Выступление Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном просвещении школьников.
Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном просвещении школьников.
«Библиотека важнее всего в культуре»
В любую эпоху библиотека - самый точный барометр интеллектуальной жизни общества. Чтение, конечно, не может стать единственным содержанием духовного самосознания, но первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка.
Трудно не согласиться с тем, что изначальная функция библиотеки - сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно-нравственное воспитание, формирование исторического сознания детей.
Сегодня библиотеки - в их вечном и традиционном назначении - должны не только устоять сами по себе, но и помочь удержать мир от роковых, необратимых перемен. Научить самостоятельно мыслить может, в первую очередь, библиотека. Чтение конечно, не может стать единственным содержанием духовного самосознания, но первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка.
Духовно-нравственное воспитание начинается с самого простого, с самого малого. В школе дети учатся бережному отношению к учебным и художественным книгам. Уже начиная с 1 класса, при самом первом посещении библиотеки дети знакомятся с тем, как правильно обращаться с книгой. В школе постоянно проводятся беседы о правильном хранении и использовании книг, проводятся рейды по проверке учебников. Дети всех возрастов участвуют в ремонте книг.
Художественные произведения учат любить друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории. Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в читальном зале библиотеки, где читатели учатся самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, учатся выбирать необходимую им информацию.
Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в читальном зале библиотеки, где читатели учатся самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, с каталогами и картотеками, учатся выбирать необходимую им информацию. Художественные произведения учат любить друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории.
Жизнедеятельность школьной библиотеки-это не просто учебные и воспитательные процессы, она имеет скорее духовное измерение. В библиотеке образование не может и не должно замыкаться в тесных пределах учебного предмета. Здесь оно сочетается с очень разными воспитательными возможностями. Общая забота школы заключается в том, чтобы в нашей библиотеке каждый читатель, будь то пятиклассник или выпускник, нашёл свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности... Только знания, возникающие из чувств и переживаний, по-настоящему развивают умение видеть и понимать.
Важной составляющей экологического просвещения является краеведение. Развивая краеведение, библиотека старается через чтение книг по краеведению привить школьникам любовь к своему краю, воспитывать чувство уважения к прошлому нашего народа, приобщить школьников к культуре, духовным традициям. Куда бы ни забросила человека судьба, в его душе всегда остается уголок, где теплится, не умирает любовь к тому единственному месту на земле, где он родился, где жили его предки.
Библиотека проводит работу по воспитанию нравственности и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся школы, так как по словам Виктора Гюго: “Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа”. Были оформлены выставки и книжные полки: здоровый образ жизни, СПИД – смертельная угроза; проведена конференция «СПИД – смертельная угроза», беседа «Вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека», оформлена папка.
Воспитание эстетических чувств школьника начинается с красоты. Ее восприятие – это первая ступень эмоциональной отзывчивости. Восприимчивость к прекрасному делает душу богаче и радостнее, помогает лучше понять себя и окружающий мир.
Одно из основных направлений работы школьной библиотеки – эстетическое воспитание под девизом: “Учить видеть прекрасное, просвещать душу”. Большое внимание в работе уделяется детям начальной школы. Ученые считают, что именно в эти годы человек способен усвоить столько же информации, сколько потом за все отпущенное ему судьбой время. Поэтому в работе я стараюсь подбирать такие формы и методы общения с младшими школьниками, которые бы их заинтересовали, стимулировали читательскую активность, любознательность и творчество.
Прочно вошли в практику экскурсии первоклассников в школьную библиотеку, выставки - просмотры литературы, библиотечные уроки для первоклассников «Знакомство с библиотекой». Для всех учащихся по данному направлению были проведены следующие занятия:
. Библиотека проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины. Чтение открывает стороны мира, закрытые для любого другого жизненного опыта. Читая вместе и обсуждая прочитанное, мы учимся сотрудничеству, общему делу. Книги, прочитанные в детстве, могут оказать влияние на будущее, и на судьбу.
Каждый, какие бы ни были у него потом неприятности, должен узнать доброе и светлое в детстве, в школе, чтобы было на что оглядываться. Получая многообразие информации и впечатлений в библиотеке, ребёнок развивает критическое мышление, свой особенный взгляд на творчество и на мир. Мы можем только помочь ему понять, что всё в его руках.
