Конспект урока по литературе на тему Филосовские линии (по повести А. Лиханова Солнечное затмение


Урок внеклассного чтения
Тема урока: «Философские линии в повести А.Лиханова "Солнечное затмение"
Цели урока:
Побудить учащихся к размышлению о нравственных ценностях;
Развивать устную речь, обогатить словарный запас;
Воспитывать умение анализировать свои поступки;
Запись на доске:
Есть две тайны в мире: звездное небо над нами и нравственный закон в нас. (И.Кант)
План-конспект урока:
1. Организационная часть.
2. Слово учителя.
- Мы прочитали повесть Альберта Лиханова “Солнечное затмение”. Наша цель – учиться размышлять о нравственных ценностях, оанализировать поступки героев.Но чтобы лучше узнать героев, мы должны познакомиться с автором этой повести А. Лихановым. (презент Кондратьев)
- В этой повести описывается жизнь ваших сверстников, ваших, но не моих. Я хочу, чтобы вы были со мной откровенными и научили лучше понимать вас. Мне интересно знать, какие черты характера больше цените вы в человеке.
3. Составление кластера. (В центре доски пишется ключевое понятие и обводится в кружок, далее записываются вокруг этого слова все ответы учеников).
- Какие черты характера вы можете назвать? (Ответы учащихся).

4. Повторение содержания повести с использованием кластера.
- В ком из героев вы находите те или иные черты? В каком эпизоде они ярко проявляются? (Затруднений при ответе на эти вопросы не возникает.)
- Итак, частично мы повторили содержание повести. Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”. Нам удобно анализировать поступки и привычки Федора и Лены. Если что-то не припомнишь, можно перечитать. Свою жизненную книгу не перечитаешь, и очень сложно анализировать, направлять в нужное русло свою жизнь. Ф.Достоевский говорил: “Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека”.
5. Определение философских линий в повести.
- Какие темы затрагивает А.Лиханов в повести “Солнечное затмение”?
- Тему любви;
- Тему милосердия;
- Тему взаимоотношения отцов и детей;
- Тему дружбы;
- Кроме этого, любой глубокомыслящий писатель ведет в своем произведении невиданную линию отвлеченных размышлений. Тема сегодняшнего урока “Философские линии в повести А.Лиханова“Солнечное затмение». Обратимся к словарю С.Ожегова. Что такое философия? На доске выписка из словаря.
А Философия –
1. Наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.
3. Отвлеченные рассуждения.
- В повести много отвлеченных рассуждений о внутреннем мире человека. Вот эти философские линии мы и попробуем проследить.
6. Анализ цитаты. (Домашняя работа).
- Я обратила ваше внимание на высказывание Чарлза Перси Сноу, которое взволновало Зину: “Участь каждого из нас трагична. Мы все одиноки. Любовь, сильные привязанности, творческие порывы иногда позволяют нам забыть об одиночестве, но эти триумфы – лишь светлые оазисы, созданные нашими собственными руками, конец же пути всегда обрывается во мраке: каждый встречает смерть один на один”. Каждый из героев по-своему понимает это высказывание. Какова ваша позиция?
(Ответы самые непредсказуемые).
- Таким образом, какова первая философская линия? (Одна из философских линий – это размышление об одиночестве).
7. Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева “Одиночество”.
- На основе какого литературного приема построено это стихотворение? (- О чем размышляет Тургенев?
8. Размышление об одиночестве.
ПАРНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА
А теперь остановимся на судьбах наших героев. Попробуем изложить свои впечатления не отрывочно, а в форме монолога по заданному плану.Работа в группах, задания на карточках.
Одиночество Федора1.Тревога Федора за отца и мать.2.История имени отца Джона Ивановича3.Одиночество мальчика4.Мир голубей
Страдания Лены «Я не умею ходить!»1.Наблюдения за Федей2.Воспоминание об интернате.3.Мера ценности – сердечность, любовь, душа4.Конфликт в семье Федора.5.Знакомство Лены и Федора
Разрушение старого поселка, тихого мира.1.Новые квартиры.2.Отъезд жильцов.3.Уничтожение голубятни4.Новое место для птиц в интернате.
-Так в чем заключается одиночество Феди?
(Он ни с кем из сверстников не общался, так как ему было стыдно из-за отца. Отца звали Джоном Ивановичем, друзья из пивнушки обзывали Американцем или дядей Сэмом. Главное, он никогда не давал отпор, выглядел шутом. Федя ненавидел эту пивнушку. Не хотел, чтобы даже ненароком его обозвали сыном Американца).- А чем заключается одиночество Лены?
(Лена – инвалид, она не может ходить, поэтому ее жизнь отличается от жизни нормальных сверстников. Конечно, у нее много друзей в интернате. Однако она одинока в нормальной жизни, и думает, что обречена на одиночество во взрослой жизни).- Иногда решение самых сложных задач очень простое. Когда исчезает одиночество?
Вывод: Стоило встретиться двум одиноким людям и уже нет одиночества.
9. А еще какие размышления есть в этой цитате?
Следующая философская линия – это размышление о жизни и смерти.
- Что такое смерть?
У человека исчерпывается потребность жить, потребность быть, приходит глубокая старость, наступает нормальная усталость от жизни – человек умирает. Это норма.
Когда смерть трагична?
- Ранняя смерть трагична, особенно гибель молодого человека.
(Здесь учащиеся обязательно отметят смерть молодых на войне.)
- Кто умирает в повести? В какое время? Что происходит в это время с Леной? Проанализируем средства выразительности. Объясним их роль. Работа в группах: 1 – эпитеты, 2 - метафоры, 3 – сравнения, 4 – неполные предложения, 5 – лексич повтор, 6 - фразеологизмы.
- Однако бывают случаи, когда человек добровольно лишает себя жизни.
11. Составление кластера. Что может толкнуть человека на смерть?

- Послушаем диалог между отцом и Леной:
- Подожди, папочка…Ответь! Зачем я расту? Женщина рождается на свет, чтобы рожать сама! А я! А я никогда не смогу стать матерью! Не смогу полюбить! И меня никто не полюбит, ты понимаешь? Так зачем же все это?”
“…Каждый миг из жизни уходят люди. И смерть порой становится избавлением от страданий. – Он помолчал. – Если бы я был верующим, я бы сказал тебе: поверим. Поверим в себя, в свои силы. В то, что мы люди, и ты – человек, еще небольшой, но смелый, умный и мудрый человечек. Ты все сможешь, только помни всегда: не быть – проще, чем быть.
- Каково отношение к этому в обществе?
- Самый большой грех – это самоубийство. Все в жизни можно преодолеть. Всегда есть выбор, в любых ситуациях, но лишившись жизни, ее не вернешь.
Вывод:
Природа требует от нас быть и жить.
Участь сильных – жить и созидать.
12.какая еще философская линия прослеживается? Следующая филослиния – размышление о любви.
13. Чтение сказки В.А.Сухомлинского “О вечной любви”. (Звучит “Лунная соната” Бетховена).
14. Составление схемы зарождения любви методом мозгового штурма.
- Как зарождается такое чувство как любовь?
- Акак зарождается антипод любви?Как называется такой прием? ( ГРАДАЦИЯ)
---------- Интерес ------- увлечение -------любовь -------- страсть
Внимание
----------- Раздражение ----- отвращение -------- ненависть --------- страх
- Что такое страх? Какая это сила?От страха все зло в мире. Это сила жизнеотрицания.
- А что такое любовь? От любви все добро на свете. Это сила жизнеутверждающая.
Вывод: Любовь может победить страх.
15. Чтение конца повести.
- Послушаем диалог Лены и Феди. (Света.Макс)
- Какой страх у Лены? Какое решение принимает Федя?
- Давайте объясним смысл заглавия повести «Солнечное затмение»
- А смысл эпиграфа? (вселенная бесконечно, на небе много звезд и много дорог перед человеком.Но как поступать – каждый человек выбирает свой путь в соответствии с нравственным законом, который есть внутри нас)
Подведем итоги.
-Чем детство и отрочество отличается от взрослого периода?
(*У детства и отрочества есть возможности, которых не будет потом.*Иногда мы не решаемся на смелые поступки, на самостоятельные действия, откладывая это на будущее, когда станем взрослыми.
*Тот, кто не воспитал в себе смелость, мужество, чувство ответственности в отрочестве, не сможет обрести этих качеств никогда.
-Чем понравилась эта повесть?
16. Мини-сочинение. “Мы в ответе за тех, кого приручили”(Сент-Экзюпери).
Молодцы. Хорошо сегодня работали все.
17. Домашнее задание. Написать эссе “Солнечное затмение”. Объем по усмотрению учащихся.(В этих работах можно увидеть мировоззрение каждой личности, можно для себя делать выводы, над чем работать, что искоренять и что прививать).