Мастерская по драме А.Н. Островского Гроза
Автор: Жулидова Надежда Иосифовна
Название образовательного учреждения: МАОУ- лицей 88, г. Екатеринбург
Предмет: Русский язык
Разработка урока по литературе в 10 классе.
Тема: Мастерская построения знаний и творческого письма по драме А.Н.Островского «Гроза».
Цель:
- формировать речевую компетенцию обучающихся;
- показать новаторство А.Н.Островского в изображении конфликта;
- работать с лексическим значением слова.
Тип урока: урок-мастерская (время – 2 урока).
Мастерская проводится на втором уроке по творчеству писателя, если на первом уже проговорен сюжет, поставлены вопросы об особенностях конфликта, смысле названия.
Участников мастерской можно сразу посадить по группам ( 4 группы по 5-7 человек вокруг столов).
При выступлениях групп нужно обязательно предусмотреть повторы, потому что все скажут об одном и том же по-разному – значит, появятся оттенки значений, лучше запомнят , и все успеют записать.
Занятие помогает осмыслить название драмы, понять и почувствовать причины и особености конфликта, объясняет необходимость «беседы» с критиком.
Домашнее задание перед проведением мастерской:
Подумайте о значениях слова «гроза», о смысле названия драмы А.Н.Островского.
Отметьте закладками те страницы, где появляются разные значения слова «гроза» или разные понимания этого явления.
Перечитайте несколько указанных фрагментов пьесы. Подумайте: хотелось бы вам быть жителем или гостем города Калинова? Объясните устно свой ответ.
Ход мастерской.
Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Когда изо всех сил гремит гром и сверкают молнии… Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие в этот момент (3-4 минуты).
В группах прочитайте друг другу, что вы записали.
Все записывают возможные впечатления (6-8 минут).
В это время на доске пишется эпиграф: «Где ты, гроза – символ свободы? Промчись поверх невольных вод» А.С.Пушкин.
2.1. Обсудите в группах, и пусть каждый запишет, какие значения и оттенки слова «гроза» вам знакомы. Учтите и найденные примеры (по домашнему заданию) из текста пьесы (5 минут).
2.2. Приготовьтесь выступить от группы: опишите возможные впечатления от грозы, возможные значения слова «гроза» (2 минуты).
2.3. Выступления групп (8-10 минут). Предупреждение: повторять уже названные значения обязательно - так , как записано в группе.
Записи в тетрадях могут быть, например, такими:
- Гроза – атмосферное явление, бурное ненастье с громом и молнией (словарь);
- бурные события, потрясене, беда;
- кто-то наводящий ужас, внушающий сильный страх;
- «смерть моя» (Катерина);
- «наказание посылается, чтобы мы чуствовали» (Дикой);
- Божий гнев;
- душевное смятение, буря чувств;
- символ свободы (см. у Пушкина);
- очищающая стихия, символ обновления, очищения и т.д.
3. «Темное царство» в «Грозе» А.Н.Островского.
3.1.). Перечитайте предложенные группе фрагменты и обсудите: прав ли был Н.А.Добролюбов, назвавший город Калинов «темным царством», и почему? Где признаки «темного царства» (или почему вы не соглашаетесь с критиком)? Перечислить свои аргументы – «микроцитаты».
Предлагаются следующие фрагменты:
1 группа. Кудряш и Шапкин (действие 1, явл. 1). Кулигин и Борис (действие 1, явл. 3; действие 3, сцена 1, явл. 3). Кулигин и Дикой (действие 4, явл.2).
2 группа. Дикой и его домашние, Дикой и гусар (действие 1, явл. 3 – в середине: Борис о нем). Дикой и Борис (действие 1, явл. 2). Кабаниха и Дикой (действие 3, сцена 1, явл. 2).
3 группа. Кабаниха и Катерина (действие 1, явл. 5 – в конце; действие 2, явл. 7). Кабаниха и Тихон (действие 1, явл. 1).
4группа. Феклуша и Глаша (действие 2, явл. 1). Феклуша и Кабаниха (действие 3, явл. 1). Жители Калинова на берегу Волги у галереи (действие 4, явл. 1).
При чтении фрагментов в группе можно использовать чтение в парах или тройках: каждый перечитывает только часть предложенных амтериалов, а другие лишь заглядывают, чтобы вспомнить. При обсуждении же записываются выводы по всем материалам (5-7 минут). (Получается по 3-5 цитат у каждого).
3.2.). Задание классу: запишите, что такое «темное царство» в городе Калинове (определение или краткое рассуждение с указанием признаков: это «темное царство», потому что…») (3 минуты).
3.3.). Предложения прочитываюся в группах и составляется одно общее определение или рассуждение (5 минут).
3.4.). Группы представляют свое определение, подкрепляя его кратким цитированием. Участники других групп (самое оригинальное, отсутствующее у них) дописывают (5-7 минут).
4.1. В сюжете драмы «Гроза» - гибель главной героини. А Н.А.Добролюбов писал, что в пьесе есть что-то «освежающее и ободряющее» (словосочетание записывается на доске и в тетрадях). Обсудите в группе и запишите все возможные вопросы к этой мысли Добролюбова (4-5 минут). Влпрос часто требует раъяснения.
