Урок литературы в 7 классе по теме Жизнь и творчество Д.И. Фонвизина. Комедия «Недоросль».


7 класс
Программа Г.С.МеркинаУрок № 12.

Тема. Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения.
Цель:
познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Д.И.Фонвизина, оказавшими влияние на его мировоззрение; выявить особенности драматического рода; выявить первоначальные впечатления учащихся, полученных в ходе чтения комедии «Недоросль», значения фамилий в комедии; выявить основной объект сатиры – крепостное право;
формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с учебником, таблицами, терминами;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Краткие сведения о Д.И.Фонвизине.
2.1.Обращение к тезисным планам статьи учебника о Д.И.Фонвизине.
2.2.Рассказ о Д.И.Фонвизине по плану. Заполнение таблицы по ходу рассказа.
План Мои замечания об услышанномРодился в 1744 или 1745 г. в Москве В 1755-1760 гг. - учёба в гимназии при Московском университете 1760 г. – первые литературные опыты 1762 г. – на службе в Коллегии иностранных дел 1763 г. – на службе у статс-секретаря императрицы И.П.Елагина1769-1770 гг. – на службе у Н.И.Панина1781 г. – создание комедии «Недоросль»
Последние годы жизни 2.3. Слово учителя.
Денис Иванович Фонвизин родился в дворянской семье, детские годы провёл в родительском доме, где царила атмосфера любви и добросердечия. Особое влияние на Фонвизина оказал отец — Иван Андреевич, который самим своим обликом, поведением, взглядами давал мальчику первые уроки нравственности. Бескорыстный и прямой, он не терпел лжи, «ненавидел лихоимства и, быв в таких местах, где люди наживаются (выйдя в отставку с военной службы в 1762 году, Иван Андреевич служил Ревизион-коллегии), никаких никогда подарков не принимал».
И ещё одно качество впитал юный Фонвизин от отца — нетерпимость к злу и насилию. Вспоминая вспыльчивый, хотя и незлопамятный характер отца, Фонвизин отмечал, что с дворовыми людьми он всегда «обходился с кротостью, но, не взирая на сие, в доме нашем дурных людей не было. Сие доказывает, что побои не есть средство к исправлению людей». Отец заботился об образовании и нравственном воспитании своих детей, которых, кроме старшего, Дениса, было еще семь человек. Некоторые черты характера отца найдут свое воплощение в положительных героях произведений его сына. Например, моральные наставления Стародума, одного из главных героев комедии «Недоросль», — вершины русской просветительской сатиры XVIII в. и русской драматургии этого столетия.
Образование Фонвизин получил в Москве. В 1755—1760 гг. он учился в дворянской гимназии при Московском университете, где считался одним из лучших воспитанников. В 1760г. в числе первых учеников он едет в Петербург «для показания основателю университета плодов сего училища»; в столице юный Фонвизин был представлен М. В. Ломоносову.
Воспоминание о приеме у Шувалова и при дворе осталось у Фонвизина на всю жизнь. Шувалов, взяв его за руку, подвел к человеку, вид которого уже привлек почтительное внимание юноши. "То был бессмертный Ломоносов!" Он спросил у мальчика, чему тот учился, и красноречиво стал говорить о пользе латинского языка. Великолепие дворца императрицы поразило, конечно, юношу, которому не было еще полных 14 лет, как нечто сказочное. Известна роскошь дворца Елизаветы. "Везде сияющее золото, собрание людей в голубых и красных лентах, множество дам прекрасных, наконец, огромная музыка - все сие поражало зрение и слух мой, и дворец казался мне жилищем существа выше смертных". Фонвизину казалось счастьем остаться в Петербурге, но врожденное благоразумие и тоска по родным скоро взяли верх, и он без сожаления вернулся в Москву.
В 1760 г. он становится студентом, в это же время начинается его литературная деятельность. Сначала Фонвизин пишет сатирические произведения, которые распространялись в списках и до нас не дошли, затем обращается к переводам произведений немецких и французских авторов, творчество которых познакомило начинающего литератора с идеями европейского Просвещения.
2.4. Обращение к статье учебника «Просветительство».
2.5. Сообщение учащегося об эпохе Просвещения.
Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
«Рассуждение о методе» Декарта
Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский и немецкий из французского и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII в., другие — к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.). В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.).
2.6. Сообщение о первых литературных опытах Фонвизина.
Склонность к писанию проявилась у Фонвизина еще в детстве, а к юношескому возрасту только усилилась благодаря упражнениям в переводах в гимназии и университете.
Особенно удачно переводил Фонвизин в это время с немецкого и, познакомившись с книгопродавцем, стал получать заказы. Первым литературным опытом его были басни Хольберга, изданные в 1761 году, затем последовали "Метаморфозы" Овидия и переводы статей: "Изыскание о зеркалах древних", "О рисовальном искусстве" и др.
В 1762 году Фонвизин был сержантом гвардии, но военная служба не влекла его. Ему хотелось еще учиться, он искал случая обнаружить свои дарования. В это время двор прибыл в Москву. Фонвизин подал прошение в иностранную коллегию и был принят на службу. Он был скоро отмечен как хороший переводчик. С этого времени начинается его служба в Петербурге; параллельно со службой завязывались литературные знакомства и связи.
