Методический материал. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. Развитие лексики
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Развитие лексики
Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.
Развитие лексики во вспомогательной школе проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.
Начиная с 1 класса проводится обогащение и уточнение номинативного словаря. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. В то же время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения.
Работа над уточнением значения слова во вспомогательной школе тесно связана с формированием представлений умственно отсталых детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом). Рекомендуется использовать записи, рисунки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.
В 1—2 классах вспомогательной школы на логопедических занятиях следует уточнять значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, растения, деревья, цветы, домашние и дикие животные, времена года и др.Примерные задания
1. Назвать одним словом все предметы.
2. Назвать овощи, фрукты и т.д.
3. Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко — фрукты, свекла — ..., чашка — ..., или наоборот: фрукты— груша, овощи— ..., посуда— ....
4. Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далекие (мор-ковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, репа, груша).5. Разложить картинки на две группы. Сначала даются картинки на семантически далекие слова (животные, растения), затем семантически близкие (домашние и дикие животные).
6. Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например:
Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки.(Гусь.)
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд.)
Что за дерево? Стоит Алена, платок зеленый, сарафан белый.(Береза.)
Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка:
Был цветок и нет цветка.(Одуванчик.)
Что за птица? Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.(Сова.)
Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка.)
Что за растение? Не огонь, а жжется. (Крапива.)
Что за зверь? На деревьях живет и орешки грызет. (Белка.)
Что за овощ? Как на него взглянешь, так и заплачешь.(Лук.)
7. Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов. Дети по одному выходят к столу, берут картинку и незаметно для других рассматривают ее. Затем загадывают загадку об этом предмете с использованием обобщающего слова (например: это домашнее животное, маленькое, пушистое).
В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные).
В младших классах вспомогательной школы расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры.
Кто как передвигается
Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.
Кто как голос подает
Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудахчет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка крякает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит.Какие звуки издает
Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, дождь шумит, листья шелестят, ручей журчит.
Кто как ест
Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, теленок сосет молоко, собака грызет кость, корова жует сено, курица клюет зерно и т.д.
Кто что делает
Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица убирает, маляр красит, художник рисует, продавец продает, парикмахер стрижет, шофер водит машину.В процессе логопедической работы необходимо дифференцировать следующие пары глаголов.
Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, чистить — подметать, нести — везти, мыть — стирать, лежать — спать, лежать — стоять.Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает — умывается, купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, обувает — обувается, причесывает — причесывается, одевает — одевается.Дифференциация глаголов, противоположных по значению: одеть — снять, поднять — опустить, бросить — поймать, найти — спрятать, положить — убрать, дать — взять. (Предполагаются пары картинок по этим действиям.)
Дифференциация глаголов осуществляется как в импрессивной, так и в экспрессивной речи. Для дифференциации в импрессивной речи детей просят показать на картинке то или иное действие (например: покажи, кто купает, а кто купается). Кроме того, предлагается подобрать картинки в ответ на тот или иной вопрос. Например, детям предъявляются картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолет, собака, лиса, лошадь, мужчина, бумажный змей. Далее задаются такие вопросы: "Кто умеет читать?", "Кто умеет бегать?", "Кто умеет скакать?", "Кто умеет летать?" и т.д. В ответ на вопрос дети отбирают картинки. Для закрепления в экспрессивной речи дети составляют предложения. Например: Птица, самолет летают или Лягушка, заяц скачут.
Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), величину (большой — маленький), форму (круглый, овальный, квадратный, треугольный). В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту (высокий — низкий), толщину (толстый — тонкий), длину (длинный — короткий), ширину (широкий — узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, вкусный), качества поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).На более поздних этапах проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево — деревянный, береза — березовый, стекло — стеклянный, фарфор — фарфоровый, бумага — бумажный, железо— железный, мех— меховой и т.д.). Эта работа тесно связана с развитием словообразования (см. "Развитие грамматического строя речи"). Также необходимо уточнять значение прилагательных, сложных по семантике, например оценочных, обозначающих внутренние качества человека (добрый, злой, ленивый и т.д.).
При этом используются такие приемы работы:
1. Описание предметов (по цвету, форме, величине и т.д.). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы. - Например: "Какой помидор?", "Какой огурец?", "Какой мяч?" и т.д.
2. Отгадывание загадок:
Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая? Желтый, овальный, кислый. Что это? Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?
Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?
3. Добавление прилагательных в предложение. Детей просят закончить предложение. Используются пары картинок:
Груша сладкая, а лимон .... Огурец овальный, а помидор ... . Лента узкая, а река .... Дерево высокое, а куст .... Молоко жидкое, а сметана ... .
Обогащение словаря осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи.
Уточнению значений слов способствует и работа над антонимами: существительными (день — ночь, радость — печаль), прилагательными (высокий — низкий, длинный — ко-роткий), глаголами (радуется — грустит), наречиями (далеко — близко).Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов.
Важное место во вспомогательной школе отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании, предложении.
Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа.
Расширение и обогащение словаря умственно отсталых детей должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи.