Исследовательская работа Роль отрицательного местоимения НИКТО в одноименной повести А.Лиханова


МБОУ Азаматовская средняя общеобразовательная школа
-505460207010роль
отрицательного местоимения никто
в одноименной повести А. Лиханова
00роль
отрицательного местоимения никто
в одноименной повести А. Лиханова

Автор: Байкова Снежана,
ученица 8 класса
Руководитель:
Павлова Елена Михайловна,
учитель русского языка
и литературы
2014 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………3
Основная часть
Глава 1. Человек с большой буквы
1.1. А. Лиханов – человек с большой буквы…………………………………………4
1.2. Сюжет и композиция повести «Никто» …………………………. ……………5

Глава 2. Местоимение – самая загадочная часть речи
2.1. Из истории местоимений ………………………………………………………….9
2.2. Тематические классы местоимений ……………………………………………....9
Глава 3. Роль отрицательных местоимений в повести А. Лиханова «Никто»
3.1.Частотность употребления отрицательных местоимений в тексте произведения……………………………………………………………………………11 3.2. Семантика отрицательного местоимения никто……………………………........11
Заключение…………………………………………………………………………………… …13
Литература………………………………………………………………………………………..14
Приложение 1…………………………………………………………………………………….15
Введение
Повесть А. Лиханова «Никто» - уникальное произведение, адресованное как для взрослого поколения, так и для детского. Эта повесть о современном сиротстве, в которую вылились боль, страдания автора, накопленные за многие годы. С первых страниц знакомства с этим произведением задаешься вопросом: почему автор дал такое название повести, какой смысл вложил в это название, что он хотел сказать с помощью отрицательного местоимения никто?
Таким образом, актуальность данной работы очевидна, т.к. она посвящена проблеме функционирования отрицательных местоимений в художественном тексте.
В современной лингвистике установлено, что семантика отрицательных местоимений не исчерпывается значением отрицания. Высока частотность употребления этого разряда местоимений в повести Альберта Лиханова «Никто».
Целью исследования является анализ семантики и функции отрицательного местоимения никто в повести А. Лиханова
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) осмыслить историю вопроса о местоимении как части речи;
2) рассмотреть особенности языка и стиля А. Лиханова;
3) исследовать диапазон семантики местоимения «никто» в контексте произведения и систематизировать материал;
4) выявить особенности функционирования отрицательных местоимений в повести.
Объект исследования - отрицательное местоимение-существительное «никто» и его формы
Предметом исследования является изучение состава семантики и особенностей функционирования этого местоимения в повести Альберта Лиханова «Никто».
Структурно исследовательская работа состоит из трех разделов.
В первой главе «Человек с большой буквы» дается краткий биографический материал об А. Лиханове, авторе повести «Никто», также приводится сюжет и композиция повести.
Вторая глава «Местоимение – загадочная часть речи» посвящена вопросу её изучения в лингвистике.
Практическая часть исследовательской представлена в третьей главе «Роль отрицательного местоимения никто в повести А.Лиханова», где прослеживается частотность употребления отрицательных местоимений и рассматривается их семантика.
Для проведения данного исследования были использованы различные методы:
- наблюдение
- сплошная и фрагментарная выборка
- контекстуальный анализ
- систематизация и обобщение полученного результата
- статистический метод
Глава 1. Человек с большой буквы
1.1. А. Лиханов – известный русский писатель, председатель Российского детского фонда, академик РАО, лауреат Государственной премии РФ.
Альберт Анатольевич Лиханов родился в городе Кирове, бывшей Вятке, 13 сентября 1935 года в семье служивого офицера из небогатых дворян. «В судьбе писателя большую роль сыграли бабушка по матери, Мария Васильевна, и старый город, где он рос. Бабушка указала писателю путь к книгам. У нее была великолепная память. «Первая книжка и та седая старушка, которая была моим первым библиотекарем, оказались счастливым для меня» - говорил писатель» [7; 4]. Любовь к литературе и убежденность в силе слова привели А. Лиханова по окончании школы на отделение журналистики Уральского университета в Свердловск. С 1958 года вся его жизнь связана с журналистикой. Вот из этого источника рождались рассказы, повести, романы.
В то время А. Лиханов едва ли думал, что станет детским писателем. И рассказ, появившийся в «Юности», и повесть «Да будет солнце!..» писались без определенного адреса, и как вспоминал впоследствии он сам, для него было полной неожиданностью оказаться в списке начинающих авторов книг для детей.
