КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ЛОГОПЕДА В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ (III период обучения)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ЛОГОПЕДА В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ №1
III период обучения
СПИСОК ПОСОБИЙ
Дошкольная педагогика.— СПб., 2001, № 1.
Дошкольная педагогика.— СПб., 2001, № 2.
Дошкольная педагогика.— СПб., 2001, № 3.
Дошкольная педагогика.— СПб., 2001, № 4
Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. — СПб., 2002.
Нищева Н. В. Разноцветные сказки.— СПб., 2001.
Нищева Н. В. Тетради для старшей логопедической группы детского сада № 1 и № 2. СПб., 2000.
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1981.
Составитель учитель-логопед Неслуженко Наталья Геннадьевна
2013-2014 уч. Год
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Март, 1-я неделя Тема «Весна»
1. Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка чтения слияний гласных. Обучение составлению предложений с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания, речевого слуха, чувства рифмы, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Корзинка с бумажными корабликами, тетради №2, цветные карандаши, предметная картинка с изображениями тюльпанов, картинки с изобра-жениями капели, сосульки, ледохода, плоскостные изображения льдин с написанными на них буквами, сюжетные картинки для составления предложений Разучивание пальчиковой гимнастики «Кап, кап...» 1. Организационный момент.
2. Дыхательная гимнастика «Разноцветные кораблики».
3. Работа в тетради №2
4. Упражнение «Повтори за мной».
5. Пальчиковая гимн «Кап, кап...»
6. Игра «Подскажи словечко».
7. Упражнение «Ледоход».
8. Составление и распространение предложений о весне
9. Упражнения с массажными мячиками.
2. Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи (составление простого распространенного предложения с опорой на картинку).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Корзинка, сюжетные картинки по теме «Признаки времен года», картонные круги красного, желтого, зеленого и белого цветов диаметром 20 см, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами, мяч. Разучивание упражнения «Веснянка».
1. Организационный момент.
2. Расскажите о том, что…
3. Игра «Разноцветные круги».
4. Упражнение «Допиши буквы».
5. Подвижная игра «Веснянка».
6. Работа в тетради №2.
7. Упражнение «Повтори за мной».
8. Игра «Передай мяч».
9. Оценка работы детей
3 Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи (составление предложений с предлогами).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Контейнер с предметными картинками, названия которых начинаются с гласных звуков, сюжетные картинки по теме «Весна», тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами, мяч, карточки с «зашумленными» буквами, магнитные буквы. Наблюдения за изменениями в природе во время прогулки. Формирование знания признаков весны.
Определи первый звук
Составление предложений о весне с опорой на картинки
Оценка работы детей
Игра с мячом «Когда это бывает?»
Игра «Что перепутал художник?»
Подвижная игра «Зима прошла».
Упражнение «Повтори за мной»
Упражнение «Что делает?»
Упражнение «Назови буквы».
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Март, 2-я неделя тема «Комнатные растения». Звуки [с], [ш]
1. Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представления о голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах и умения дифференцировать их. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с сущ. в роде, числе, падеже).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, навыков пространственной ориентировки, общей, тонкой и артикуляционной моторики, творческого воображения, фантазии.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. ГОЛУБЫЕ ПРЕДМЕТЫ ткань, плоскостные изображения девочки, джинсов, футболки, лодочки, ручейка, кустик незабудок, рыбки, магнитофон и аудиокассета с записью спокойной музыки, кукла-почтальон в голубой форме с сумкой почтальона Знакомство с голубым цветом, упражнения на узнавание и соотнесение основных цветов: «Расставь цветы», «Спрячь бабочку» и т.п., разучивание подвижной игры «Мотылек». Организационный момент.
Игра «Разноцветные письма».
Рассказывание логопедом «Голубой сказки».
Подвижная игра «Мотылек».
Беседа по сказке.
Упражнение «Повтори за мной».