В соответствии с планом воспитательной работы школы библиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, завучем по воспитательной работе. Библиотека проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, громкие чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины. Чтение открывает стороны мира, закрытые для любого другого жизненного опыта Читая вместе и обсуждая прочитанное, мы учимся сотрудничеству, общему делу. Книги, прочитанные в детстве, могут оказать влияние на будущее, и на судьбу.
Каждый, какие бы ни были у него потом неприятности, должен узнать доброе и светлое в детстве, в школе, чтобы было на что оглядываться. Получая многообразие информации и впечатлений в библиотеке, ребёнок развивает критическое мышление, свой особенный взгляд на творчество и на мир. Мы можем только помочь ему понять, что всё в его руках. Есть такая притча. Ученик, желая испытать учителя, принёс в руке пойманную бабочку. При этом он рассуждал так: спрошу учителя, жив этот мотылёк или мёртв; если скажет «мёртв», раскрою ладонь и бабочка улетит, а если ответит «жив», сожму пальцы, и она погибнет. Что, как вы думаете, ответил учитель? «Всё в твоих руках!» «Духовно-нравственное воспитание» - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности). Сегодня библиотекарь-должен стать для ребёнка пастырем детского сердца, души, приобщая ребёнка к чтению. Мамы и папа зачастую не знают, как помочь детям, что им читать, какие книги выбрать. Мы знаем, что у 40% населения дома нет книг. А ведь потеря интереса к чтению ведёт к духовной неграмотности, и в дальнейшем это явление приведёт к большим, экономическим, политическим и социальным потерям.
Президент РФ Д.А. Медведев сказал: «Воспитание традиций чтения - это то, чем славилась наша страна. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения - это то, без чего не обходится жизнь любого нормального человека» Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают только обязательный программный минимум по литературе. Что же делать в условиях, когда потребности в духовной пище у подрастающего поколения нет? Библиотека активно работает в этом направлении, стремится донести книгу до читателя, чтобы в условиях нынешнего мало чтения это были произведения, способные оказать влияние на формирование личности ученика. Какую литературу предлагать современным школьникам? Прежде всего, такую, которая бы оказывала влияние на воспитание нравственности в человеке, которая формирует читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость учеников. И пока государственная политика не изменится, и не перейдёт на курс качественного комплектования школьных библиотек современными изданиями, и не будет выделять на этот процесс достаточно средств, дело привлечения читателей в школьную библиотеку с мёртвой точки не сдвинется.
Необходимо отметить, что современные дети уделяют большое внимание компьютерам и телевидению. Современные технологии всё более и более овладевают вниманием и сознанием юных читателей. Но истинные читатели знает цену хорошей книге, они испытывают гамму разнообразных ощущений и чувств, когда перелистывают ее шуршащие страницы, любуются богатством иллюстраций. Читая книгу, детские умы включают свое собственное воображение и вместе с героями произведения бросаются на поиски приключений. Так рождается творческая, духовно богатая личность, так пополняется словарный запас читающего человека.
На духовном здоровье подрастающего поколения экономить нельзя. И роль школьного библиотекаря здесь могла быть более весомой, чем сейчас, если ему бы создали необходимые условия для работы: хорошо технически оборудованное просторное помещение библиотеки, хорошо обновляемый книжно-журнальный фонд, достойный социальный статус. Об этом можно только мечтать. Но библиотекари любят свою работу, они по натуре романтики и оптимисты, потому что только романтики и оптимисты, несмотря на все имеющиеся проблемы и сложности остаются работать в школе, в частности в школьных библиотеках. Примеров этому множество, и все они наглядно доказывают, что именно чтение книг, общение детей с библиотекарем, работа со словом помогает детям в трудные периоды их роста, становления, в нравственном воспитании и выработки собственной жизненной позиции. Главное - вселить в детей веру, веру в человечность, воспитать нетерпимость к несправедливости, готовность вступить в борьбу с подлостью и обманом. Не зря В. Астафьев писал: «Чтение, особенно детей,- это самое важное в воспитании». От себя хочу добавить в духовном воспитании, и роль школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения огролАна. Ведь как важно достучаться до сердца подростка, найти ключ к его сердцу, поднять его до определённого нравственного уровня. Библиотекарь лечит душу своим словом, советом, поддержкой, лаской. Какое-то время в прессе была информация о вырождении профессии библиотекаря. Но разве это возможно? Я выражу своё мнение на этот счёт, и думаю, найду сторонников среди вас.