Все работы А. Лиханова отличаются тематической и жанровой пестротой. «Это не только поучительная летопись одной из жизни, но и летопись эпохи, судьба народа на одном из важнейших отрезков его истории.» [7;28] Построение книг А. Лиханова напоминает «систему расставленных друг против друга зеркал, где один и тот же предмет отражается по многу раз, подвергаясь рассмотрению и осмыслению, как факт живой действительности. Писателя жизнь сводила с разными людьми, и в зеркалах его книг отразились не только симпатичные ему люди, но и те, которые всегда привлекали Лиханова – люди интересные, устроители жизни, а не собственного благополучия». [7; 29]. Он находил героев своих книг среди тех, кто нас окружает в повседневной жизни. Не ради каких-то идей, а ради конкретных сограждан, живущих рядом с нами. «Поэтому чужая жизнь со всей ее сложностью становится частью внутреннего мира писателя. «В этом мы видим важную черту Лиханова: его активное инициативное отношение к жизни». [7; 31] .
 Проза Лиханова жестка, порой жестока, но ведь такова наша жизнь, как бы говорит писатель, считая главным смыслом своего литературного труда — подготовку растущего человека к преодолению трудностей, даже тягот, которые выпадают на долю совершенно ещё невзрослых людей. В наши непростые времена такой выбор писателя, с точки зрения интересов детства — более чем справедлив.
Герои А. Лиханова – это обыкновенные подростки, которые живут обыденной жизнью, у них масса проблем, они по-новому открывают действительность. Те события, которые развиваются в его произведениях, не искусственны. Герои совершают реальные поступки, которые происходят в жизни. Они живут в мире, в котором существует доброта и жестокость, где сражаются честность и ханжество, где люди живут и умирают, но остаются людьми. «Это мир сложный, не упрощенный, не облегченный специально для детского восприятия; это мир, в котором мы живем… Именно в этом правдив и искренен автор. Он показывает все в истинном свете, чтобы можно было понять, против чего можно было бороться». [7; 145].
Действия в произведениях А. Лиханова всегда динамичны. Герои пытаются отстоять справедливость, а нравственные требования одинаковы для всех людей, независимо от чинов, званий, семейного положения, возраста. «По своему содержанию повести и романы Лиханова – это диалог поколений где-то мирный, а где-то перерастающий в спор, но обязательно имеющих конечную цель – это примирение сторон на основе общих духовных ценностей.» [7; 151].
Когда начинающий журналист Альберт Лиханов познакомился с мало кому известным миром детства приютского, детдомовского, он сразу задумался над тем, почему же в мирное время так много несчастных, брошенных ребят. Долгие годы эта тема была запрещённой для советской журналистики, и А. Лиханов начал рассказывать о поразивших его бедах детей в своих повестях и романах. «Пройдя путь от корреспондента кировской партийной газеты и главного редактора местной молодежной газеты до главного редактора журнала ЦК ВЛКСМ "Смена", он стал заниматься проблемами детства по велению сердца и добился невозможного: по его инициативе было принято постановление высших властей СССР о значительном улучшении положения воспитанников детских домов, а спустя два года другое - о создании Советского детского фонда. ( Газета «Культура» №36 (7495) 15-21 сентября Александра Вязовская «Защитник детства) «На счету этой общественной организации, позднее переименованной в Российский детский фонд, множество спасенных детей - спасенных от порока сердца и пороков общества, от глухоты физической и глухоты чиновников, наконец, спасенных от одиночества с помощью семейных детских домов. Кстати, за создание этой системы Российскому детскому фонду в 2005 году была вручена премия Президента Путина в области образования. Своей программой "Малолетние узники фашистских концлагерей" РДФ первым привлек внимание общества к обездоленным людям, перенесшим в детстве тяжелые страдания.
Цель жизненного пути Альберта Анатольевича – это помогать детям. Своими книгами и своей работой, а он председатель Российского детского фонда и председатель Международной ассоциации детских фондов, стремится возвратить людям веру в добро. Многочисленные акции детского фонда даровали свет и надежду не одной детской душе. По инициативе детского фонда были проведены ряд мероприятий в целях создания благоприятных условий жизни в детских домах и интернатах под девизом «Детский дом – тёплый дом».
Особая боль писателя – сиротство. Этой теме посвящены такие произведения, как: «Последние холода» - о сиротах военного времени; «Благие намерения», «Невинные тайны», представляющие ситуации мирных, по крайней мере, внешне не тревожных времён. В последние годы автор молчал, потому что не хотел верить тому, что видел и слышал. Но с каждым годом чувства переполняли его. И вот год 1999.Новая повесть «Никто», повесть о современном сиротстве. Повесть, в которую вылились боль, страдания автора, накопленные за эти годы.