Оценка работы детей
2. Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по темам «Профессии мам», «Орудия труда. Инструменты». Расширение образного словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление им сущ. в косвенных падежах).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематических представлений, тонкой, артикуляционной, общей моторики, творческого воображения, подражательности.Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности. Контейнер, игра «Кому это нужно?», тетрадь №2 по числу детей, простые и цветные карандаши, ваза с веточкой мимозы, фишки. Толкование и разучивание поговорки «При солнышке тепло, при матушке добро».
Организационный момент.
Игра «Кому что нужно?»
Игра «Профессии».
Дыхательная гимнастика.
Работа в тетради №2.
Игра-соревнование «Кто больше?»
Упражнение «Повтори за мной».
Оценка работы детей
3. Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение глагольного словаря по теме «Мамин праздник». Ознакомление с буквой Т. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и тетрадь №3 Заучивание двустишия на букву Т из книги «Мой букварь», подбор слов на звук [т]. Игра «Подскажи словечко».
Рассказывание логопедом стихотворения.
Упражнение «Будь внимательным».
Упражнение «Что получится?»
Работа по букварю.
Игра «Живой конструктор».
Упражнение «Повтори за мной».
Работа в тетради №3.
Оценка работы детей
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Март, 3-я неделя тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».
Звук [ж]. Буква Жж1. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового анализа. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Жж.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. тетрадь №2 и «Мой букварь» по числу детей, карандаши, предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, плоскостные изображения рыбок, фишки, магнитные буквы и элементами буквы ЖЧтение рассказов Б. Житкова «Кружечка под елочкой», Н. Калининой «Как Вася ловил рыбу», «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина Организационный момент.
Игра «Кого не стало?»
Упражнение «Подними рыбку».
Упражнение «Кто скорее?»
Работа по книге «Мой букварь».
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Работа в тетради №2.
Игра «Кто лишний?»
Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам».
Оценка работы детей
2 Коррекционно-образовательные цели. Активизация и словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового анализа и синтез; грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация правильного произношения звука [р]. Совершенствование умения петь легко, естественным голосом с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, певческого дыхания, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Магнитная доска, тетрадь №1 по числу детей, карандаши, предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, игра-застежка «Ерши», магнитофон, кассета с записью музыкального сопровождения, мяч, настольный бассейн с водой, бумажные рыбки по числу детей. Составление плана рассказа о пресноводной рыбе на занятии по развитию речи. Изготовление рыбок в технике оригами на занятии по конструированию.
Рассказы о пресноводных рыбах по заранее составленному плану.
Работа в тетради №2
Игра с мячом «Семейка слов».
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Упражнение «Веселые рыбки».
Пение песенки «Ерш».
Рассказывание потешки «Ерши».
Игра-соревнование «Ерши».
Оценка работы детей
3 Коррекционно-образовательные пели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе. Магнитная доска, серия картинок «Воришка» (Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию.Разучивание стихотворения «Рыбка», развитие общих речевых навыков, автоматизация произношения звука [р] на индивидуальных занятиях с логопедом.
Организационный момент.
Игра «Шифровки».
Рассматривание серии картинок «Воришка» и беседа по ней Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Упражнение «Стайка».
Рассказ по серии картинок «Воришка».
Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?» Игра «Рыбка». Оценка работы детей
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Март, 4-я неделя тема «Наш город». Звуки [ш], [ж]
1. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Наш город». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Совершенствование фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]—[ж] в слогах и словах). Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Магнитная доска, «Мой букварь», тетрадь №2, открытки или фотографии с видами родного города Подбор определений к словам — названиям достопримечательностей Санкт-Петербурга на индивидуальных занятиях с логопедом. Упражнение «Расскажи, какой».
Игра «Что изменилось?»
Работа по книжке о городе
Игра с мячом «Продолжи предложение».
Упражнение «Летний сад»
Упражнение е мячом «Подбери пару».
Работа по тетради №2.
Игра «Составь слова».
22. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и словаря по теме «Наш город». Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок; грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Автоматизация произношения звука [р]. Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного гнозиса и пространственного праксиса, мышления, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Все о городе Работа с конструктором «Лего» на занятии по конструированию Рассматривание серии картинок «Лев и мяч» и беседа по ней.
Подвижное упражнение «Летний сад»
Рассказ по серии картинок «Лев и мяч».
Игра с мячом «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Работа по книге «Мой букварь».
Упражнение «Соедини картинки с буквами».
3. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Наш город». Совершенствование навыка составления описательного рассказа по заранее составленному плану. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование навыка чтения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического восприятия (подбор слов на заданный звук), артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Магнитная доска и буквы для нее, книжка-раскраска «Санкт-Петербург» и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, контейнер с фишками и полосками для анализа предложений, контейнер с фишками-призами, карточки для чтения. Составление плана рассказа о городе на занятии по развитию речи. Упражнение «Составь предложение».
Подвижное упражнение «Летний сад»
Рассказывание стихотворения о городе
Чтение предложений.
Упражнение «Буква потерялась».
Работа по книге «Мой букварь».
Оценка работы детей
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Апрель 1-неделя Тема «Весенние сельскохозяйственные работы»
Звуки [з], [ж]
1. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок; грамматического строя речи (образование существительных с уменьш-ласкательными суффиксами); навыка слогового анализа; навыка составления и чтения предложений.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия.
Коррекционно-воспитательиые цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Пальчиковый бассейн с желудями, магнитная доска, серия картинок «Волшебное семечко» Уход за всходами на приусадебном участке.
Упражнение «Подбери слово».
Упражнение с мячом «Назови ласково».
Игра «Волшебный сундучок».
Рассматривание серии картинок «Волшебное семечко» и беседа по ней
Рассказ по серии картинок.
Упражнение «Будь внимательным».
Отгадывание загадок.
2. Коррекционно-образовательвые цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам). Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Автоматизация правильного произношения звука [р}.
Коррекционно-развивающне цели. Развитие речевого слуха, диалогической речи, фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Магнитная доска, предметные картинки с изображениями орудий труда и инструментов, сюжетные картинки, карточки со схемами предложений, два изображения грузовиков Разучивание поговорок о весне на индивидуальных занятиях с логопедом, работа над общими речевыми навыками, автоматизация звука [р]. Упражнение «Есть — нет».
Упражнение «Что лишнее?»
Упражнение «Составь предложение».
Упражнение «Подбери схему».
Подвижная игра «Грядка»
Упражнение «Разноцветные грузовики».
Упражнение «Повтори за мной».
Упражнение «Составь и прочитай».
3. Коррекцконно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». Совершенствование грамматического строя речи (предложные конструкции; образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование навыка чтения.
Коррекционно-развнвающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Массажный мячик, предметные картинки с изображениями сельскохозяйственной техники и других машин, сюжетная картинка для составления предложения, Разучивание народной песенки «Приходи, весна!», работа над общими речевыми навыками, автоматизация звука [р], образование однокоренных слов к слову земля на индивидуальных занятиях с логопедом. Игра с мячом «Семейка слов».
Игра «Что лишнее?»
Игра «Закончи предложение».
Подвижная игра «Грядка»
Соревнование «Кто лучше?» Разучивание песенки «Приходи, весна!»
Разгадывание ребуса.
Чтение предложений.
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Апрель 2-неделя тема «Космос». Звук [э]. Буква Ээ1. Коррекцнонно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений. Совершенствование навыка «печатания».
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости, творческого воображения.
Коррекиионно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. тетрадь №2, «Мой букварь» и плоскостные изображения звезд по числу детей, контейнер с цветными карандашами, фишки, предметные картинки по теме «Космос», резиновый мяч среднего размера Разучивание стихотворения В. Степанова «Космонавт», работа над общими речевыми навыками, автоматизация произношения звука [р].
Игра «Зажги звезду».
Упражнение «Кто скорее?»
Работа по книге «Мой букварь».
Подвижная игра «Ракета».
Игра «Что делает?»
Работа в тетради №2.
Упражнение «Посмотри и назови».
Рассказывание стихотворения «Космонавт».
2. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Уточнение представлений о труде космонавтов, о необходимости и важности их труда. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка чтения. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, фонематического восприятия, зрительного внимания, творческого воображения, общей моторики и координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии. Картина В. М. Каратая «Космонавты», канат, штурвал, «пульт управления космическим кораблем», буквари по числу детей, конверт с карточками для чтения.
