Статья «Использование зрительной символки в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР»











Использование зрительной символики в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР






Учитель-логопед МКДОУ ЦРР -
детский сад № 13 г. Россоши
Воронежской области
Сибирко Н.Н.

















Как известно, общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов. У детей с ОНР отмечается неустойчивое внимание,
ослабленная память, отставание в развитии словесно – логического мышления.
Дети с ОНР без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом,
сравнением и обобщением. К тому же, у них отмечается повышенная утомляемость
и истощаемость.
Коррекционная логопедическая работа проводится более успешно и результативно, если при выполнении различных заданий есть опора на зрительный анализатор.
Я использую зрительную символику в разных разделах коррекционной работы:
это – формирование фонематического слуха и восприятия, звуко – слоговой анализ
и синтез, формирование лексико – грамматических категорий, развитие связной речи.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы с детьми. Он вызывает наибольшие трудности, особенно в добуквенный период. Детям сложно на слух определить наличие или отсутствие какого-то звука
в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность в слоге или слове. Дети испытывают затруднения при анализе сочетания из трёх гласных звуков.
На первом году обучения основное в этой работе – применение символов гласных
звуков, благодаря которым дети при обучении получают дополнительную к слуховой зрительную опору. Такой опорой являются символы, внешний вид которых совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука.
Звук У обозначается маленьким кружочком, звук А – большим кружочком, звук И – полоской (прямоугольничком), звук О – овалом, звук Ы – полукругом.
Все символы обозначаются красным цветом. Эти заменители звуков предлагаются детям по одному по мере изучения соответствующего гласного звука на занятии
(У, А, И, О, Ы). Уже после знакомства со звуками А, У, И и их символами
проводятся игры на анализ сочетаний из двух и трёх звуков.

Варианты игр:
«Звуковые цепочки» Детям предлагаются карточки с цепочками звуковых символов,
дети «читают» их.

,, Весёлый поезд “
В вагончики поезда « рассаживаем» пассажиров: сказочных героев и звуковые
символы.
Например: в первом вагончике – Айболит
во втором – Утёнок
в третьем – Иванушка
Дорога длинная Пассажиры поют песенку : а у и (дети «прочитывают» звуковые цепочки).

«Угадай-ка»
Логопед беззвучно произносит гласный звук. Дети, опираясь только на зрительный
анализатор, поднимают соответствующий гласному звуку символ.

«Расселим картинки в домики»
На наборное полотно выставляются картинки с изображением предметов, в названии которых первые звуки А, У, И, О. По заданию логопеда дети должны «расселить»
в два домика картинки, в названии которых, например, первые звуки А и У. В домики ставятся звуковые символы, дети подбирают картинки.

«Шифровальщики»
Логопед произносит несколько звуков подряд: 3, 4, 5. Дети выкладывают этот звуко-вой ряд с помощью символов.

«Сломанный телевизор»
У детей на столах звуковые символы А, У, И, О. Логопед говорит: « Наш телевизор
старенький, он плохо работает. Когда диктор говорит, почему-то первый звук в словах не слышен. Отгадайте первый звук в каждом слове».
Логопед, сохраняя ударение, чётко произносит: - тка, - голки, - слик, - рбуз,
Дети поднимают соответствующий символ и произносят слово целиком.

«Какой звук начинает слово?»
Логопед произносит слова или показывает картинки, дети определяют первый звук в слове, называют его и поднимают соответствующий гласному звуку символ.

«Какой звук заканчивает слово?» - проводится аналогично предыдущей игре.

« Какой звук «спрятался» в середине слова?»
Эта игра проводится на примере односложных слов типа суп, мак, кит.

После того, как дети научились определять позицию звука в слове, используем на занятиях карточки с наложением символов.

начало
слова
середина
слова
конец
слова


Детям раздаются карточки и звуковые символы. Логопед называет слова, дети по заданию логопеда (какой-то один гласный звук или два) определяют позицию звука
в слове (начало, середина, конец) и звуковой символ накладывают на первую, вторую или третью клетку карточки соответственно.
Все согласные звуки в процессе изучения условно обозначаем кружочками двух цветов: синий – твёрдые согласные звуки, зелёный – мягкие согласные звуки.
На втором году обучения, в подготовительной к школе группе, дети учатся давать полную характеристику согласного звука. Чтобы облегчить им эту задачу, используем на занятиях схему-описание с картинками-символами (условными обозначениями).
Губы - зубы – гласный или согласный звук;
звонок – звонкий или глухой согласный;
дерево - подушка – твёрдый или мягкий согласный.
Дети, запомнив обозначение этих символов, без труда характеризуют согласные звуки.
При изучении темы «Деление слов на слоги» на занятиях используем домики
(одно - , двух - , трёх - , четырёхэтажные), где каждый этаж символически обозначает один слог.
Пример:
На наборное полотно выставляются картинки, обозначающие одно - , двух - , трёх - ,
четырёхсложные слова. Детям даётся задание «расселить» картинки в домики по
количеству слогов и т.д.

Использование зрительной символики положительно влияет и на формирование
лексико – грамматических категорий.
Как правило, у детей, имеющих ОНР, очень бедный глагольный словарь и словарь признаков. Чтобы работа с детьми по усвоению понятий «слово – действие» и «слово –признак» проходила более успешно, используем на занятиях символы:
действие обозначаем «волшебным» прямоугольником с двумя полосками (дорожкой ) в середине; признак обозначаем «волшебным» кружочком с волнистой линией внутри.
Каждому из детей даётся предметная картинка и символ (действия или признака,
в зависимости от темы занятия, от задания логопеда). К своему слову-предмету каждый ребёнок придумывает слово – действие или слово – признак.
Чтобы усложнить задачу, применяю на занятиях карточки - речевые тренажёры.
На карточке прозрачный кармашек, куда вставляется предметная картинка, и стрелки к трём символам (словам-предметам и словам-действиям).
Даётся задание: подобрать действия или признаки к предмету (оптимально три).

Для формирования навыка различения рода существительных используем на
занятиях картинки - символы: «мальчик» (м.р.) , «девочка» (ж.р.), «солнышко» (ср.р.).

«Подарим картинки»
У детей на столах предметные картинки. На доске картинки – символы.
Задание: правильно расставить свои картинки – предметы: муж. рода – к «мальчику», жен. рода – к «девочке», ср.рода – к «солнышку».

«Мой, моя, моё»
Карточки с наложением картинок, состоящие из шести клеток, раздаются детям.
В верхнем ряду – картинки-символы (мальчик, девочка, солнышко). На обратной стороне карточки – кармашек с предметными картинками, обозначающими слова женского, мужского и среднего рода. Дети должны определить по картинкам, про
кого или про что можно сказать: мой,моя, моё и правильно разложить свои картинки под символами.

«мальчик»

«девочка»

«солнышко»






Эта дидактическая игра может использоваться при изучении всех лексических тем,
а также при дифференциации обобщающих понятий «фрукты – овощи», «обувь – одежда», «посуда – продукты питания» и т.д.

На занятиях по изучению предлогов и их дифференциации используем карточки -символы предлогов.
(на) (над) (с) и т.д.

«Составь предложение»
На наборное полотно выставляются две предметные картинки и символ предлога.
Например: лампа, предлог на, стол.
Даётся задание – используя эти слова, составить предложение
(Лампа стоит на столе.) и т.д.

Зрительная символика активно используется в работе по развитию связной речи.
У детей с ОНР связная речь самостоятельно не формируется. При пересказе и состав-лении рассказа дети затрудняются строить фразы, теряют основную нить содержания, путают события. Зрительные символы помогают детям упорядочить свои высказыва-ния, правильно строить предложения, связывать их в рассказ.

«Закончи предложение подходящим по смыслу словом»
«Придумай начало предложения»
Чтобы такие задания выполнялись более успешно, использую на занятиях карточки
(схемы предложений с опорными сигналами).

«Составление рассказа – описания с опорой на схему – описание»
Такие описательные рассказы составляются при изучении всех лексических тем.

«Пересказ рассказа по опорным сигналам»
Использование опорных сигналов в этом виде работы помогает детям правильно
строить предложения, более точно передавать последовательность событий.

Как показывает практика, использование зрительной символики на логопедиче-ских занятиях значительно повышает эффективность коррекционной работы. У детей
пробуждается интерес к занятиям, активизируется речь.


Список использованной литературы:

1. «Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики»
Межвузовский сборник научных трудов М.- 1985 г.
2. Т. А. Ткаченко
«В первый класс без дефектов речи»
С. – П. – 1999 г.
3. Л. Н. Ефименкова
«Формирование речи у дошкольников»
М. – 1985 г.
4. Т. Роговенко
«Речевые тренажёры? Да!»
ж/л «Дошкольное воспитание» № 10 – 2004 г.