К этому же времени относится оригинальная басня Фонвизина "Лисица-казнодей" (Казнодей - человек оборотливый, трудолюбивый, наживающий и сберегающий), в которой автор, несмотря на молодость, пытается уже сатирически изобразить корыстные побуждения людей,- результат наблюдений, которые, быть может, он успел сделать на недавней службе и при дворе. Лисица сплетает похвалы Льву, "царю зверей" (впрочем, уже умершему). Автор говорит тем, кто удивляется нахальной лжи льстеца:
Чему дивишься ты,
Что знатному скоту льстят подлые скоты?
Когда же то тебя так сильно изумляет,
Что низка тварь корысть всему предпочитает
И к счастию бредет презренными путьми,
Так видно никогда ты не жил меж людьми.
2.7. Слово учителя.
В 1762 г. Фонвизин поступает на службу в Коллегию иностранных дел и переезжает в Петербург. Здесь он ведет активную жизнь: интересуется литературой, театром, знакомится с известными писателями (Сумароковым, Херасковым, Богдановичем), актерами.
В 1763 г. Фонвизин перешел на службу к статс-секретарю императрицы И.П.Елагину. Здесь он получил блестящую возможность познакомиться с нравами русского дворянства, с жизнью знати и двора. Занимаясь по долгу службы театром, увлекаясь искусством, Елагин собирает вокруг себя группу молодых драматургов. Члены елагинского кружка стремились к созданию национального репертуара для русского театра. С этой целью они переделывали лучшие западноевропейские пьесы на русский манер.
Фонвизин пошел дальше своих друзей и создал первую по-настоящему самобытную комедию «Бригадир» (1768—1769). Главным достоинство пьесы было глубокое, оригинальное постижение сути русской жизни.
В 1769 г. к Фонвизину приходит литературная известность, слава популярного драматурга, но главным событием было знакомство с графо Н.И.Паниным. Фонвизин, веривший в возможность "просвещенного» и «благонравного» монарха, разделял идеи Папина и, поступив к нему н службу, стал его ближайшим и деятельным помощником.
В 1770-х гг. Фонвизин работает над самым значительным своим замыслом — комедией «Недоросль». Работа над пьесой была завершена в 1781 г. Предметом обличения в «Недоросле» становится главная беда России - крепостничество.
Начало 1780-х гг.— трудное время в жизни писателя. Н.И.Панин постепенно был отстранен от дел, надежды его сторонников на Павла не оправдывались. Фонвизин подает в отставку.
В последние годы жизни Фонвизин переживает духовный кризис. В России наступает эпоха политической реакции, связанная с французской революцией; писатель вынужден молчать, преследуемый цензурой, на его соратников-просветителей обрушиваются репрессии.
2.8. Обращение к таблице.
3. Своеобразие драматического произведения.
3.1. Обращение к статье учебника «Драма».
3.2. Слово учителя.
Анализируя драматическое произведение, необходимо учитывать некоторые особенности этого рода литературы: в драме отсутствует речь повествователя; ведущая черта характера выражена более отчетливо и проявляется в поступках, переживаниях, речи. Портретное описание, самохарактеристика героя и его характеристика в речи других персонажей являются вспомогательными элементами, акцент сделан на действиях героев и их речь; эмоции героев проявляются в репликах «в сторону», монологах героев наедине с самим собой, выраженном жестово-мимическом поведении. Нужно быть внимательным к деталям, репликам, эмоционально-оценочным словам, указаниям на общий эмоциональный фон.

3.3. Обращение к статье учебника «Ремарка».
- Найдите в пьесе ремарки, свидетельствующие об эмоциональном состоянии героев.
3.4. Лексическая работа.
Объяснить значение слов: реплика.
3.5. Обращение к статье учебника «Комедия».
Комедия - (от греч. komodia) - жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.
3.6. Сообщение учащегося о значении понятия «недоросль».
В Древней Руси недоросль — это подросток до 15 лет, дворянский недоросль, «поспевавший» в государеву ратную службу и становившийся новиком, «срослым человеком». Был установлен порядок их смотров, по которым поспевших писали в службу, в какую кто годился, порядок надела их старыми отцовскими или новыми поместьями и т. п. При таком порядке недорослю по достижении призывного возраста было трудно, да и невыгодно долго залеживаться дома: можно было не только не получить нового поместья, но и потерять отцовское. Однако «лыняние» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства, который не поддавался строгим указам Петра I и его преемниц о явке недорослей на смотры с угрозами наказания кнутом, штрафами. В 1736 г. срок пребывания в «недорослях» был продлен до двадцати лет.
Следуя установленному порядку, Простакова нанимает к Митрофанушке учителей, но намеревается растянуть срок его пребывания «в недорослях». Обязательное для недорослей обучение «пристойным благородному дворянству наукам» воспринимается Простаковой и самим Митрофаном как мучение, как тягостная обуза. Его знаменитое изречение «Не хочу учиться, хочу жениться» приобретает особый смысл, если вспомнить, что петровский указ от 20 января 1714 г. предписывал «учить дворянских детей цифири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока всего не выучится».