Чтение отрывков из книги В. Синицы-на «Первый космонавт» и беседа по ней на занятии по развитию речи. Разучивание стихов по теме «Космос» на индивидуальных занятиях с логопедом, работа над общими речевыми навыками. Чтение стихов по теме.
Рассматривание картины «Космонавты» и беседа по ней
Подвижная игра «В открытом космосе».
Коллективное составление плана рассказа.
Рассказ по картине.
Упражнение «Составь схему слова».
Чтение предложений по карточкам.
3. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными мужского и женского рода, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. тетради «Занимаемся вместе», фишки, колокольчик, мяч, алгоритм для составления рассказа о профессии, картинка с изображением космонавта, картинка с изображением космического корабля на орбите Земли, плоскостные изображения звезд. Повторение плана рассказа о профессии на занятии по развитию речи Игра-соревнование «Кто больше?»
Составление предложений по картинкам.
Игра «Подбери слова».
Игра «Скажи наоборот».
Рассказ о космонавте по схеме.
Игра «Подбери звезду».
Отгадывание загадок по теме «Космос».
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Апрель 3-неделя тема «Хлеб» Звуки [с], [з], [ш], [ж] 1. Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Хлеб». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, образование однокоренных слов к слову хлеб). Дифференциация звуков [с], [з], [ш], [ж] в игровой деятельности. Совершенствование навыка чтения.
Коррскиионно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, фонематического восприятия, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. Мяч, предметные картинки для игры «Разноцветные квадраты», тетради «Занимаемся вместе», плоскостное изображение снопа, мисочки с зернами по числу детей, 8 маленьких пластиковых стаканчиков. Образование однокоренных слов к слову хлеб и относительных прилагательных по теме «Хлеб» на инд занятиях с логопедом. Разучивание с воспитателями диалога «Золотая рожь», работа над общими речевыми навыками. Игра «Чего не купишь в булочной?»
Игра «Разноцветные квадраты».
Пальчиковая гимнастика «Каша».
Игра с мячом «Какая каша?»
Составление и анализ предложений с опорой на картинки.
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [р], [р'].
Игра-соревнование «Кто скорее?»
2. Коррекцнонно-образовательные цели. Формирование представлений о труде людей в пекарне, о необходимости и важности их труда. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, артикуляционной и пальчиковой моторики.
Коррекционио-воспитательные цели. Воспитанне инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии. Оборудование. Картина В. М. Каратая «В пекарне», поднос со свежими булочками, тетрадь № 1 по числу детей, контейнеры с карандашами и фишками. Картина В. М. Каратая «В пекарне», поднос со свежими булочками, тетрадь № 1 по числу детей, контейнеры с карандашами и фишками Закрепление представлений о труде хлеборобов. Экскурсия на кухню в детском саду, знакомство с процессом изготовления булочек. Разучивание упражнения «Каша».
Предварительная беседа.
Рассматривание картины и беседа по ней
Пальчиковая гимнастика «Каша»
Сообщение педагогом плана рассказа по картине.
Рассказ по картине сначала несколькими детьми,
Работа в тетради №1
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [р], [р'].
3. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Хлеб». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксом -ий-). Совершенствование навыков составления и чтения слов, составления и анализа предложений.
Коррекцноныо-развнваюшне цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики, тактильных ощущений.
Корреюдионно-воспнтательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. пальчиковые бассейны с различными наполнителями (гречей, кукурузой, пшеном, чечевицей), карточки со слогами, карточки со схемами предложений, маленький массажный мячик, Разучивание загадок по теме «Хлеб». Образование названий посуды с суффиксом -иц- на индивидуальных занятиях с логопедом. Формирование правильной артикуляции звука [р'] на индивидуальных занятиях. Составление и анализ предложений с данными словами.
Упражнение «Что не растет в поле?»
Игра «В гостях у Федоры».
Упражнение «Наведем порядок».
Отгадывание загадок по теме «Хлеб».
Постановка звука [р'].
Разгадывание ребуса.
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Апрель 4-неделя тема «Почта».
Звуки [к], [г], [х]
1. Коррекцяонно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Почта». Совершенствование навыка слогового анализа; грамматического строя речи. Совершенствование навыка чтения. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекцмонно-развиваюшие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Магнитная доска, предметные картинки с изображениями почтовых принадлежностей, тетрадь «Занимаемся вместе», карточка с ребусом, мяч, конверты с карточками для чтения.
Повторение пальчиковой гимнастики «Почтальон». Составление плана рассказа о почтальоне по сюжетной картинке. Игра «Чего не хватает?»
Составление рассказа о почтальоне по картинке.
Разгадывание ребуса.
Упражнение «Определи место звука в слове».
Пальчиковая гимнастика «Почтальон».
Упражнение «Скажи наоборот».
Упражнение «Получи письмо».
Формирование правильной артикуляции звука [р']
2. Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Почта». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными); синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений по картинкам); навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений. Автоматизация произношения звука [р'] в слогах.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Предметные и сюжетные картинки по теме «Почта», контейнеры с фишками полосками и точками для анализа предложений, мяч, открытки-пазлы, конверты с карточками для составления слов. Автоматизация произношения звука [р'1 в слогах на индивидуальных занятиях с логопедом. Организационный момент.
Составление предложении по вопросам с опорой на картинки.
Анализ предложений.
Игра с мячом «Раздели на слоги».
Игровое упражнение «Есть - нет».
Пазлы «Открытки» (12 частей).
Упражнение «Повтори за мной».
Игра «Вам письмо».
Окончание занятия.
3. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Почта». Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов). Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению предложений с противительным союзом а); навыка звукового анализа. Автоматизация произношения звука [р] в предложении, звука [р' ] в слогах. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, навыков ориентировки на плоскости, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Плоскостные изображения кота Матроскина, галчонка и почтового ящика, небольшие предметные картинки для игры «Соберем бандероль Буратино», игра «Кто скорее?», конверты и карточки с наложенными буквами, «светофорчик», звучащий мяч. Обучение составлению предложений с противительным союзом –а-, на индивидуальных занятиях с лого-педом. Организационный момент.
Игра «Помоги коту Матроскнну»
Игра «Соберем бандероль Буратиио».
Пальчиковая гимнастика «Почтальон»
Игра-соревнование «Кто скорее?»
Упражнение «Повтори за мной».
Упражнение «Вам письмо».
Упражнение «Определи место звука в слове».
Упражнение «Закончи предложение».
Окончание занятия.
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Май 1-неделя
тема «Правила дорожного движения».
Звуки [в], [ф]
1. Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения» (движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, дистанция, развязка, полицейский, регулировщик, жезл, свисток дорожный, пешеходный, проезжая, соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными); синтаксической стороны речи (обучение составлению предложений с противительным союзом а); навыка слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Правила дорожного движения», «светофорчики», музыкальный мячик, плоскостные изображения дяди Степы, четырех маршрутных автобусов, животных; карточки со словами и буквами (ж...к, с.м, к...т, б...к, у, о, и, ы). Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов, работой сотрудников ГИБДД. Беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице. Проведение сюжетно-ролевой игры «На улице». Разучивание упражнения «Машины». Чтение воспитателями стихотворения С. В. Михалкова «Дядя Степа». Организационный момент.
Упражнение «Найди отличия».
Упражнение «Составь предложение».
Физкультурная пауза «Машины».
Упражнение «Повтори за мной».
Упражнение «Определи место звука в слове».
Упражнение «Закончи предложение».
Игровое упражнение «Есть — нет».
Упражнение «Помоги дяде Степе».
Окончание занятия.
2. Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения». Формирование целостного представления об изображенном на серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи {подбор однокоренных слов). Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, памяти, обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание уважительного отношения к труду взрослых. Развитие навыков сотрудничества на занятии. Магнитная доска, серия картинок «Новая машина» ( Н. В. Нищееа. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск2. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.), тетрадь №1, контейнер с карандашами, карточка с ребусом, мяч.Разучивание загадок по теме «Правила дорожного движения», работа над общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом. Чтение воспитателями книги А. Иванова «Азбука безопасности» и беседа по ней. Организационный момент.