1.2. Сюжет и композиция повести А. Лиханова «Никто».
С первых страниц повести «Никто» мы знакомимся с её главным героем – Безродным Николаем Топоровым:
«Светлоглазый, с круглым лицом, широкий нос широкими же ноздрями и широкие губы … при этом тонок, как прутик или лозина…»
Произведение состоит из 4 частей, которые имеют «карточные» названия: «Нечаянный интерес», «Червонный валет», «Пустые хлопоты», «Пиковый туз». Они и показывают прожитую жизнь Николая Топорова. Такие заглавия необходимы для того, чтобы понять, что жизнь Кольчи – карточная игра.
Вот, например, часть первая «Нечаянный интерес» описывает детдомовскую жизнь во всех её возможных обличьях. Нечаянный интерес возник у Кольчи к жизни, к его дальнейшему обучению. Повзрослевший Коля начинает всерьёз задумываться над своим будущим. Аттестат, по его мнению, не имеет значения, а решают всё удача и деньги.
Ему страстно хотелось поскорее расстаться с детством, уйти из интерната, забыть свою безродность. Поскорее состояться. Он намерен сам «сделать свою жизнь».
Во второй части «Червонный валет» Коля поступает в ПТУ, где учится с усердием: допоздна торчит в учебных мастерских, вникает, слушает, разглядывает, осваивает. Но здесь и состоялось знакомство с Валентином, с «новым» бандитским миром. С этого времени жизнь Коли круто меняется. Валентин берёт над ним «шефство»: покупает ему одежду, кормит, приобретает подарки для друзей-интернатовцев. Под такой, казалось бы, безупречной внешностью, «маской», скрывалась совсем иная сущность Валентина.
И как легко Валентин находит прозвище: «… А из первых букв имени и фамилии: Николай Топоров! Что получается?...Ник-то. Никто. Ничто. Нигде. Никому Ничему.»
Коля работает на Валентина и его компанию сначала просто шофёром, а затем – сборщиком налогов. Валентин становится для Коли другом, шефом, хозяином.
Третья глава «Пустые хлопоты» показывает нам длинный путь в Москву и обмен валюты, вот они, хлопоты.
Заключительной частью является «Пиковый туз». Вообще, масть в картах «пики» можно считать гангстерской, вот и Николай Топоров стал главным после смерти Валентина «на троне» в роли пикового туза.
Но несмотря на тяжёлое детство и влияние бандитской группировки, Коля остался благородным и добрым, он был лучом света среди бандитов, окружавших его. Но именно его сиротство повлияло на судьбу и круто оборвало жизнь. 
«Никто, ничто, нигде, никогда!», – повторяет автор в самые переломные и сложные моменты жизни Коли. Тем самым он определяет социальный статус героя. Ведь, действительно, кем был Николай Топоров? Безродный, никому не нужный мальчишка. 
Наверняка, именно это и привлекало главаря бандитов, Валентина. Он хотел сделать из Коли настоящего бандита, своего наследника, чтобы никто не мешал ему в достижении этой цели: ни родители, ни родственники. 
Даже в случае убийства или смерти кто вспомнит об интернатовском мальчике? Кто будет ходить с просьбами и мольбами, с жалобами и заявлениями о его пропаже? Никто...
Коля прекрасно понимал, что в этой жизни ему предстоит всего добиваться самому, но он избрал путь наименьшего сопротивления, он доверился Валентину, и это стало его ошибкой.
Никто, ничто, нигде, никогда – страшные слова, они звучат в пустоту, обозначают безвыходность, безнадежность. А ведь таких людей, как наш главный герой, никому не нужных, очень много и, действительно, страшно, что наше общество допустило такое.
Финал повести печален. Гибнет чистая светлая душа.
Завершает повесть крик о помощи:
«Никто. Ничто. Никогда.
Никто не заплачет о мальчике, брошенном матерью, кроме, может, тёти Даши, когда узнает. Да и то не горько – сколько их ещё, таких…
Ничто в мире не переменит его жизнь.
Никогда не повторится его жизнь.
Как жизнь каждого из нас.
Испугайтесь, люди, своей беспощадности!
Не покидайте, матери, своих детей…»
Сколько горечи и боли в последних строчках произведения.
Глава 2. Местоимение – самая загадочная часть речи.
Для раскрытия столь важной темы – темы сиротства – автор использует интересную и непростую часть речи, как местоимение. Например, «Никто, ничто, нигде, никогда!», – повторяет автор в самые переломные и сложные моменты жизни Коли. Так что же из себя представляет часть речи местоимение?
2.1. История местоимения
Местоимение – это самая загадочная часть речи. Интересна история её изучения в лингвистике. Первым выделил местоимения в «Российской грамматике» М. В. Ломоносов. Эту часть речи стали относить к служебным словам. Позднее А. А. Потебня назвал их категорией указательной и обобщающей. А. А. Шахматов выделил местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимённые наречия. В. В. Виноградов считал, что «местоимения можно объединить на основе лексико-семантических признаков» [2; 457].
А. Реформатский подчёркивал заместительную роль местоимений и указывал на необходимость учитывать ситуацию речи для толкования слова. А.Н. Гвоздев отмечал, что местоимения могут получать значение конкретности в контексте. В. В. Виноградов исследовал, какую роль играют местоимения в текстах художественной литературы.
Эта часть речи представляет собой очень трудный объект для описания, так как имеет, в отличие от других частей речи, особые функции. При общении местоимения часто являются звуковым сопровождением жестов, а для того, чтобы понять их значение в тексте, нужны слова, поясняющие их семантику. Поэтому значения местоимений определяют, анализируя роль, которую они выполняют в тексте.
Можно выделить следующий диапазон семантики местоимений: пространственная, временная, абстрактная, конкретная, указание на предмет, объект, лицо.
Грамматическое значение местоимений позволяет сопоставлять их с существительными, прилагательными, наречиями. В. В. Виноградов главу, посвящённую местоимениям в своей книге «Русский язык» назвал «Грамматические пережитки местоимений как особой части речи в современном русском языке» [2;255].
В настоящее время местоимения сохраняются как особая грамматическая категория, как самостоятельная часть речи, которая механически распределяется по классам имен существительных и прилагательных. Между тем, если все местоимения собрать в один класс, то нарушится ценность частей речи: в классе местоимений окажутся слова разной грамматической природы. Объединение местоимений возможно лишь на основе лексико-семантических признаков (наречные местоимения обычно не отделяются от наречий).

2.2. Выделяются следующие тематические классы местоимений:
Местоимения-существительные – это часть речи, которая указывает на предмет и выражает значение указания морфологических категориях падежа, числа, рода. Местоимения-существительные объединяют небольшую непополняющуюся группу слов, указывающую на предмет.
В зависимости от семантической функции они делятся на группы:
1. Личные местоимения (я, ты, мы)
2. Возвратные местоимения (себя)
3. Вопросительные местоимения (кто, что)
4. Неопределенные местоимения (кто-то, что-то)
5. Отрицательные местоимения (никто, ничто).
«Отрицательные местоимения-существительные не имеют категорию рода. Местоимения с компонентом кто синтаксически ведут себя как существительные мужского рода, а местоимения с компонентом что – как существительные среднего рода. Склонение отрицательных местоимений с компонентом кто, что различна: у местоимений с компонентом кто совпадает с флексией Р.п. и В.п., у местоимений с компонентом что – флексией И.п. и В.п. Местоимения с компонентом что не выражают противопоставление по числу и имеют значение единичности. Местоимения с компонентом кто преимущественно выражают единичность, но в отдельных случаях указывают на указание нескольких лиц» [1; 538].
Местоименные прилагательные похожи на указательные слова. Также могут выступать как порядковые прилагательные. Они делятся на 6 групп:
Притяжательные местоимения – а. личные (мой, твой)
б. возвратное (свой)
2. Указательные местоимения (тот, этот)
3. Определительные местоимения (всякий, каждый)
4. Вопросительные местоимения (какой, который)
5. Неопределенные местоимения (какой-то, некоторый)
6. Отрицательные местоимения (никакой, ничей)
«От всех отрицательных прилагательных местоименные прилагательные отличаются характером лексического значения. Они обозначают такие признаки, которые возникают на основе отношения говорящего к лицам, предметам, явлениям» [1; 542].
Местоименные прилагательные могут указывать на любой признак, а также указывать на другие особенности, свойственные указательным словам.
Местоименные наречия образуют следующие группы:
личные местоимения (по-моему, по-твоему)
возвратные местоимения (по-своему)
указательные местоимения (здесь, там)
определительные (по-всякому)
вопросительные местоимения (где, куда)
неопределенные местоимения (где-то, куда-то)
отрицательные (нигде, никуда)
Неустойчивость семантики местоимений стала причиной их многофункциональности.
Обычно отрицательные местоимения, употребляются в текстах с обобщённым содержанием, раскрывающих сложные жизненные проблемы. Поэтому, семантика местоимений складывается не только из грамматических значений, в тексте они приобретает недостающую смысловую конкретизацию, характерную для внутреннего мира человека.
Глава 3. Роль отрицательных местоимений в повести А. Лиханова «Никто».
В романе писателя прослеживается обилие местоимений. Если посмотреть только на одну седьмую страницу текста, то можно выделить 5 личных местоимений, 1 отрицательное, 1 относительное, 1 вопросительное, 5 неопределённых, 3 притяжательных, 2 указательных, но потом количество отрицательных местоимений начинает преобладать. Мы выявили интересную закономерность употребления данного разряда местоимений в произведении.
3.1. Частотность употребления отрицательных местоимений в повести А. Лиханова «Никто».
Тематические
классы местоимений 1 глава 2 глава 3 глава 4 глава Итого
Местоимения- существительные:
никто,
ничто,
некого,
нечего 27
2
3 2 18
4
1 2 20
2
- 1 25
3
2 - 112
90
11
6
5
Местоимение- прилагательное:
никакой 3 2 5 3 13
13
Местоимённые наречия:
никак,
никогда,
нигде,
никуда 2
6
-
- -
1
1
- -
5
2
1 2
16
3
2 41
4
28
6
3
Всего в тексте произведения 112 раз (67%) употребляются местоимения - существительные, из них: 90 (80%) - только отрицательное местоимение «никто»;
Местоимения - прилагательные - 13 раз (8%);
Местоименные наречия - 41 раз (25%), из них преобладает наречие времени «никогда» - 28 (68%).
Ключевым словом является местоимение никто. Оно находится в сильной позиции-вынесено в заглавие романа. У читателей сразу рождается вопрос: какое значение вкладывает писатель в это слово?
3.2. Семантика отрицательного местоимения никто
Что же представляет местоимение никто? Чтобы ответить на этот вопрос, нами проведено анкетирование, в котором опрашиваемые люди должны высказать свое понимание слова никто. Результат стал таким: для основной массы людей никто означает пустое место человека в обществе. А какое значение вкладывал А. Лиханов в это местоимение? С целью определения семантики местоимения никто нами была составлена таблица «Семантика отрицательного местоимения никто в повести А.Лиханова», из которой видны разные значения местоимения никто (См. Приложение 1).
Таким образом, семантика отрицательного местоимения никто определяется контекстом. Вначале значение местоимения мы можем узнать в препозиции, потом автор поясняет свою мысль в постпозиции, а для того, чтобы его боль дошла до всех, объясняет значение и в препозиции, и в постпозиции, если считает, что в контексте оно неясно.
Анализируя препозицию и постпозицию, выяснили, с каким объектом соотносится отрицательное местоимение. Никто имеет форму не только единственного, но и множественного числа, может иметь и собирательное значение.
Значит, исходя из данных таблицы «Семантика местоимения никто» заглавие романа имеет несколько значений.
первые буквы фамилии и имени главного персонажа произведения – Николая Топорова,
прозвище, данное Валентайном Кольче,
итог поиска счастья, причём не только Колиного поиска, но и поиска многих беспризорников, например, Гошмана, друга по интернату, у которого нет столь нужных для излечения родственников. 
определение положения Топорика и его друзей в нашем с вами обществе, забота этого общества и государства.
отношение к Коле в ПТУ.
вердикт, вынесенный Топорову в финале романа.
вина родителей Кольчи и всех, кто допустил его падение и смерть.
Отрицательное местоимение «никто» приобретает и черты анафористического, связывая все части повествования в единое целое, рисуя внутреннюю жизнь подростка. Начиная с первой части, рефреном повторяются строчки: «Никто никогда…Никто ничем…Никто. Ничто. Нигде. Никому. Ничему…Неужели никто? Ничто? Нигде?..Никто, ничто, нигде, никогда.» Отрицание усиливается.. Для брошенных детей нет ни времени, ни места. Они превращаются в ничто.
Таким образом, Никто – это и главный герой, и все брошенные дети, и сотрудники, работающие в интернате, и бандиты, и окружающие, и общество, которое допускает страдания детей. Местоимение приобретает метафорические значения, становится символом ненужности, безродности, одиночества, отчуждённости, что позволяет выявить авторское отношение к проблеме сиротства.
Заключение
Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1.Отрицательное местоимение никто играет важную роль в организации художественного пространства.
2. Частотность употребления лексико-семантических вариантов отрицательных местоимений обусловлено особенностями стиля писателя
3. Диапазон семантики данного местоимения очень широк:
- прямое отрицание существования;
- неопределённость положения;
- умолчание;
- имя собственное;
- соотнесённость с конкретным лицом;
- обобщённый смысл.
Никто – это и Николай Топоров, и никому не нужный человек, «казённая тварь», и «опасная сила», и один из нас, и все мы.
4. Отрицательное местоимение никто несёт большую эмоциональную и смысловую нагрузку, акцентируя внимание на ключевых словах: сирота, люди, общество.
5. В финале произведения усиливается отрицание целым рядом местоимений, что позволяет автору прямо высказать свои боль и отчаяние:
Никто. Ничто. Никогда.
Никто не заплачет о мальчике, брошенном матерью…
Ничто в мире не переменит его смерть.
Никогда не повторится его жизнь.
Как жизнь каждого из нас.
Испугайтесь, люди, своей беспощадности.
Не покидайте, матери, детей [6;212].
Текст приобретает яркую публицистичность.
Роман А. Лиханова затрагивает очень важную проблему – проблему сиротства, одиночества и отверженности. Поэтому в тексте произведения так много отрицательных местоимений. Поясняя значение местоимения, писатель словно говорит: « Никто – это кто-то, это уникальная и неповторимая личность».
Давайте, люди, будем ценить друг друга!
Литература
Академия Наук СССР. Институт русского языка. Русская грамматика. Том 1. Фонетика. Фонология. Ударении., Интонация. Словообразование. Морфология. Издательство «Наука». Москва, 1980.
Виноградов В.В.Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов / Отв.ред. Г.А. Золотова. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. Шк., 12986. – 640 с.
Вязовская А. Защитник детства \\ Культура, сентябрь. 2005, № 36, с.15.
Лингвистический энциклопедический словарь. \Гл.ред.В.Н.Ярцева. М., Сов. энциклопедия, 1990. 685с.
Лиханов АА. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Ранние рассказы. Звезды в сентябре; Чистые камушки; Обман: Повести. Лабиринт: Мальчишечий роман /Вступ. Ст. И.Стрелковой; Комент. И. Мотяшова, А. Петрова. – М.:ТЕРРА, 2000. – 624 с.
Лиханов АА. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6: Никто: Роман. Свечушка: Рассказ. Родительская субботп: Элегия. Драматическая педагогика. Философия детства: Попытка /Коммент. И. Мотяшова, А. Петрова. – М.:ТЕРРА, 2000 – 656с.
Мотяшов И.П. Альберт Лиханов: Очерк творчества. – М.: Дет. Лит., 1981. – 158 с., фотоил.
Приложение 1.
Семантика отрицательного местоимения никто в повести А. ЛихановаГлавы повести, Местоимение с указанием страницы Пример из текста Значение
Часть 1 «Нечаянный интерес» Никто с.7 Как-то так выходило, что кличка выговаривалась сама собой, нередко даже самим ее будущим владельцем, порой произносилась в споре о чем-нибудь совершенно постороннем, и кем произносилась, никто потом вспомнить не мог, … Детдомовцы - «две с половиной сотни живых душ»
(препозиция)
Никто с. 12 А к Коле Топорову вообще никто не приходил Родственники - «мамашки, тётки, двоюродные сёстры. Какие-то дальние женщины…мужчины не появлялись» (препозиция)
Не с кого с. 14 Когда же ты грешишь не один, а вместе с товарищами, спрашивать, в сущности, не с кого и наказывать некого. ИнтернатовскиеНекому с. 16 Они нападали толпой, отчетливо зная, что, если обиженные толпой же поймают тебя одного, жаловаться некому и придется за всех ответить самому, помалкивая и не ища ничьего утешения. Родственники, друзья
(«Краткость товарищества и дружбы» (препозиция))
Ни кто другой с. 21 Что воровать тетя Даша имеет полное право, ни Топорик, ни кто другой среди интернатовцев не сомневался, да и само это слово ‘ ‘ воровать ‘ ‘ никак не вязалось с толстой и слезливой тетей Дашей. «Интернатовцы»
Никого с.21 … кто выпадал в последний остаток, кто никого давно не ждал и, … Родственники
Некому с.26 … а он ей - когда постареет, когда стакашек – то некому станет подносить, … «Мамашка» и сын
«Ни он ей, ни она ему, в сущности, пока не нужны»
(препoзиция)
Никто с.29 Ни на аэродроме никто из них не бывал, … ИнтернатовскиеНикто с.29 И еще, кажется, когда он смотрит, что, будто знает что-то такое, чего никто не знает, … Люди (обобщённое значение)
Никому с.29 … хотя не сказать, чтобы уж совсем никому неведомое. Люди (обобщённое значение)
Никто с.33 Никто – ни Георгий Иванович, ни уж тем более воспиталка … Директор, воспитатель
Не в кого. Некому с.33 …которым некому пожаловаться, не в кого уткнуться, заплакав, и некому пожаловаться на обиду и несправедливость… Близкие и родные женщины
« становятся истинными собаками, теряя человечье обличье»
Никто с. 34 И никто никогда не услышал в нем тоски по матери, пока он был мал, никто ничего не сказал ему – а может, и говорить-то боялись! – никто ничем его не отвлек от такого рода безрадостных ощущений, к тому же столь смутных, непонятных – сам бы он их выговорить не смог, а помочь ему не выговорить, а понять и одолеть – никого не находилось. Окружающие люди проявляют отсутствие чувств
Никому с.39 Все это говорится к тому, что, когда в шести квартирах от интерната кто-то грабанул киоск, никому и в голову не пришло подумать на интернатовских. Жители городка, хозяйка киоска, милиция
Ни на кого с.39 Так что ни дело не возбуждалось, ни подозрений, ни на кого не пало Интернатовские дети оказались вне подозрений
Никто с.40 Правда, той же ночью Топорик ходил в туалет и там задержался, но никто этого заметить не мог. «Ребята спали…как усталые щенки…Зоя Павловна …тихо смоталась домой»
Никто с.41 Но этому никто не придал значение, они же все-таки дружили,…Четверо друзей Кольки
Никому с.46 Приняв решение, Топор никому о нем не объявил, но вроде как заторопился. Всем в интернате
Никто с.49 … и никто всерьез не поручится за то, что, выросши, человек этот не повторит судьбу матери»… Люди
Никто с.49 …, и только Топорик оставался в тени: про него так утверждать бы никто не решился,…Люди, которые его знали
Никто с.52 Крутых эксцессов также не наблюдалось, сильно никто не напивался – здесь только примерялись,…«Две с половиной сотни детишек»
Часть 2 «Червонный валет» Никто не… с.60 А один на один, с фигурой масштабом и силой отличимой в иную, большую сторону, пока что никто не сладил, не надо быть наивным! «Однокашники» (препозиция)
Никем с.62 …кровать, аккуратно заправленная, стоит не занятая никем: всегда пожалуйста. ИнтернатовскиеНикто с.64 А кто ещё? Да никто «Казённая тварь»
Никто и никогда с.72 …, восхищаясь им, адресуя ему слова, которых никто и никогда Кольче не говорил:…Знакомые, друзья, директор, воспитатели…
Никто с.74 Ник-то.Никто….Никто. «Кликуха…классная»
Никто с.78 Пусть даже имя теперь у него такое странное: Никто. Имя
Никто с.81 Кольча теперь поздно возвращался в общежитие, но никто и подумать не мог его укорить. Дежурный, соседи
Никто с.82 …, чтобы сзади никто не торчал, никакая машина… В контексте поясняется
Никто с.84. …паренька по кличке Никто. Кличка
Никто не знал с.87 … что слов никто не знал, … «Кожаные подмастерья»(препозиция)
Никто не навалится, никто не ограбит с.92 Никто на наших подконтрольных не навалится, никто не ограбит… Другая «опасная сила»
Никому об этом с.99 Но никому об этом! Другим членам банды
Никто с.102 … и никто по разбитым тачкам так не убивается… Бандиты
Никто с.103 …- не знает никто… Хозяин, другие бандиты
Никто с. 103 А два – никто не заступился за Кольчу. «Амбалы» (постпозиция)
Часть 3 «Пустые хлопоты»
Никогда никого с. 110 Никогда никого не притеснял он так всерьёз, как этого Серёгу
Ребят, которые были в училище »(постпозиция)
Никому с.125 Затея Валентина никому не нужна Самому Кольче, «детской начальнице», неизвестной матери (препозиция и постпозиция)
Никто с. 129 Кто они? Никто! Неужели никто? Ничто? Нигде? «Полешки детских тел. И те, и эти, подросшие, и он сам…» (препозиция), «личность без роду и племени, чистый во всех своих родственных отношениях. То есть абсолютно одинокий человек…» (постпозиция) Собирательное значение
Никто с.130 Никто им по дороге не встретился. Отсутствие слежки
Никого с.131 …что он как - бы крайний: дальше, за ним, никого и ничего нет. «Кроме корешей интернатских» (постпозиция)
Никто с.141 Никто из них не обучен экономить, в лучшем случае купят модную шмотку и все. «Интернатский народ» (препозиция)
Никто, с.146 Удивительно, но, когда выносили старые фибровые чемоданы, никто на них и внимание не обратил, хотя народу было немало. Все, «народ» (бандиты)
Никто с.146 Рассматривали и «Мерседес», но никто не обращал внимание на задрипанные углы, которые привез этот кар. «народ» (препозиция)
Никому с.147 Он подумал: если тот сам никому не скажет… Знакомые хозяина
Никто, никого с.149 А добрый мен Гошка, которому никто не даст свой костный мозг, потому, что никого у него нет! Люди, родственники
Никто с.149 А он сам, Кольча? Никто! Имя –символ одиночества
Никто, ничто, нигде, никогда с.149 Никто, ничто, нигде, никогда… Отсутствие определённости
Никто с.151 К нему никто не заявлялся, вот в чем дело, и хотя таких была целая ватага, а он, их признанный главарь усмехался… «Целая ватага»
Никого с.156 …или улыбалась вообще, никому, просто потому, что она такая, нормальный человек, которому некого опасаться. Все
Люди
Некому с.156 …этот помощник, да еще и такой, что его искать некому, от него нетрудно избавиться – это факт. Отсутствие близких
Никому с.157 Нет, просто Валентин знает Кольчины шансы, никуда не денется, никому не скажет, ничего не возьмет. Друзьям, близким.
Никто с.157 И все потому, что он – никто. Не имеет родственных связей
Ни с кем с.157 Ни с кем в жизни ничего не связывает. Часть 4 «Пиковый туз»
Никто, с.159 Это вызывает хоть и бурный, но краткий бунт, который никто даже не собирается подавлять, текст передают по телефону, и сопротивление оказывается бесполезным. Директор, Зоя Павловна
Никто, никогда, нигде с.161 …и он вертелся как уж на сковородке – есть такое выражение, хотя ужа на сковородке никто никогда нигде не видал. Люди
Никто с.162 Его как будто не было Так и он, Топорик, а точнее говоря – Никто. Тот, кого нет
Никого с.165 …что оставить во дворе никого не удастся, руками дирижировал взрослыми – воспитателями и учителями. Детская толпа в форме прямоугольника» (собирательное значение)
Никто с.165 Кольча обернулся несколько раз назад: никто не тянется, интернат собрался своим многоликим туловищем, сдвинулся теснее. «Многоликое туловище…интерната (метафора)
Никто с.165 …никто, в общем не делился сейчас по возрасту. Малыши, средние и старшие
Вот я… Николай Топоров…Ник-То с.167 Вот я, - собирался сказать Кольча, – Николай Топоров…Сокращённо: Ник - То. И Гошман - никто, и все вы_ никто. И никому мы не нужны». Все брошенные дети
Никто с.167 Никто с.167 Никому с.167 Никто с.167 И все смотрели бы на пацана по имени Никто. Странное имя
Никто с.168 За два дня, похоже, никто тут больше не бывал: детские слёзы просыхают быстро… Дети из интерната
Никому с.177 …что выстрелить в человека не такое простое дело и никому вреда они доставлять не собираются. Людям
Никого с.178 Но мы же никого не задели. Жители городка (препозиция)
Никто с.179 Эти обстоятельства оборачивались везением – никто из старых знакомцев, способных выдать, не попадался им по пути,…«Старые знакомцы»
Никто с.187 Точнее говоря - Никто. Беспородный щенoк, покинутый ребёнок, не знающий даже матери, подросток, втянутый в бандитский круг» (имя символично)
Никем, никому с.188 Рожденный против хотения матери, никем нежданный, никому не нужный, даже этой милой дюймовочки, может, в первую очередь ей, - он оставался одиноким волчонком на темной ночной дороге. Мать, любимая девушка
Никто с.194 …аж из самой белокаменной, заживем богаче, а не хочешь – гуляй свободно, никто силой держать не станет, доучись до слесаря, ступай работать, только условие одно, тебе известное, - никому и никогда. Бандиты
Никто с.208 И вот теперь Колька Топоров, Никто то есть, становился кем-то, а именно – Деточкиным. Обретение имени
Никому, никто с.210 Не нужен ты никому, Николай Топоров, сокращенно – Никто. «Сирота неприкаянная» (препозиция)
Никто, с.210 Никто. Ничто. Нигде. «Сирота неприкаянная» (препозиция)
Никто, с.212 Никто. Ничто. Никогда Один из нас
Никто с.212 Никто не заплачет о мальчике, брошенном матерью, кроме, может, тети Даши, когда узнает.