Альберт Лиханов Последние холода

ТЕМА УРОКА: «Все это было. Все это правда»
(по повести Альберта Лиханова «Последние холода»)
Главное-делать людям добро, пусть маленькое, но добро,
каждый день, каждый час, чтобы своим существованием
облегчать людям жизнь.
А.Лиханов.
Цели урока:
-формировать умение анализировать художественные образы, выявлять положительных и отрицательных героев, давать оценку поступкам героев, обращать внимание на способы характеристики персонажей; учить выделять в тексте нужные детали, цитатами подтверждать верность высказанного предположения, делать выводы и аргументировать свою точку зрения;
-подвести к осмыслению главного конфликта повести: между порядочностью и безнравственностью, эгоизмом и человеколюбием, черствостью и способностью сострадать; проанализировать нестандартность созданного А.Лихановым образа Великой Отечественной войны;
-инициировать познавательную деятельность учащихся, развивать способность к рассуждению, анализу прочитанного, логическому обоснованию собственного мнения;
-воспитывать интерес к прошлому своего народа, семьи; духовно обогащать учащихся знаниями «детских» страниц Великой Отечественной войны.
ОБОРУДОВАНИЕ: тема урока, записанная на доске, текст повести А.Лиханова «Последние холода», слайды мультимедийной презентации.
ТИП Урока: урок ознакомления с новым материалом.
ВИД УРОКА: урок в рамках технологии развития критического мышления.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ: 1.Подготовить художественное чтение наизусть эпизода «В столовой. Встреча с шакалами».
2.Проилюстрировать примерами текста верность предположения: основной прием, используемый А.Лихановым при воссоздании образа Великой Отечественной войны - антитеза.
ХОД УРОКА
Альберт Анатольевич Лиханов-имя вам незнакомое, однако не будем подробно останавливаться на биографии замечательного писателя, выделим основное.
СЛАЙД № 1
Альберт Лиханов родился 13 сентября 1935 г. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама-медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. «С малых лет я знал, что где-то рядом с лабораторией-боль и страдание, вспоминал А.Лиханов.
Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна: «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам».У нее была великолепная память ,и она рассказывала внуку много историй. Детство писателя проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном конкурсе для раненых.
Книги А.Лиханова решают важную задачу: как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное. Писатель удостоин Государственной премии РСФСР, премии Ленинского комсомола, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Обратите внимание на дату рождения и на совпадение фактов биографии и с
деталями в повести.

ЧТЕНИЕ ЭПИГРАФА ПОВЕСТИ:
-О каком времени эта повесть? Окаких событиях?
-Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
Таким образом, в силу своего возраста вы имеете общее представление о войне, цель нашего урока, узнать ,как жили дети во время войны, выявим положительных и отрицательных героев повести, дадим оценку поступкам героев, обратимся к таким понятиям, как порядочность и бзнравственность,эгоизм и человечность, черствость и способность сострадать.
-ЧТО ОБОБЩАЕТ ЛИХАНОВ МЕСТОИМЕНИЕМ «ВСЕ»?
Страницы жизни детей, оставшихся без продуктовых карточек, а значит, без средств к существованию; Страницы голода, безысходности; Страницы детской жестокости; Страницы горькой Победы и т.д.
Из эпиграфа мы узнаем, что тема этого произведения-дети и война.
Многие писатели описывают разные отношения взрослых к детям на войне, в повести Лиханова говорится не просто о военном детстве, о том, как дети п эти лишения переносят в сложном возрасте-11-13 лет, когда ребятам нелегко вести себя самоотверженно и достойно.
Здесь же, в эпиграфе, мы встречаем оксюморон: недетские страдания детей, военное детство, взрослые дети. Стираются границы между детьми и взрослыми (ведь взрослые всего лишь бывшие дети), а значит, утеряно безоблачное, беззаботное, беспроблемное детство.

-ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ ВЗРОСЛЫМИ?
-ЧТО ТАКОЕ ВЗРОСЛОСТЬ ПО – ВАШЕМУ?
Наверное, детское желание повзрослеть чаще всего исполнялось во время войны. Очень быстро, за несколько дней меняется Колька, герой повести, потому что по словам Лиханова:
«взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Она приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это не умом, а сердцем»
-ЧТО ПОНЯЛ КОЛЬКА СЕРДЦЕМ? ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ С КОЛЬКОЙ ПРОЙДЕМ ПУТЬ ЕГО ВЗРОСЛЕНИЯ.
-ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КОЛЕ? СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? ГДЕ ЖИВЕТ И С КЕМ, ОЩУЩАЛ ЛИ ОН НА СЕБЕ ТЯГОТЫ ВОЙНЫ?
-КАКОЕ СЛОВО ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО МАМА И БАБУШКА ДЕЛАЛИ СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ УСИЛИЯ, ЧТОБЫ КОЛЯ НЕ ЧУВСТВОВАЛ ГОЛОДА (НАДСАЖИВАЛИСЬ)
-Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему привык Коля, живя в своем доме?
БОЯЛИСЬ ЗА НЕГО,ДУМАЛИ О НЕМ.
И вот Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать по-настоящему беду.
-Когда это происходит? - когда получает талоны на доп.питание в столовую. Вот тогда начинает ощущать, что такое война.
-Что увидел Коля воочию в столовой?- какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные очереди за похлебкой. Коля видит разных ребят: детей с обидной кличкой «шакалы», хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную, как бумага, невозможно забыть.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ - ПРОСЬБА ШАКАЛА
Война заставляла детей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное-доброту, порядочность, человечность.

Из всех детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.
-Что мы узнаем о Вадике и Маше? - эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице. Живут вдвоем. А тут ко всем бедам и еще одна: Маша потеряла карточки, и они голодают.
-Никто не знает об их беде, они никому не говорят, Почему?- т.к. считают, что сами виноваты.
-Что им помогло выстоять, выжить?- светящаяся доброта, любовь, забота о маме, забота друг о друге.
Конечно, во многом детям помогли люди, которые их окружали.
ВСПОМНИТЕ ЭПИГРАФ УРОКА.
-Вспомните эпизоды, где проявляется доброта Коли. – Кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел, куртку решил отдать, идет с Вадиком на «промысел» и т.д.
Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной.
-Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?
Он стал задумываться о щедрости и жадности, о доброте и злобности, о бескорыстии. О готовности помочь.
Многое Коля стал видеть и понимать по – другому. Теперь перед ним не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства.
-ПОЧЕМУ ВАДИК И МАША НЕ СТАЛИ ДРУЗЬЯМИ КОЛЕ?- горе сделало Вадика и Машу очень взрослыми. Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя.
-А как Коля считает, почему они не подружились?- «Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями, - время» стр.469 (первые дни апреля-8 мая).
Перед нами не просто воспоминания очевидца и участника событий, а художественное произведение, созданное по канонам, правилам искусства слова. Писатели обращаются к различным средствам художественной изобразительности, выделим в этом произведении одно-антитезу. Причем противопоставлены различные понятия:
СЛАЙД
Чувства внешность события поведение человека
Презрение-стр .411 глаза стр.402 победа - Анна Ник.-
Стр.479
Смерть раненый-477
Щеки стр.399
Лица стр.402-400
Восхищение
Радость-
слезы
-Почему повесть называется «Последние холода»? (У природы-конец зимы, в книге-конец войны)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Заканчивается война, приближается особенный день, Первый день мира
Но рядом безутешное детское горе-последствия войны.
Стр.479:Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети, дети минувшей войны. Ни дочки ваши, ни сыновья. ни внуки, конечно же, не будут помнить ее. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть!»
СЛАЙД МЫ-ТО ПОМНИМ.
НЕ ЗАБЫЛИ БЫ, ВЫ, НОВЫЕ ЛЮДИ.
НЕ ЗАБУДЬТЕ! ВСЕ ЭТО ПРАВДА. ВСЕ ЭТО БЫЛО.
СЛАЙД. Дневник Тани Савичевой-11 –летней ленинградской школьницы,7 страшный страниц о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая книжица была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм. Умерла в 1944 г.
СЛАЙД. СОВЕТУЮ ПРОЧИТАТЬ.
Протянем нить через урок: что знали о войне, что узнали, прочитав повесть, и что хотите узнать о войне.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ЧТО Я УЗНАЛ О ВОЙНЕ, ПРОЧИТАВ ПОВЕСТЬ А.Лиханова.
Как ни тяжелы были годы войны, годы эти остались годами доброты и справедливости, надежды и правды. Лиханов заставляет нас задуматься над тем, как навсегда сохранить человеку в своей душе то, что дано ему от рождения-высокое чувство доброты, совести, человечности.
15