Рассматривание серии картинок «Новая машина» и беседа по ней.
Физкультурная пауза «Машины»
Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
Составление детьми рассказа по серии картинок.
Работа в тетради №1.
Разгадывание ребуса.
Упражнение «Повтори за мной».
Игра с мячом «Семейка слов».
Окончание занятая.
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Май 2-неделя
тема «Насекомые и пауки» 1. Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель» (насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный, полезный, вредный). Совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов). Совершенствование синтаксического строя речи (составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а). Совершенствование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающне цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Магнитная доска, коврограф, модуль с висящими на нем бумажными бабочками, альбом «Мир природы. Животные», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, мяч, предметные картинки с изображениями бабочек, жуков, осы, усов жука, готовые звуковые схемы слов, карточка с ребусом.
Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище», рассказов К. Ушинского «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик». Разучивание упражнения «Гусеница». Составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а на индивидуальных занятиях с логопедом. Упражнение «Разноцветные бабочки»
Рассматривание картины С. К. Артюшенко «Насекомые и пауки» и беседа по ней.
Работа в тетради №1.
Игра с мячом «Закончи предложение».
Упражнение «Гусеница».
Упражнение «Повтори за мной».
Отгадывание загадок о насекомых.
Упражнение «Подбери схему».
Разгадывание ребуса.
Окончание занятия.
2. Коррекционио-образонательные цели Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа. Совершенствование навыка чтения. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекцнонно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Магнитная доска, пальчиковый бассейн с горохом, игра «На полянке» (НищеваН. В. Играйка2.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.), картинка-загадка, плоскостные изображения девочки, передника и предметов со звуком [р'] в названиях, трех разноцветных ромашек. Составление плана рассказа о насекомом на занятии по развитию речи.
Упражнение «Найди место».
Игра «На полянке».
Составление рассказов-описаний о насекомых по заранее составленному плану.
Упражнение «Что спрятал художник?»
Упражнение «Гусеница»
Упражнение «Помоги Иришке».
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [л].
Упражнение «Кто лишний?»
Игра «Разноцветные ромашки».
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Май 3-неделя
тема «Времена года. Лето» 1. Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Лето». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, образование однокоренных слов к слову солнце. Дифференциация звуков [р]— [р'] в игровой деятельности. Совершенствование навыка чтения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, фонематического восприятия, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность, любовь и бережное отношение к природе. Магнитная доска, мяч среднего размера, изображение цветка подсолнуха, карточки с наложенными контурными рисунками по числу детей, контейнер с карандашами, контейнер с фишками для слогового анализа, плоскостные изображения кастрюль и ягод, карточки для чтения. Образование однокоренных слов к слову солнце, упражнения в различении звуков [р]—[р'] в словах на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание с воспитателями загадок о лете, работа над общими речевыми навыками. Игра «Семейка слов».
Загадывание загадок о лете.
Игра «Что делает?»
Упражнение «Что спрятал художник?»
Упражнение «Кто скорее?»
Упражнение «Угадайте, где мы были»
Артикуляционная гимнастика для постановки звука (л]Игра «Разноцветные кастрюли».
Упражнение «Мы читать умеем».
Окончание занятия.
2. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Лето». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Совершенствование навыков звукового анализа. Дифференциация звуков [р]—[р'] в предложениях.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Магнитная доска, предметные картинки, тетрадь «Занимаемся вместе» по числу детей, плоскостные изображения детей и предметов для игры «Что возьмем с собой на пляж», «листья кувшинки» с написанными на них предложениями. Формирование правильной артикуляции звука [л] на индивидуальных занятиях с логопедом. Организационный момент.
Рассматривание картины «Лето» и беседа по ней.
Составление плана рассказа по картине.
Рассказ по картине.
Упражнение «Угадайте, где мы были»
Упражнение «Повтори за мной».
Игра «Что возьмем с собой на пляж».
Упражнение «Мы читать умеем».
Окончание занятия.
3. Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Лето». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление глаголов движения с приставками, употребление предлогов). Развитие синтаксической стороны речи (составление простых предложений). Совершенствование навыка анализа предложений. Автоматизация правильного произношения звука [л] в слогах и цепочках слогов. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, памяти, навыков звукового анализа, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе. Магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Лето», карточки со схемами предложений, фишки, «светофорчики», буквари по числу детей, контейнер с карандашами. Автоматизация произношения звука [л] в слогах и цепочках слогов на индивидуальных занятиях с логопедом. Организационный момент.
Игра-соревнование «Кто больше?»
Упражнение «Составь предложение».
Упражнение «Подбери слово к схеме».
Упражнение «Угадайте, где мы были»
Упражнение «Повтори за мной».
Упражнение «Соедини картинки с буквами».
Чтение предложений.
Упражнение «Дорисуй картинку».
Окончание занятия.
Тема
недели №
НОД Цели Оборудование Предварительная работа Основное содержание деятельности
Май, 4-я неделя
тема «Полевые цветы»
1. Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о растениях луга, об охране природы. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Полевые цветы» (природа, охрана, поле, луг, опушка, цветок, мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, гвоздика, дрема, букет, венок, стебель, лист, бутон, корень; полевой, луговой, красивый, яркий, разноцветный, нежный, душистый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий; охранять, нюхать, рисовать, фотографировать, рвать, собирать, уничтожать). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения звука [л] в словах. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Магнитная доска, мольберт, букет искусственных полевых цветов, картина М. Сарьяна «Цветы», альбом «Живая природа. В мире растений», магнитофон, кассета с записью музыкального сопровождения песенки «Одуванчик», рабочая тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами. Экскурсия с родителями за город, на опушку леса, на луг. Рассматривание полевых и луговых цветов. Расширение и уточнение словаря по теме. Рассматривание картины И.Грабаря «Подсолнух», картины П.Т.Ван Брусселя «Цветы и фрукты». Разучивание упражнения «Дрема», загадок и стихов о цветах. Составление плана рассказа о полевых и луговых цветах на занятии с воспитателем. Разучивание песенки "Одуванчик* на музыкальном занятии. Организационный момент.
Рассматривание предметных картинок с изображениями полевых и луговых цветов.
Рассматривание картины М. Сарьяна «Цветы».
Упражнение «Кто больше?»
Упражнение «Дрема».
Упражнение «Повтори за мной».
Работа в тетради №1.
Упражнение «Составь схему».
Пение песенки «Одуванчик».
Окончание занятия.
2. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Полевые цветы». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Совершенствование фонематических представлений (дифференциация звуков (р)—[р') в словах). Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование навыка чтения. Автоматизация правильного произношения звука [л] в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического восприятия, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, бережного отношения к природе. Магнитная доска, предметные и сюжетные картинки, «цветик-семицветик», схемы предложений. Придумывание загадок-описаний о полевых цветах на индивидуальных занятиях с логопедом. Организационный момент.
Игра «Лишняя картинка».
Игра «Угадай слово».
Придумывание загадок-описаний о полевых цветах.
Упражнение «Повтори за мной».
Упражнение «Цветик-семицветик».
Упражнение «Есть — нет».
Упражнение «Подбери схему».
Окончание занятия.
3. Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Полевые цветы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование навыка слогового анализа.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического восприятия (дифференциация звуков [р]—[р'] в предложении), зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики,
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Магнитная доска, серия картинок «Необыкновенное поле»' (Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию) предметные картинки с изображениями полевых цветов, игрушка-застежка «Василек» по числу детей.
Разучивание с воспитателями упражнения «Васильки».
Упражнение «Назови ласково».
Рассматривание серии картинок «Необыкновенное поле».
Упражнение «Васильки».
Составление детьми рассказа по серии картинок.
Упражнение «Что нарисовано?»
Упражнение «Кто скорее?»
Упражнение «Повтори за мной».
Игра «Шифровки».
Окончание занятия.