Обучение предшкольников звуковому анализу слов


Обучение предшкольников звуковому анализу слов.
Образовательная программа предшкольной подготовки включает в себя подготовку детей к школе, а также способствует формированию коммуникативных навыков, проявлению познавательных и социальных мотивов детей, развитию увлеченности и интереса к получению знаний.
В разделе «Основы грамоты» определены следующие задачи : выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие), правильно произносить их. Обучения детей грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Звуковой анализ, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определенной учебной операцией, умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове». Формирование этого учебного действия происходит постепенно и требует от ребенка активности и сознательности. На протяжении всего учебного года необходимо формировать у детей умение проводить звуковой анализ слов. Обучение звуковому анализу слова – это мыслительный процесс который проводится с использованием определённых средств: Интонационного выделения звука в слове ; схемы звукового слова ; фишек ( синих, красных, зелёных, чёрных). Чтобы научить детей интонационно выделять звуки в словах использую игрушки или картинки. Например: показываю игрушку «лиса» и произносится слово протяжно – выделяется 1 звук ллл - Какой звук я произнесла дольше других? (первый)
Затем выделяю 2 звук- иии. Также спрашиваю у детей ,какой какой звук я выделила. Аналогично со всеми звуками.
Дошкольникам сложно опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна наглядность, фишка.  Поэтому показывают детям картинку на которой изображен предмет. Под картинкой дается графическая схема звукового анализа в виде горизонтальных клеток по числу фонем. Вместе со схемой детям раздаю несколько одноцветных фишек. На первоначальном этапе работы все звуки обозначаются фишками белого цвета. Дети подсчитывают количество клеток в схеме и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем произносится слово, а дети называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки .В начале обучения беру только подходящие для этой схемы слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько клеток в схеме.
Когда вводится задача дифференциация гласных, согласных звуков , обратить внимание детей на то, что в нашей речи есть много  звуков . Одни речевые звуки можно произносить протяжно, даже петь. Попробуйте пропеть: ааа, ууу, ооо, эээ.
А – о – у – ы – э – и – гласные звуки. Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом. Среди звуков речи есть и другие, которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно работают наши органы речи: губы, язык. Эти звуки согласны дружить с гласными , поэтому эти звуки назвали согласными. Так же через игровую ситуацию провожу знакомство детей с твердыми и мягкими звуками. Например, вношу 2 куклы. Кукла в синем костюме, нахмуренная, сердитая. Кукла в зеленом костюме, веселая. У детей есть картинки. Они их распределяют так – несут кукле в синем костюме картинку с первым твердым звуком в слове , а кукле в зелёном костюме картинку первым мягким звуком в слове. Для более успешного закрепления материала провожу игру:
«Назови первый звук в слове»
Цель: выработка навыка определения первого звука в слове и определения твёрдых и мягких согласных
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот - в слове «кот» первый звук К, кит - в слове «кит» первый звук Кь, сад - в слове «сад» первый звук С, сено - в слове «сено» первый звук Сь.
Далее необходимо сообщаю детям , что твёрдые согласные обозначаются синей фишкой, а мягкие – зелёной. Важным моментом в звуковом анализе слова, является определение словесного ударения Поэтому проводя звуковой анализ слова выделяю голосом ударный звук и спрашиваю у детей: Какой звук я выделила? Предлагаю детям
«позвать» это слово ,соответственно выделяется голосом ударный звук. Сделаем вывод: гласный звук , который произносится протяжно и дольше , чем другие , называется ударным и ударение в звуковой схеме слова обозначается чёрной фишкой. Ударение в слове может быть , только одно. Здесь очень важно обратить внимание на то ,чтобы выделение ударного звука обязательно происходило на фоне слитного произнесения слова .Особое внимание хотелось бы уделить упражнениям , направленным на определение  согласных звонких и глухих. Как же запомнить все звонкие и глухие  согласные? Предлагаю детям произнести отдельный согласный звук и приложить руку к горлу. Спршиваю у детей «моторчик работает»(голосовые связки вибрируют) -это значит звонкий звук Если нет, то глухой.  Проверяю вместе с ребенком и произносим звуки Б – П,  М или Х. . На первом этапе это хороший способ . Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить  и зрение. Для этого надо делаю табличку, где обозначаю звонкие согласные - колокольчиком и глухие согласные наушниками . Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными, поэтому составляя такую табличку надо парные согласные располагать рядом. На этом этапе играю с детьми в игру: «Засели домик» Дети  расселяют буквы по этажам с нужным символом .Для успешного решения задачи по обучению грамоте необходимо использовать игры. Игры способствуют речевому развитию и развитию мышления дошкольников, обеспечивают положительные эмоции детей на протяжении всего процесса подготовки к обучению грамоте.
Такие игры как, «Назови пару» , «Зажги фонарик» можно проводить на каждом занятии
Игра «Назови пару» развивает слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет твёрдый согласный звук, а ребенок называет мягкий Можно использовать синюю или зелёную фишку. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синюю фишку, если мягкий – зелёную (Снег, зима, лыжи и др.).Игра «Зажги фонарик» Детям раздаются фишки : красные, синие, зелёные. Называю звук дети показывают соответствующую фишку.
В результате такого последовательного, поэтапного ознакомления со звуковой стороной слова дети учится слышать и выделять в любом слове все звуки и в дальнейшем без труда овладеть навыком чтения