Программа школьного летнего лагеря


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», г.ПермьРекомендован на МО нач.школы,
Утверждена на педагогическом совете школы
Протокол №_____ от _________________
Программа
деятельности летного лагеря
с дневным пребыванием детей при МБОУ «СОШ №6» «Приключения в экологическом городке»
(для учащихся 7-18лет)
Автор программы:
Отнельченко Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
1 квалификационной категории
Пермь 2013
Пояснительная записка
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?!
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх, в общении. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям. Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Данная программа призвана помочь семье восстановить здоровье каждого конкретного ребенка через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию экскурсионной и досуговой деятельности. По своей направленности программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Этот год объявлен годом экологии, а наш город Пермь отмечает своё 290-летие, поэтому программа включает в себя не только оздоровительные, воспитательные, досуговые функции, а также познавательные. Участников смены ждут разнообразные экологические мероприятия и мастер-классы, а также весёлые и шуточные конкурсы, акции, рейды, направленные на сохранение экологической чистоты нашего города, на его озеленение.
В каждый этап программы «Приключения в экологическом городке» включены разнообразные подвижные и интеллектуальные игры, спортивные и досуговые мероприятия, познавательные презентации, клипы и фильмы по экологии, а также тренинги, гимнастики с целью оздоровления и развития тех или иных качеств и способностей ребёнка.
Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере и дома.
 По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере планируется оздоровить 130 обучающихся.
Основной состав лагеря - это учащиеся школы в возрасте 7-18 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Проведение лагерной смены обусловлено
необходимостью:
Продолжение учебного процесса в условиях лета;
Проблема летней занятости детей;
Укрепление здоровья учащимися.
Принципы программы
Программа летного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Приключения в экологическом городке» опирается на следующие принципы:
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
Принцип творческого отношения к делу;
Принцип добровольности участия в делах;
Принцип учета возрастных особенностей детей;
Принцип доступности выбранных форм работы;
Принцип самостоятельности;
Принцип ответственности;
Принцип гласности;
Принцип коллективности.
Цель Программы
Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Задачи программы:
Создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в ЗОЖ в условиях здоровой природной среды;
Организовать интересный, полноценный отдых детей;
Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого;
Оказать методическую и практическую помощь в организации и проведении мероприятий;
Формировать самостоятельность и ответственность за свою деятельность, в том числе за сохранение природного окружения;
Создать необходимые условия для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей. Формировать у ребят навыки общения в коллективе, с природой и толерантности. Вырабатывать привычки вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и в заботе к миру животных, растений;
Совершенствовать систему организации внеурочной деятельности детей;
Воспитывать любви к своей Родине, родному городу через юбилейные мероприятия.

Содержание и формы реализации
программы.
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе, где участникам смены предлагается «вырастить и озеленить» деревья для нашего городка, Каждый отряд озеленяет своё дерево, зарабатывая листочки для дерева, участвуя в различных мероприятиях. Детям будет представлена возможность побывать в виртуальных путешествиях, разучить новые игры, песни и танцы. Состязаться в интеллектуальных играх, викторинах, поддерживать отличную физическую форму. А также наши экологи столкнутся с различными препятствиями и испытаниями. Это могут быть и акции по сбору макулатуры, пластиковых бутылок, мастер-классы по преобразованию мусора в различные поделки, мода из необычных материалов, а также рейды чистоты. Каждый отряд в течение смены борется за звание «Лучшие садоводы». Итоги подводятся по тому, насколько пышным получится отрядное дерево.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1.  Организационный модуль.
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии;
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
2.   Оздоровительный модуль.
утренняя зарядка;
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
беседы об оздоровлении летом;
эстафеты и соревнования;
организация питания воспитанников, с привитием навыков здорового питания;
спортивные праздники;
экскурсии;
подвижные игры.
3.  Творческий модуль
коллективно-творческая деятельность;
участие в конкурсах рисунков;
работа творческих мастерских;
экскурсии в библиотеки;
выставки.
Интеллектуальный модуль
конкурсы;
викторины.
Нравственно-экологический модуль
экскурсии в природу;
беседы о нравственности;
экологический КВН;
викторины, конкурсы;
праздники.
Патриотический модуль
Беседы.
   Социально-психологический модуль
Диагностика «Моё состояние здоровья»;
Тестирование (цветотест в начале отдыха, после мероприятий и завершающий в конце смены);
индивидуальные беседы;
групповая работа;
анкетирование (до активного отдыха, при завершении смены).
План проведения смены
День Тема дня Название дня
1 Город, воспетый в книгах Организационный
2 Первые листочки День Дружбы
3 Пушкинский сад День Сказок
4 Пермячки - здоровячкиДень Спорта
5 Мой Пермский край День путешествий
6 Земля просит - SOS! День Экологии
7 Сквер неожиданностей День Сюрпризов
8 Город искусств День талантов
9 Лес чудес! День любви и красоты
10 Я иду, шагаю по Перми День кругозора
11 Бал цветов День Красоты
12 В здоровом теле – здоровый дух День Здоровья
13 В мире интересногоДень Открытий
14 Приключения на необитаемой планете День Интеллектуалов
15 Планета Здоровья ЗОЖ
16 Чистый город День чистоты
17 Планета юмора и смеха День Юмора
18 Город-сад Заключительный
Наш маршрут
4 июня
Открытие лагерной смены
«Город, воспетый в книгах»
Сбор макулатуры
(всю смену) 5 июня
День Дружбы
Кино «Эпико»
Посещение фестивального городка
6 июня
День Сказок
Пушкинский сад – игровая программа.
Посещение фестивального городка
7июня
День спорта
Зарядка в фестивальном городке
Стадион «Юность»
«Веселые старты» 10 июня
День Путешествий
Экскурсия «Сокровища Перми»
«По дороге Ивана Семенова»
Конкурс рисунков, фото «Мой любимый уголок»
11 июня
День экологии
«Земля просит – sos!»
Сбор пластиковых бутылок (до конца смены) 13 июня
День сюрпризов
Игровая программа
«Сквер неожиданностей»
Посещение фестивального городка 14 июня
День талантов
Концерт хореографического училища
Мастер класс,
выставка «Вторая жизнь вещей»
Парад «Звезды спорта» 17 июня
День любви и красоты
«Лес чудес»
(игра – путешествие)
Мастер класс «Лекарственные растения» 18 июня
День кругозора
Парк Горького
«Я иду, шагаю по Перми»
19 июня
День красоты
«Бал цветов»
(танцевально-музыкальный праздник) 20 июня
День здоровья
«В здоровом теле – здоровый дух»
(спортивное мероприятие) 21 июня
День открытий
Экскурсии
«Кукурузка»
«Кондитер»
Встреча с ветеранами войны. 24 июня
День интеллектуалов
«Дерево знаний»
(интеллектуальная игра)
Посещение библиотеки Кузьмина 25 июня
Планета здоровья
(экологический праздник)
Мастер классы «А вы это можете?!»
26 июня
День чистоты
«Чистый город»
Посадка цветов,трав27 июня
День защиты природы
Конференция «Мы одна семья: природа и пермяки» 28 июня
Закрытие лагеря
«Город - сад» Расписание работы кружков
бассейн 6 июня 8 июня 14 июня 15 июня 19 июня 20 июня 21 июня 27 июня
1 13.15\
13.30 13.15\
13.30 13.15\
13.30 13.15\
13.30 2 13.45\
14.00 13.45\
14.00 13.45\
14.00 13.45\
14.00 3 13.15\
13.30 13.15\
13.30 13.15\
13.30 13.15\
13.30
4 13.45\
14.00 13.45\
14.00 13.45\
14.00 13.45\
14.00
Кружки
Муз.час Спорт.час1 9.30 10.00 2 10.00 11.30 3 11.30 12.00 4 12.00 12.30 5 12.30 11.00 Режим дня:
8.30 – прием детей, зарядка
9.00 – завтрак
9.30 – Мероприятия
13.00 – обед
13.30 –1,2 отряды – кружки
3,4 отряды – бассейн
14.30 – подведение итогов дня, уход домой
Методическое сопровождение программы
Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
Организаторские дела (метод взаимодействия)
Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, и др.)
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Программа предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Вся воспитательная деятельность имеет смысл и положительные результаты только в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Если мы хотим, чтобы дети научились быть самостоятельными, то этому надо учить в школе.
Система самоуправления
ШТАБ



СОВЕТ
агрономов


Отрядные командиры
Санитар
Садовник
Дизайнер
Дежурный
Физрук

Жители городка


Экипаж корабля:
Президент – директор лагерной смены.
Агрономы – воспитатели.
Садовник - командир отряда
Дизайнер – оформление отрядного дерева
Санитар – чистота в отряде, следит за правильным гардеробом (по погоде)
Дежурный - порядок в столовой и на территории лагеря
Физрук – проведение зарядки и физ.минутокЖители – дети.
Между детьми распределяются должности, которые в течение смены можно сменить.
Штаб разрабатывает задания, планирует тематику следующего дня, подводит итоги прошедшего дня.
Задача командиров и агрономов – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажей организуют агрономы.
Отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выращивает своё дерево, где отражает жизнь отряда каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться презентация отрядного дерева.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле будет представлена на информационном стенде. Стенд оформлен в виде красивого сада, где центром является «Аллея Достижений».
Также на информационном стенде планируется расположить, Законы и Заповеди городка, режим дня, девиз, эмблема, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Каждый член городка должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Береги природу родного края.
Помогай братьям нашим меньшим.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Система стимулирования успешности и личностного роста.
Каждый садовод может ежедневно получать «цветок» за активное участие в жизни городка. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество «цветов», представляются «выращенные» деревья. По итогам победители получают призы и награды, а также грамоты «Лучший садовод - 2013»
Психолого-педагогическое сопровождение смены
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого-педагогического сопровождения:
Диагностический;
Консультационный;
Прогностический;
Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Приключения в экологическом городке»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
подготовка материально-технической базы.
Организационный период продолжается в течении первых трех дней. Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
мониторинг здоровья;
запуск программы «Приключения в экологическом городке»
формирование органов самоуправления;
знакомство с режимом и правилами жизнедеятельности лагеря;
оформление уголка.
В первый день идет формирование компании садовода. Первая линейка знакомит ребят с территорией и местами, где будут разворачиваться все события смены, и где будут происходить все режимные моменты, знакомство с режимом дня, законами и традициями лагеря. В отряде в течение первых трех дней идет активная подготовка к открытию смены: ребята учат девиз, отрядную песню. Проводятся выборы в актив отряда.
В организационный период с помощью воспитателей происходит психологическая адаптация детей к условиям проживания в лагере, они получают общее представление о смене, об игре. Проходит входная анкета.
Основной период – период активной работы в отряде, в самоуправлении. Детям демонстрируются фильмы, презентации, видеоклипы по темам: «Город Пермь: прошлое и настоящее», «Чистый город», «Мой Пермский край», «Земля – наш общий дом»
Ребята продолжают пробовать себя в различных видах деятельности: участвуют в интеллектуальных конкурсах, подвижных играх, оздоровительных мероприятиях, пополняют свои знания в области экологии, выполняют разнообразные творческие задания.
В программе предложены игровые упражнения, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними. Игры и упражнения помогают выявить «скрытую» одаренность детей.
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
Каждый день включает в себя:
«Исследование истории города» - презентации, викторины, загадки, игры о Перми;
Основные мероприятия дня:
«Мероприятия, посвященные Дню Города»;
«Спортивные мероприятия и игры»;
«Анкеты и тренинги»
«Очумелые ручки»- выставка рисунков, поделок, аппликаций, творческих работ;
«Минутка здоровья» - добрые и полезные советы.
Итоговый период -
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем
подведение итогов работы, анализ деятельности воспитателей, на торжественной линейке закрытия смены ребятам вручаются грамоты и дипломы за активное участие в жизни лагеря, спортивные достижения и творческие успехи, благодарственные письма родителям.
Условия реализации Программы
Нормативно-правовые условия
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав ОУ
Положение о лагере с дневным пребыванием
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий
Должностные инструкции работников
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра
Заявления от родителей
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии
Акт приемки лагеря
Планы работы
Материально-технические условия предусматривают:
финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета;
спортивный зал;
школьная библиотека;
столовая;
игровая площадка;
спортивная площадка;
кабинеты;
ТСО;
художественные средства, игры настольные и др.;
хозяйственный инвентарь.
аудиотека, фонограммы
канцелярские принадлежности
Материалы для оформления и творчества детей
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор
Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
начальник лагеря;
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
повар;
технический персонал;
медицинский работник.
Педагогические условия:
соответствие направления и формирования работы целям и
задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми;
Организация различных видов деятельности;
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
Создание ситуации успеха;
Систематическое информирование о результатах прожитого дня;
Организация различных видов стимулирования.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
самоуправление в отряде и в лагере
проведение ежедневных планёрок.
Финансовое обеспечение
Финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, привлечение родительских средств.
Успешность педагогической деятельности коллектива
реализуется при следующих условиях
защита прав и интересов ребенка;
доброжелательность;
соблюдение конфиденциальности;
сотрудничество и содействие.
Наличие опыта реализации.
Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа «Приключения в экологическом городке» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.
Ожидаемый результат от выполнения программы и их оценка
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
5. Личностный рост участников смены.
Механизм реализации комплексной программы
Для подготовки педагогического персонала к участию в проекте проведен методический проблемно-целевой семинар. Итогами семинара стали:
Разработка вводного инструктажа для детей;
Разработка и утверждение программы;
Согласование со всем педагогическим составом расписания и графика работы всей
смены.
Педагогическая диагностика
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создает условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.
Дети приходят разного возраста и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности. Приобрести конкретные знания и умения. Формировать лидерские качества в детях.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.
Критерии результативности
Диагностирование по параметрам развития личности ребенка в момент пребывания в летнем лагере:
Определение уровня воспитанности
Методика опросника
Мониторинговые исследования
Медицинские показания здоровья
Наблюдения, беседы, анкеты
Формы работы
Мероприятия, посвященные юбилею города;
Деловые игры;
Беседы, диспуты, викторины;
Проектная деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии;
Трудовые дела, акции;
Тренинги.
Список литературы:
Афанасьев С.П. Триста творческих конкурсов / издание второе / С.Афанасьев, С. Коморин – Кострома, 1999.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие – М., 2000.
В помощь организатору детского оздоровительного лагеря / под ред. А.М. Воробьева – М., 2000.
Гаврилова, Т.П. Педагогическая диагностика личности ребенка и временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере / Т.П. Гаврилова, Т.Я. Шихова – Пермь, 2001.
Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М., 2008.
Долгих, В.Н. Рейтинговая программа личностного роста «Я – это Я» / В.Н. Долгих – Пермь, 2000.
Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. – М., 1986.
Санникова, А.И. Формирование благоприятного психологического климата ученического коллектива как важное условие развития творческого потенциала школьников / А.И. Санникова // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: сб. статей и тезисов конференции. – Казань; Йошкар-Ола: Центр инновационных технологий, 2001.- С. 146-160.
Сысоева, М.Е. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря / М.Е Сысоева. – М., 1999.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. Мозайка детского отдыха. – М., 2005.