного звука)
На втором этапе учимся определять место звука в слове: 1 — начало слова, середина слова, конец слова. (Слайд 7) Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука.
Представление слова в виде модели Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, под которой ряд клеточек. Количество клеточек соответствует количестве звуков в слове. (Слайд 8)
На третьем этапе Знакомство с гласными звуками. Вводятся фишки для выполнения звукового анализа: красные фишки обозначают гласные звуки (Слайд № 10,11)
Звуки, при образовании которых, воздух проходит свободно (ему ничто «не мешает» -ни губы, ни зубы, ни язык) называются гласными. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах.
Звуковой анализ слова ЛУК. Определяя гласный звук, выкладывают красную фишку. Дети узнают, что в русском языке 6 гласных звуков [а] [о] [э] [и] [ы]. Дети с помощью педагога «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли им что- либо во рту их произношению.
Знакомство с согласными звуками (твердыми и мягкими) (Слайд 12) Твердый согласный звук обозначается синей фишкой. Мягкий согласный звук обозначается зеленой фишкой. Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными.
Звуковой анализ слова ЛУНА Сколько звуков в слове ЛУНА? 4 Как вы узнали? Четыре клеточки под картинкой. Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. Когда мы его произносим, нам мешается язык. Л-твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой. (Слайд 13)
Ознакомление с мягкими согласными звуками. Звуковой анализ слова ЛИСА .Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. ЛЛЛИСА Звук ЛЬ- «большой или маленький братец»? Маленький. Звук ЛЬ- мягкий согласный звук, его обозначаем зеленой фишкой. Далее слово анализируется по аналогии. (Слайд 14.15. 16)
Закрепление навыка звукового анализа слов (Слайд 17)
Игровые упражнения. Подбери схемы к картинкам (Слайд 18)
Выполните звуковой анализ слова ЖУК . (Слайд 8) Измените схему так, чтобы получилось слово ЖУКИ. (Слайд 19)
Выполните звуковой анализ слова МЫШКА. Измените схему так, чтобы получилось слово МИШКА. (Слайд 20)
Проверь себя (Слайд 21)
Подбери слова к схемам. Овощи, фрукты (Слайд 22)
Далее предлагаем детям ребусы, где они отгадывают слова и составляют звуковой анализ слов с помощью фишек (символов). (Слайд 23.24)
Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение и письмо легко и избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.