Можно сформулироватьзадание и так: о чем бы вы спросили у критика, если бы услышали такое высказываение?
4.2. Чтение созданных в группах вопросов (запись вопросов ведется в тетрадях (можно и на доске) (6 минут).4.3. Выберите один из всез записанных вопросов и ответьте на него в группе (3 минуты).
4.4. Выступление со своим ответом от группы (5 минут).
5.1. На специальных отдельных листах – создание текста-миниатюры на одну из тем по выбору (10 минут):
А) «Июль я провел(а) в городе Калинове…» (Продолжите письмо гимназиста однокласснику в Петербург. Год 1859-й.)Б) Почему они такие? (Размышление о жителях города Калинова.)
В) Гроза бы здесь не помешала…(Размышления о нравах жителей города Калинова.)
5.2. Чтение написанных текстов по желанию – вслух (читают автор или педагог). Остальные можно развесить на стене, чтобы можно было подойти и прочитать. (Так можно начать и следующий урок.)
6. Рефлексия.
(Устно или письменно.) Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте моменты, когда было трудно, было радостно, когда (чему?) удивлялись, когда хотелось спорить. Допишите еще 1-2 предложения – свои размышления о прошедшей мастерской. Можно предложить нарисовать отзыв.
Десятиклассники впервые работали на таком уроке, поэтому большинство отзывов связано с реакцией на этот тип занятия.
7. Домашнее задание после проведения мастерской.
«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», - говорит Катерина Варваре о грозе. Она боится и речей старой барыни, боится явиться грешницей перед Богом…)На отдельном листе напишите развернутый ответ на вопрос: «Чего не боится Катерина?»
Методический комментарий
Что проявляется на мастерской?
1 задание. Вспоминая свои переживания, участики мастерской «оживляют» слово, делают его своим, приближаются к самочувствию героев драмы. Осмысляют, слушая друг друга, что каждый человек своеобразен и имеет на это право. Все оказываются друг другу интересны, каждый – ценен.
2 задание. Работа над словом. Собирая значения слова «гроза», постараться учесть как можно больше оттенков значения.
3 задание. Работа с текстом произведения. Осмысление понятий. Предлагается работа с осмыслением метафоры «темное царство». На основе конкретных прочитанных фрагментов текста делается самостоятельный вывод о причинах появления слов Добролюбова. Есть возможность и не согласиться с критиком, что некоторые и сделали. Вступая таким образом в диалог с критиком, мы собираем единую и противоречивую картину жизни в городе Калинове, где рядом с прекрасной Волгой несчастны люди. И отмечаем это противоречие.
Просим выписывать отдельные цитаты – минимальные необходимые части текста, что твердо и точно подтверждает вашу мысль о признаках «темного царства» - или их отсутствии.
Выполняя задания в группе, придется объяснять другим, зачем эта мысль нужна, о чем она свидетельствует. Тем самым оттачивается умение аргументировать свое мнение, выслушивать и оценивать чужое, дополнять свои выводы, анализируя свои и чужие умозаключения, опираясь больше всего на текст художественного произведения.
4 задание. Введение нового текста. Предлагаемая мысль Добролюбова о том, что в драме, где гибнет героиня, есть нечто «освежающее и ободряющее», вызывает в группах недоумение. Одновременно учимся задавать вопросы, что оказывается довольно сложно.
5 задание. Творческий этап перенесения в другую эпоху (творческое письмо). Названия тем для небольших текстов ориентированы на разные возможности, умения и предпочтения учащихся. Многих привлекает игровая форма – жанр письма от лица гимназиста 19 века.
6 задание. Рефлекия. Обязательно нужно предложить прочитать свою работу в классе, а потом высказаться о мастерской. Достаточно выслушать желающих. Остальные работы (в зависимости от наличия времени)могут быть прочитаны вслух, вывешены в классе на следующем уроке или вынесены на классный час. Они могут стать предметом для общего разговора о нравственных ценностях.
Материалы к мастерской.
Материал (указание фрагментов) выдается для выполнения домашнего задания перед мастерской.
Материал испльзуется при выполнении задания № 3 для работы в 4 группах.
1 группе.
Кудряш и Шапкин (действие 1, явл. 1). Кулигин и Борис (действие 1, явл. 3; действие 3, сцена 1, явл. 3). Кулигин и Дикой (действие 4, явл.2).
2 группе.
Дикой и его домашние, Дикой и гусар (действие 1, явл. 3 – в середине: Борис о нем). Дикой и Борис (действие 1, явл. 2). Кабаниха и Дикой (действие 3, сцена 1, явл. 2).
3 группе.
Кабаниха и Катерина (действие 1, явл. 5 – в конце; действие 2, явл. 7). Кабаниха и Тихон (действие 1, явл. 1).
4группе.
Феклуша и Глаша (действие 2, явл. 1). Феклуша и Кабаниха (действие 3, явл. 1). Жители Калинова на берегу Волги у галереи (действие 4, явл. 1).