РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА.
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА.
О.А. Рихтер, преподаватель истории Казахстана.
На современном этапе развития казахстанского общества идёт процесс формирования общенациональной образовательной политики, первейшая задача которой- достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. А особенностью педагогической деятельности является то, что одним из средств и условий её функционирования выступает личность самого педагога как не как передаточного механизма, а активного автора содержания передаваемых ученику знаний. В педагогическом наследии великих учителей прошлого Ы.Алтынсарина, К.Д.Ушинского мы не раз встречаем мысль о том, что педагог- это прежде всего учитель- гуманист, любящий детей и свою профессию, специалист, глубоко знающий свой предмет, что только личность может действовать на развитие и определение личности. Профессионализм учителя проявляется в том, как он находит контакт и нужный тон общения с учащимися, как умеет организовать самостоятельную работу детей, создать креативную атмосферу на уроке.
Являясь преподавателем истории Казахстана, прекрасно понимаю: знание истории своей страны и народов, её населяющих, порождает чувство исторической преемственности, исторических корней, причастности к родной земле, ощущение общности судеб народов, живущих на ней многие годы и века. Конечная цель учителя истории заключается в том, чтобы воспитать молодое поколение в духе социальной активности, ответственности, добросовестного отношения к делу, толерантности, любви к истории и культуре своего народа, то есть сформировать основные гражданские компетенции. Убеждена, что необходимо сочетать патриотические чувства учащихся к истории своего народа и страны с уважением к жизни и культуре других народов, прививать понимание того, что история казахского народа - часть всемирной истории и общемировой цивилизации.
Современный урок истории - это взгляд на свое прошлое со стороны. В условиях 12-летней школы и современного многополярного мира историческое пространство на уроке должно использоваться не как данность для запоминания и воспроизведения, а как средство для развития мышления учащихся. Предмет истории имеет многофункциональные возможности, которые, несомненно, надо использовать:
познавательные (получение фактических знаний),
аксиологические (формирование умений правильно оценивать мир и самого себя в нем),
воспитательные (формирование цельной развитой личности),
праксеологические (формирование умений правильно действовать в мире),
гуманистические (формирование человечного отношения к окружающим).[2]
Все эти функции в комплексе способствуют формированию личности, обладающей не только интеллектуальным потенциалом, но и социально - культурными качествами и ориентирами. Базовые компетенции, которыми должен овладеть учащийся в процессе изучения курса истории Казахстана, являются определяющими для каждого активного члена общества:
-знать и соблюдать права и обязанности гражданина Республики Казахстан, понимать и ценить государственную политику страны,
-определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения,
-выбирать для себя нормы деятельности и поведения, адекватные ситуации,
-отбирать технологии, адекватные поставленной задаче, чётко следовать технологии,
-самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно- коммуникационных технологий.
Конкурентоспособный, грамотный специалист обязан оперировать в своей профессиональной деятельности и специальными компетенциями:
-ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для её реализации, планировать и организовать процесс её достижения,
-участвовать в культурной и творческой деятельности, уметь ценить и понимать наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество,
-использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на родном, государственном и других языках для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях,
-знать основы казахского и мирового культурного наследия, развивать свою информационную культуру,
-принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Таким образом, предмет истории Казахстана, наряду с другими общественными и гуманитарными дисциплинами, способствует развитию личности будущего специалиста.
Изучение истории своей страны, своих предков помогает выработке активной гражданской позиции, самостоятельности мышления, воспитанию терпимости, самоуважения, ответственности у молодого поколения. Кроме того, приобретаемые знания должны использоваться в реальной жизни, находить свое отражение в действиях и поступках человека - гражданина. Уроки истории тогда носят воспитывающий характер, когда на них происходит поиск истины, свободное обсуждение исторических событий и явлений, вырабатывается личностный подход к этим событиям.
Изучение истории своей страны, своих предков помогает выработке активной гражданской позиции, самостоятельности мышления, воспитанию терпимости, самоуважения, ответственности у молодого поколения. Кроме того, приобретаемые знания должны использоваться в реальной жизни, находить свое отражение в действиях и поступках человека - гражданина. Уроки истории тогда носят воспитывающий характер, когда на них происходит поиск истины, свободное обсуждение исторических событий и явлений, вырабатывается личностный подход к этим событиям.
Несомненно, полиэтнический состав населения Казахстана как ничто другое способствует реализации следующих направлений учебно-воспитательной работы образовательной системы Республики Казахстан:
правовое образование, формирующее высокую правовую культуру и правовое сознание,
гражданское образование, опирающееся на концепцию гуманитарного образования.[2]
Безусловно, именно уроки истории и обществознания помогают реализовать эти направления. Ежедневно осуществляем эти задачи на своих уроках мы, учителя, способствуя в меру своих сил формированию нового типа личности, в руках которой, образно говоря, находится будущее страны. Концепция этнокультурного образования ставит перед нами задачу воспитания поликультурной личности - индивида, ориентированного через свою культуру на другие и обладающего целым рядом интеллектуальных и социально - культурных качеств и ориентиров:
- целостным мировоззрением,
- развитым лингвистическим сознанием,
- рельефным историческим сознанием,
- выраженным географическим сознанием,
- ярким художественно-эстетическим сознанием,
-правовым сознанием, формируемым всей практикой соблюдения и применения в государстве Конституции и других законов. [3]
Важнейшим фактором современного урока истории является мастерство учителя, его способность ставить перед учениками задачи, значимые для них, интересные им; только при этом условии учебная деятельность перестанет быть чем-то навязанным и обретёт естественность, органичность. Сделать это нелегко, необходимо постоянно работать над собой.
Много трудностей стоит сейчас перед учителем истории в плане содержания преподавания – сложность в ориентировке среди многообразия мнений и оценок исторических событий. Как среди такого обилия информации выбрать нужную и правильно её применить методически?
Считаю, что в уроке должно присутствовать не только большое количество нового фактического материала (хотя это его обогащает), но и глобальная идея, заключительный вывод и обязательно учительская позиция, которая во многом определяет настрой учащихся. Например, на уроке по теме «Депортация народов в Казахстан и этнодемографические процессы конца 1930-х –начала 1960-х гг.» учитель может сделать следующий итоговый вывод: « Таким образом, мы рассмотрели этнодемографические процессы в Казахстане с конца 19 века и до начала 60-х годов 20 века и видим, как активно они способствовали созданию полиэтнического общества Казахстана.
С одной стороны, наличие обширных территорий, богатых земель и ресурсов способствовало активному переселению людей из соседних регионов в Казахстан, к тому же этот процесс помог культурному и экономическому развитию края, то есть исторически он был оправдан. С другой стороны, налицо был политический расчёт власти: царской - закрепиться на окраинах империи, иметь опору в лице переселенцев, пользоваться ресурсами края, советской - также использовать обширные просторы, земли и ресурсы Казахстана для собственной выгоды.
Уменьшение численности казахского населения в ходе голода, насильственной коллективизации, репрессий и снижение его доли в ходе депортаций и целинной эпопеи, политика русификации, превращение Казахстана в край лагерей стали неотъемлемой частью тоталитарно- казарменного режима.
Политический расчёт власти состоял и в том, что в 40- 50-е гг. идея слияния наций и народностей, создания единой общности - советского народа - была особенно популярна. Но такова наша история. И если бы не она, мы не жили бы сейчас в полиэтническом государстве, где мирно сосуществуют более 130 наций и народностей, где есть прекрасная возможность всем национальным культурам взаимодействовать и перенимать друг у друга всё самое лучшее, тем самым обогащаясь и становясь поликультурными».
Учитель должен давать возможность высказать учащимся свою точку зрения по тому или иному поводу, должен умело вовлекать их в дискуссию и ненавязчиво направлять их мысли в соответствии с фактами; учить сопоставлять, сравнивать, пользоваться аргументацией и понятиями. К примеру, урок-дискуссию по
теме «Декабрьские события 1986 года в Казахстан: причины, характер, следствие», на котором состоялось столкновение двух точек зрения на проблему – демократической и авторитарной, - логично завершить такими словами учителя:
«Благодарю всех участников дискуссии. Мне кажется верным, что мы посмотрели на это важное событие национальной истории с разных точек зрения. Только в споре может родиться истина. Убедительнее сегодня прозвучали выступления демократов. Они опирались на выводы авторитетной комиссии под руководством народного депутата СССР Мухтара Шаханова, которая, по словам Д.А. Кунаева, «внесла полную ясность в декабрьские события и положила конец разным слухам и кривотолкам». Демократия не терпит категоричных оценок. 25 лет назад представители казахской молодежи всего лишь
воспользовались своим правом на свободное выражение гражданской и политической позиции. Но власть попыталась лишить их этого права, задушить стремление молодежи к правде, справедливости, поиску собственного пути развития для своей родины. Хочу завершить наш урок словами Президента независимого Казахстана, лидера нации Н.А. Назарбаева, по инициативе которого Дни независимости отмечаются именно 16 -18 декабря, в память о тех событиях, а Закон «О независимости Республики Казахстан» был подписан им 16 декабря 1991 года.
По словам нашего Президента, «казахстанский путь, поддержанный подавляющим большинством населения, - не слепое копирование схемы, а попытки поиска своего собственного пути. При этом главный принцип, из которого мы исходим во всех начинаниях, - демократия в крови и хаосе нам не нужна и даром. Основа нашей демократии – политическая, социальная и межнациональная стабильность.»[5,с.214]. И 20 лет нашей независимости доказали верность этого пути».
Обеспечение неотъемлемого права учителя самостоятельно выбирать формы и приемы своей деятельности, равно как и уважение к его личности, и сотрудничество педагога и учащегося являются частью процесса гуманизации. В контексте этого наиболее эффективно на уроках истории Казахстана применение таких методов, как творчески-проблемный и метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие.
Именно они способствуют формированию в молодых людях основных гражданских компетенций.
Убеждена, что только мастерство учителя, его грамотность и профессионализм, его умение проводить уроки, основанные на взаимодействии с учениками, его твердая гражданская и учительская позиция могут помочь в деле формирования поликультурной личности - личности будущего, которая сохранит свою культурную идентичность и освоит достижения и ценности мировой цивилизации. Именно такие образованные и компетентные люди востребованы не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому вся система казахстанского образования должна соответствовать международным стандартам. Но главное - необходимо повышать престиж профессии учителя и его профессиональную подготовку, о чём говорил в своём Послании народу Казахстана Н.Назарбаев в феврале 2012г. Ведь именно учитель является основой всей образовательной системы, именно он воспитывает новое поколение «личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» (Д. Лихачев)
Список литературы.
1.Н.Назарбаев «Стратегия «Казахстан- 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (2013г)
2. Доктрина национального единства Казахстана (2010г)
3. Н.Назарбаев «План нации-100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» (2015г)
4.Кабульдинов З.Е. «Казахстан - уникальная страна мира и согласия», сборник материалов регионального семинара «Страна Великой Степи- территория единства и согласия». Костанай, 2015
5.Б.Кадырбаев « Межэтническое взаимодействие и интеграция», «Мысль» №1 2004г.
6. А.Бекторов «Общественное согласие - ключ к прогрессу», «Мысль» №6 2004 г
7.М.Изотов «Проблемы патриотического воспитания народа в процессе формирования общеказахстанской национальной идеи», «Этнопедагогика в системе образования» №5-6 2008 г.
8.Г.Сейтахметова, Р.Бейсенбиева «Поликультурная личность будущего специалиста послесреднего и вузовского образования», «Бiлiм- образование» №3 2011г.
9.Г.А.Куламбаева «Этнотолерантное воспитание как стержень нравственно-
духовного развития личности», «Открытая школа» №1 2012г.
10. Г.Д. Баубекова «Духовно-нравственное воспитание личности в процессе
диалога культур»,«Бiлiм- образование» №5-6 2011г.
1
15