3.7. Основные темы комедии «Недоросль».
Тема крепостного права.
Осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II.
Тема воспитания.
3.8. Обращение к афише комедии.
- Назовите положительных и отрицательных героев комедии.
3.9. Сообщение учащегося о «говорящих» фамилиях в комедии.
Из пятнадцати действующих лиц комедии одиннадцать наделены значащими именами. Объяснение слова простак или простяк, данное и «Словаре Академии Российской» («малоумный, оплошливый»), как нельзя более соответствует образу самого Простакова. Но характер его жены отнюдь не покрывается таким определением. Не следует забывать, что она урожденная Скотинина. Ее «простота» другого рода, иного, о котором говорится в пословице: «Простота хуже воровства». Простакова не прочь прикинуться простодушной, но это никого не убеждает.
Сами за себя говорят и не нуждаются в объяснениях такие фамилии-характеристики, как Скотинин, Стародум, Правдин, Вральман. Фамилии Кутейкин и Цифиркин отражают в первую очередь социальную суть персонажей. Кутейниками в насмешку называли причетников (церковнослужителей, пономарей, звонарей). Цифирное учение означало арифметику. Таким образом, самая фамилия Цифиркина указывала на его занятие. Наряду с открыто «говорящими» именами Фонвизин пользуется и скрыто «говорящими». Неспроста недоросль назван Митрофаном. Это имя в дословном переводе с греческого означает «являющий свою мать», то есть подобный матери. Положительной героине пьесы Фонвизин дает имя Софья («мудрость»), ставшее в русской комедии традиционным. Особый смысл заключается в имени Милона. Софье противны такие претенденты на ее руку, как Митрофан и Скотинин, но ей «мил он», этот честный и благородный молодой офицер.
- Какие два лагеря составляют герои комедии?
3.10. Обращение к иллюстрациям учебника.
- Какие эпизоды комедии изображены на иллюстрациях учебника?
- Прочитать цитатные подписи к иллюстрациям Н. Муратова.
4. Тема крепостничества в комедии.
4.1. Слово учителя.
Первое действие комедии развивается чрезвычайно динамично и отличается внутренним единством: одна сцена как бы влечет за собой следующую.
В первом акте зритель видит еще не всех действующих лиц комедии, но все, кто должны появиться в пьесе, уже названы. Раскрыты на сцене лишь образы Простаковых и Скотинина. Одновременно первый акт служит автору для того, чтобы познакомить зрителя с событиями, происходившими до начала пьесы.
В комедии представлена картина дикого, грубого и невежественного помещичьего злонравия. Бесчеловечное обращение невежественной и злобной крепостницы-помещицы с попавшими под ее страшную власть бесправными и беспомощными людьми составляет как бы лейтмотив всей пьесы. Своего рода увертюрой ко всему, что дальше следует, является первая же знаменитая сцена между Простаковой и ее крепостным портным Тришкой, которому поручено сшить кафтан шестнадцатилетнему барскому «дитяти». Явления 3 и 4 раскрывают отношение Простаковой к другим героям комедии.
4.2. Выразительное чтение явлений 1—4.
- Как Простакова называет Тришку? Какой предстает Простакова в данном эпизоде?
- Как Простакова относится к своему мужу? Найдите реплики, которые звучат в адрес Простакова. Как отвечает на эти замечания жены Простаков? Как это его характеризует?
4.3.Слово учителя.
Муж Простаковой — дворянин лишь по «бархатной книге». Бархатная книга (название происходит от бархатного переплета) — родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. В жизни Простаков — забитое, ничтожное, безличное существо, трепещущее в страхе перед госпожой Простаковой наравне с Еремеевной. Он неумный, совершенно беспомощный и трусливый бедняга, без капли воли.
Характер Простакова определяется его собственным признанием жене: «При твоих глазах мои ничего не видят». На протяжении комедии Простаков всецело под башмаком у своей супруги. Его роль в доме подчеркивается авторской ремаркой при первой же реплике Простакова: «от робости запинаясь». Эта «робость» приводит к тому, что «бесчеловечие» Простаковой не встречает со стороны ее мужа никаких ограничений и в конце комедии сам Простаков оказывается, по собственному признанию, «без вины виноватым».
- Каким предстает Митрофан в явлении 4?
- Как относятся к Митрофану мать, отец и дядя?
4.4. Выразительное чтение по ролям явления 4, действия 1.
- Почему Простакова не хочет верить в то, что Стародум жив?
Простакова его уже несколько лет поминала в памятцах и удивляется тому, что ее «грешные молитвы» не доходили. Она боится, что единственный покровитель Софьи вернется и лишит возможности распоряжаться имением Софьи.
- Почему Простакову возмущает то обстоятельство, что девушки «грамоте разумеют»?
Простакова сама неграмотна, она не может прочитать письмо Стародума.
- О чем свидетельствуют эти эпизоды комедии?
Простакова необразованна и невежественна.
4.5. Лексическая работа: невежда.
НЕВЕЖДА НЕВЕ́ЖДА, невежды, муж. ( неод.). Несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч.
III. