Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе «Дети войны» (по книге С. Алексиевич «Последние свидетели»)
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе
«Дети войны» (по книге С. Алексиевич «Последние свидетели»)
Цели и задачи: - воспитание патриотизма, уважения к памяти, чувства сострадания; - формирование у учащихся системы нравственных ценностей, установок поведения, общей культуры;
- развитие коммуникативных умений: развивать устную речь учащихся, выделяя главное, делая выводы.
Форма проведения урока: прозаическая страница.
Оборудование: мультимедийное оборудование, книга С. Алексиевич «Последние свидетели», репродукции действий ВОВ.
Ход урока
Глаза девчонки семилетней Как два померкших огонька. На детском личике заметней Большая, тяжкая тоска.
А. Барто Вступительное слово учителя.Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война:Ведь эта память - наша совесть,Она, как правда, нам нужна.
Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Но в годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и горе не только взрослые, но и дети. «Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - написал Твардовский в одном из своих очерков.
Дети и война - два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу.
Совсем скоро мы отметим главный праздник нашей страны – День Победы. Мало их осталось, ветеранов Великой Отечественной. Сегодня в Архангельской области проживает 6786 ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе 1736 инвалидов и участников Великой Отечественной, 240 жителей блокадного Ленинграда, 315 бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, 4495 членов семей погибших участников войны. С каждым годом их будет все меньше и меньше. Как же не забыть эту страшную страницу истории? Остались те, кто в годы Великой Отечественной войны были детьми. Мальчишки и девчонки сороковых… Они испытали ужасы варварской бомбардировки, голод и холод, беду и лишения. У них у всех одно прошлое, одна судьба – их горькое военное детство: страдания, потеря родных и близких. А для многих и смерть, ходившая рядом. Такое не забывается. Сколько бы лет ни прошло…
Чтение стихотворения учеником:
Нам детство трудное досталось
Среди осколков ржавых, кирпичей,
О детских шалостях мечталось,
Но не было ни кукол, ни мячей.
Патроны, мины и гранаты-
Богатый выбор.
Смерть - вольна.
Немало сверстников взяла ты,
Оставленным оружием, война.
Потери эти не вносились в списки
Солдат, погибших на войне,
Не ставились над ними обелиски,
не потому ли больно мне вдвойне?
Тема нашего урока литературы - «Последние свидетели». Именно так называется книга Светланы Алексиевич, в которой собраны воспоминания людей, чьё детство совпало с войной. Книга страшная в своей обнажённой правде, непривычная в силу непредсказуемости детского восприятия……………………………………………………….. А нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: «Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла».А нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос ответим мы, прочитав страницы этой книги. «Последние свидетели» - это подвиг детской памяти. Впервые эта небольшая книга была напечатана в 1980-е годы и произвела очень сильное впечатление. Белорусская писательница Светлана Алексиевич собрала воспоминания множества людей, жителей сел и городов, которым в начале войны было от трёх до 12 лет. 100 из них вошло в книгу. В ней нет как такового сюжета, а главные герои - не вымышленные, а реальные люди, поэтому их свидетельства об эпохе так искренни и правдивы: каждый вспоминает то, что невозможно забыть. Эти свидетельства - лучший учебник истории. Здесь вы найдёте жестокие, леденящие душу воспоминания о том, как малышей расстреливали и жгли, как у них забирали кровь для раненых немецких солдат, как пытали наравне с взрослыми, как морили голодом и разлучали с родными... Да, это непростое чтение, но если не выслушивать "последних свидетелей", история может повториться вновь. Этот урок мы посвящаем последним свидетелям войны.
Звучит песня «Дети войны».
Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. Сегодня они - последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого! Если взрослая память рисует узор, дает объемную картину прошлого, пережитого, то детская выхватывает наиболее яркие и трагические моменты. Сто детских рассказов - воспоминаний о войне собрала Светлана Алексиевич в своей книге. Вот некоторые из них.
Шумовой фон: взрывы снарядов, пулеметная очередь, свист пуль. (В исполнении учащихся звучат 12 историй героев книги С. Алексиевич)
Анализ прочитанного и услышанного. Беседа по вопросам. Мы перевернули последнюю страницу, заглянув в трудное военное лихолетье. Безвинных страдальцев тех горьких лет война лишила детства, заставив слишком рано познать страх смерти, боль тяжелых утрат и лишения.
- Скажите, пожалуйста, какие воспоминания на вас произвели наиболее сильные впечатления? ( Ученики высказываются).- О чем помогает задуматься эта книга?- Не кажется ли жестокостью по отношению к нам, читателям, то, что писательница собрала и опубликовала эту книгу?- Нужна ли нам эта правда?- Нужно ли писать о войне?- Почему книга так называется «Последние свидетели»?- А какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали? Чем они вам запомнились?
Слово учителя. Далеко в прошлом, к счастью, остались те страшные дни, но мы всегда будем помнить о том подвиге, который совершили наши прадеды во имя жизни на земле. А сегодня мы увидели Великую Отечественную войну ещё с одной стороны, наверное, с самой страшной, бесчеловечной – глазами детей, для которых «стала детским садом война».
Ученик читает стихи.Мы быстро подрастали, как грибы,Но только под свинцовыми дождями.Усталые отцовские рядыВсе чаще пополнялись сыновьями.Война шла очень долго, без конца-Три года с гаком, по народным меркам,И за станком ушедшего отцаСтояли мы, подростки-недомерки.Нам не хватило, может быть, трех дней,Чтоб быть в строю ударных батальонов,Чтоб заменить оплаканных парней,Ушедших в бой с подножек эшелонов.Подведение итогов.
Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Можно привести ещё не один пример мужества наших сверстников. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что и через много - много лет память о героях Великой Отечественной войны будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу, а также будут помнить о детях, которые несли на своих плечах непосильную ношу военных лет. Я хочу, чтобы люди всегда помнили об этом, и ни одному ребёнку не пришлось бы больше пережить то, что пережили наши сверстники.
Нынче место не злобе, не фразам, Ради счастья и жизни на свете, Что нацелились в наши сердца. Ради воинов, павших тогда, Люди верят в хорошее. В разум. Да не будет войны на планете А не в злое лукавство свинца. Никогда! Никогда! Никогда!
Рефлексия. Предлагаю поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке, используя опорные фразы:Я чувствую, что…Я думаю, что…Я хочу предложить (пожелать)…
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему: «Нужны ли нам сегодня книги о войне?»Звучит песня « Не отнимайте солнце у детей»