Урок литературы в 10 классе. Все живое должно любить (по пьесе А.Н.Островского Снегурочка).



Все живое должно любить...
(Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка»).
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с жанровым своеобразием пьесы, ее
композиционными особенностями, системой действующих лиц; творческой судьбой
пьесы; повторить значение литературоведческих терминов;
Развивающая: способствовать развитию речи, мышления и сенсорных навыков.
Воспитательная: пробудить интерес к русской поэзии и классической музыке;
обострить душевную чуткость, понимание основной ценности жизни – любви.
Предварительная работа:
прочитать пьесу А.Н.Островского «Снегурочка»;
подготовить сообщения по теме: «Жанровое своеобразие пьесы «Снегурочка», ее творческая судьба» (2 ученика);
подготовить выразительное чтение отрывка из пьесы - Монолог Весны;
задание учащимся: нарисовать Снегурочку. Какой вы ее представляете? (по желанию).
Оборудование:
тексты весенней сказки А.Н.Островского «Снегурочка»;
видеофильм «Снегурочка» (мультфильм на материале пьесы А.Н.Островского и оперы Римского-Корсакого «Снегурочка»);
словарь литературоведческих терминов;
репродукции к сказке; рисунки учащихся.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы поговорим об одной из основных ценностей жизни - о любви. О ней говорить сложно, но мы постараемся это сделать. Проходят года, один век сменяется другим, меняется наша жизнь. Но во все времена человечество волновали вечные вопросы: зло и добро, жизнь и смерть, дружба и любовь, предательство и верность. Эти проблемы находят свое отражение в литературе, музыке, живописи Давайте обратимся к пьесе Островского «Снегурочка» и послушаем музыку из одноименной оперы Римского-Корсакова...
Сообщения подготовленных учащихся о жанровом своеобразии и творческой судьбе пьесы (приложение 1, 2).
Самостоятельная работа. Система действующих лиц (таблица). Задание: распределить героев: Весна, Бобыль, Бобылиха, Лель, Мороз, Снегурочка, Леший, Мизгирь, царь Берендей, Купава, Солнце, свита Весны: птицы, звери, Бермята.
Мир природы
Мир берендеев

Весна, Мороз, Леший, свита Весны, Солнце, Снегурочка
Бобыль, Бобылиха, Купава, Лель, Мизгирь, царь Берендей, Снегурочка

Вывод: Снегурочка - дитя природы, живущее в мире людей.

Особенности композиции.
Учащиеся называют элементы композиции и соотносят их с частями пьесы:
экспозиция - монолог Весны;
завязка - разговор Мороза и Весны. Финал Пролога; кульминация - сцена обретения дара любви; развязка - финал пьесы (гибель Снегурочки и Мизгиря).
Беседа. Работа с текстом. Вопросы:
С чего начинается сказка? ( экспозиция - монолог Весны. Читает учитель или подготовленная ученица) - Пролог, явл.1;
Что мы узнаем из Монолога Весны?
Как живут берендеи? Какие черты русского народа мы видим в берендеях? Что для них любовь?Где и когда происходит действие пьесы? (завязка - чтение по ролям диалог Мороза, Весны и Снегурочки) – явл.2;
О чем спорят Мороз и Весна? Что означает счастье для Снегурочки? Почему она хочет пойти к людям?
После завязки обсуждаем сюжет. Что происходит, когда Снегурочка пришла к людям? Она счастлива? Почему?
В царство берендеев приезжает Мизгирь, чтобы жениться на Купаве. Что происходит, когда он видит Снегурочку? Что чувствует Купава?Что хочет сделать Купава? Куда она бежит за помощью? Каким мы видим царя Берендея?
Назначен суд над Мизгирем. Приходит Снегурочка. Чему поражается царь Берендей? (обсуждение внешней красоты Снегурочки) - репродукции, рисунки учащихся.
Может ли внешняя красота без душевного тепла принести кому-то счастье? Кого-то согреть?
...так что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий

Что приказывает царь? Почему Лель выбирает для поцелуя Купаву, а не Снегурочку? Что чувствует Купава?
Почему Лель хотел, чтобы Снегурочка увидела сцену признания Купавы?
Что чувствует Снегурочка? Куда она бежит за помощью? (кульминация - сцена обретения дара любви, фрагмент из видеофильма);
Как меняется окружающий мир для Снегурочки после обретения дара любви? Как изменилась для нее природа и она сама?
Почему Снегурочка выбирает любовь, а не жизнь? Как можно объяснить решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель?
Развязка. Гибель Снегурочки и Мизгиря (чтение по ролям, монолог царя Берендея (действие 2, явл.4));
Какой погибает Снегурочка - счастливой или нет? Почему? А Мизгирь? Оправдана ли смерть Снегурочки? Как восприняли финал истории любви Снегурочки и Мизгиря берендеи?
Напоминает ли чем-то судьба Снегурочки судьбу еще одной героини Островского? (Катерину из пьесы «Гроза»). В чем различия между ними и чем они похожи? Финал «Грозы» - гибель Катерины, финал «Снегурочки» - гибель Снегурочки. После смерти Катерины наступает очищение, обновление: Варвара и Кудряш больше не врут: следуя своей природе, перестают играть по правилам «темного царства» и бегут на волю. Снегурочка и Мизгирь тоже погибают, но приходит весна, остаются жить и любить Купава и Лель. И в той и в другой пьесе происходит обновление!
Про какое время года мы говорим: «Пришла пора любви»? Почему? (Тема жертвенности: и Катерина, и Снегурочка приносят себя в жертву, чтобы остальные могли жить и любить. Рушится «темное царство» в «Грозе», рушится царство холода в «Снегурочке»).
Так в чем же счастье для человека? (В любви...)
Домашнее задание: Мини-сочинение (1,5-2 листа). Тема: «Счастье в том, чтобы любить...» (сравнить двух героинь Островского - Снегурочку и Катерину, поищите их отражение в современном мире, кого вы хотели бы видеть своей подругой, почему? Любовь многолика: любовь к родителям, к детям, к животным, к родине и т.д.).
Заключение. Строки из стихотворения Владимира Высоцкого «Баллада о любви» созвучны нашей теме «Все живое должно любить...».

Свежий ветер избранных пьянил, С ног сбивал, из мертвых воскрешал, Потому что, если не любил - Значит – и не жил, и не дышал!
Желаю вам, чтобы вы могли сказать, что вы и жили, и дышали, и любили! Любите и будьте счастливы!



Приложение 1
Жанровое своеобразие пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».
В 1873 г. была написана пьеса, занимающая среди произведений Островского особое положение: драматическая сказка в стихах «Снегурочка», одно из замечательнейших созданий русской поэзии. Царство добрых берендеев - упрек современному обществу, положившему в свое основание эгоизм и расчет. В «Снегурочке» именно стужа людских сердец приносит горе берендеям. Меркнут лучи животворящего Ярилы-Солнца, охлаждаются люди по отношению друг к другу. Что же спасет людей от вечного холода? - Только тепло любви! Эта пьеса логически связана с философскими поисками Островского. В «Снегурочке» драматург символически формулирует свою философию человека, философию жизни, философию любви.
Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви. Потом полюбила всем сердцем и погибла. Это - своеобразная поэма для театра, где не всегда ясно, что сказано всерьез, а где автор лукавит. Здесь придумано все, кроме человеческих страстей, которые не могут не трогать. Любит - не любит, выберет - не выберет, разгадывают простодушные берендеи желания дочери Мороза и Весны - Снегурочки. Она не умеет любить и не хочет никого выбирать. Все окружающие Снегурочку люди затронуты чувством - подружка Купава, музыкант Лель, благородный Мизгирь. Снегурочке же тайна таких чувств незнакома. Но она любопытна...
Любовь, которая зародилась в душе у Снегурочки - причина ее гибели, но смерть Снегурочки - искупление грехов берендеев. Принимая эту жертву, бог солнца Ярила сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и любовь. Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь спасет человечество - такова вера Островского, такова лучшая из его надежд.











Приложение 2
Творческая судьба пьесы «Снегурочка».
Впервые пьеса была опубликована в журнале «Вестник Европы», в 1873 г. в № 9. Сразу за публикацией композитор Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.
«Снегурочка» была поставлена на сцене в начале 1882 г. Сам Островский так сказал об этой постановке: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой - сперва снежно- холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
В начале 20-го столетия пьесу ставили в лучших русских театрах, такие режиссеры как Ленский, Станиславский и другие. И сейчас «Снегурочка» с успехом продолжает жить на театральных сценах многих театров, так как в ней поднимаются вечные вопросы человеческого бытия. Эта дивная сказка, как и прекрасная музыка к ней, не потеряла актуальности и в наши дни. И продолжает восхищать нас, доставляя радость общения с Прекрасным.