ШКОЛА ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ» — ПУТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.
МБОУ СОШ № 6 учитель начальных классов Антоненкова Елена Юрьевна
Тезисы выступлений
Августовская конференция «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: практика достижения нового качества образования» 2015 год
Тема: «Школа летнего чтения» - путь возрождения традиций семейного чтения и средство формирования заинтересованных читателей.
«Каждому читателю дать в руки целый каталог хороших книг – пускай сам читатель выбирает из них, что знает и как знает, и научается при этом выбирать, соображаясь со своим умом и вкусом, а не с возрастом».
(Н. А. Рубакин)
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Авторская модель школы летнего чтения для младших школьников и членов их семей разработана в форме коллективной игры-путешествия «В Книжном царстве, в Литературном государстве». Показаны разные способы руководства семейным чтением в каникулярный период, в т. ч. с использованием ИКТ.
Всем известен термин «летнее чтение». А что разве нет осеннего, зимнего, весеннего чтения? Каждый учитель знает, в конце учебного года необходимо выдать ученикам список литературы на лето. А вот будут читать или нет - это уже другой вопрос.
Сегодня в условиях стремительного развития информационно-коммуникативных технологий в 21 веке, по всей видимости, необходимо не просто организовать летнее чтение, а создавать «Школы летнего чтения» на основе партнёрства с разными институтами: семьёй, библиотеками, летними оздоровительными лагерями, центрами дополнительного образования.
- Как сделать летнее чтение привлекательным для каждого младшего школьника, учитывая не только его возраст, но и его технику чтения?
- Лето! Отдых! А тут «Школа летнего чтения» Снова школа? Даже летом не дают покоя! Но отдых бывает разным.
- Отдых от чего и для чего? Для физического развития или развлечения? Для развития интеллекта и души?
Здравый смысл подсказывает, что физическую активность целесообразно сочетать с умственной деятельностью, эмоционально привлекательной. Отдыхая, можно и нужно развиваться.
Значительный потенциал накопления человеческого капитала заключен в чтении. Чтение – это созидание.
Что если учителю не навязывать список книг на лето, а отправить семью в литературное путешествие? Ведь путешествовать любят все, особенно летом. Участниками этого путешествия являются школьники, члены их семьи, педагоги и библиотекари. Учитель берёт на себя роль экскурсовода (литературного гида). С помощью электронной почты можно помочь выбрать маршрут путешествия, подсказать, на что обратить внимание.
Родители - самые заинтересованные люди в приобщении младшего школьника к чтению. Они понимают, что лето – это время когда можно приобщить ребёнка к чтению. Вместе со школой и библиотеками они способны положительно влиять на ситуацию с чтением в стране.
Семейное чтение - это не просто совместная читательская деятельность, но и семейное увлечение, форма общения. Наиболее эффективной и удобной формой семейного чтения – общения может быть игра - путешествие.
В 1 классе – «Книжное царство», во 2 классе - «Книга за книгой», в 3 классе – «Хорошая книга – наш верный друг», в 4 классе – «Книжный компас». Каждый год название игры новое, а суть одна.
Если это игра, то, как у любой игры, у ШЛЧ есть свои правила.
Правила игры – путешествия:
1. Играем всей семьёй.
2. За лето несколько раз меняем свой маршрут.
3. В каждом пункте путешествия сами выбираем книги, вместе читаем, играем, рисуем.
4. Ведём семейный дневник путешествия.
Победителем игры становится семья, которая за лето преодолела все маршруты. Они получают звание – «Самая читающая семья». Обязательно звание подтверждается дипломом, на общешкольном стенде размещается фотография школьника, родителям вручается благодарственное письмо за активное участие в становлении грамотного читателя.
Конечно, учитель должен заранее разработать карту игры - путешествия. У нас получилось 11 маршрутов – рассчитаны они на три месяца и по возрастам. Например, для будущих четвероклассников интересно будет пройти этап под названием: «Друзья семьи в потёртом старом переплёте». На этом этапе даны только авторы.
В. Губарев
А. Гайдар
К. Чуковский
В. Осеева
Ю. ОлешаЖюль Верн.
Дж. Свифт
Д. РодариЦель этого этапа – узнать или перечитать книги, которые с удовольствием читали в своём детстве мамы, папы, бабушки и дедушки. Связь поколений осуществляется через книгу.
Летняя школа чтения – дополнительные возможности интеллектуального, нравственного, эмоционального и рефлексивного развития личности. Это и форма общения, и возможность приобрести новых друзей, и иной коммуникативный опыт.
Лучший девиз летней школы Созидающего чтения — это слова Н.А. Рубакина: «Всегда и везде служить возвышению читателя».
Литература
1. Бородина В. А. Летняя школа чтения: заочная творческая лаборатория / В. А. Бородина. — М.: РШБА, 2011. — С. 70–86.
3. Бородина В. А. Чтение летом. Стратегия организации и развития /»Библиотечное дело № 12, 2013 г., с. 2-8
Интернет-источники.Скрипова Ю.Ю. Структура читательской компетентности младших школьников http://pspu.ru/upload/pages/8191/Skripova_Iu._Iu._Structura_chitatelskoj.pdf
Законы формирования грамотного читателя http://logopediya.com/books-pedagogika/obuchenie-chteniya.php