Рабочая программа по внеурочной деятельности Игры разума(познавательная и интеллектуально-творческая деятельность)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по направлению «Познавательная и интеллектуально-творческая деятельность» «Игры разума» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.
При составлении программы учтены запросы и интересы участников образовательного процесса.
Актуальность программы.
Актуальность программы. Обучение пятиклассников в средней школе вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
Огромное значение для развития интеллектуальных способностей является уровень развития памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия, речи. Именно эти качества являются основой продуктивного мышления и творческих способностей учащихся
Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления. Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время.
Новизна. Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.
Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей.
Цель данной программы: развитие интеллектуальных способностей подростков (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).
Задачи:
способствовать развитию познавательной сферы детей;
ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;
способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.
учить методам и приемам познания себя и одноклассников;
формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития;
развивать самостоятельность детей.
Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:
Принцип системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерархическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных (Н.И. Чуприкова, 2003); 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях.
Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.
Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом – полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.
Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.
Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал.
Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, сложно структурированной и четко иерархизированной.
Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие.
Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия - 30 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий для 5 классов.
Формы занятий: групповые
Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3).
В соответствии с ФГОС планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которая дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными,
проблемными через специфику содержания того или иного предмета, - овладевают учащиеся в ходе образовательного процесса.
Процесс воспитания имеет несколько взаимосвязанных стадий:
- овладение воспитанниками знаниями требуемых норм и правил поведения;
- формирование убеждений;
- формирование чувств;
Формирование устойчивого социально-позитивного поведения.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством;
овладение способами самопознания, рефлексии;
усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта;
освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;
получение школьного опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт взятия на себя ответственности за других людей; опыт эффективного взаимодействия в общении и простейших способов разрешения конфликтов; опыт взаимодействия и сотрудничества, опыт в распознавании собственных и чужих эмоций, осознанию их значения и смысла.
Учащиеся должны получить знания:
о значимости для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций;
иметь представление о том, что такое память, мышление, воображение;
об особенностях эмоциональной памяти;
о способах эффективного запоминания»;
о способах развития мышления, внимания, памяти;
о способах выражения эмоций.
умения:
устанавливать закономерности;
уметь выделять существенные признаки и несущественные;
уметь анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
распознавать анаграммы и самим их составлять;
уметь задавать вопросы, видеть ситуацию глазами собеседника, понимать других;
осознавать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
осознавать и называть собственные переживания;
осознавать в себе задатки и способности;
выражать эмоции через рисование;
вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
Используемые технологии:
Проектное обучение (организация самостоятельной познавательной и практической деятельности; формирование широкого спектра УУД, личностных результатов)
Личностно-ориентированное обучение (развитие индивидуальности, становление предметных, метапредметных и личностных способностей и качеств в процессе органического слияния воспитания и обучения, формирование познавательной мотивации, жизненного и личностного самоопределения)
Развивающее обучение (формирование системы научных понятий, мышления, способов умственных действий)
Проблемное обучение (создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций, организация активной самостоятельной деятельности по выходу из проблемных ситуаций)
Игровые технологии - создание учебных ситуаций, имитирующих систему общественных отношений и способствующих усвоению общественного опыта, социализации и самореализации учащихся в игре. При этом дидактическая цель представляется учащимися как игровая задача, реализуемая в рамках определенных правил, в отведенные временные сроки. Учитель устанавливает ситуацию, носящую импровизационный характер, для творческого деятельностного развития обучающихся, создает положительный эмоциональный фон для усвоения учебной информации. Ученик участвует в установлении правил решения предметной задачи, временных границ ее решения.
Результат использованной технологии – формирование стойкого познавательного интереса, умения работать в коллективе, проявлять инициативу, принимать решения; формирование волевой регуляции, самокоррекции, рефлексии, личностного самоопределения.
Календарно - тематическое планирование
«Игры разума» (познавательная и интеллектуально-творческая деятельность»)
Дата
Тема
Количество часов
Гейм «Ералашки» (общие знания)
2
Игра гейма «Из прошлого в настоящее»
2
Гейм «Естественный отбор» (естественнонаучные знания)
2
Игра гейма «Укротители животных»
2
Гейм «Афоризм +»
2
Игра гейма «Эмоциональный афоризм или «НЕ ВЕРЮ»
2
Гейм «Катушка Мебиуса»
2
Игра гейма «Лаборатория профессора Пуговкина»
2
Гейм «На все сто»
2
Игра гейма «На одну букву»
2
Гейм «Вслед за Куком»
2
Игра гейма «Интеллектуальные пазлы»
2
Гейм «Музыкальная шкатулка»
2
Игра гейма «Угадай мелодию»
2
Гейм «Открытая читальня»
2
Игра гейма «Печатник»
2
Гейм «Правовой зачет»
2
Игра гейма «Интеллектуальный детектив»
2
Список литературы
Комплексн6ая образовательная модульная программа. 5-11 классы / авт.-сост. М.А. Тыртышная. – Волгоград: Учитель, 2015. – 271 с.
1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.
Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.
Львовский Ю.В. Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
`ђЗаголовок 215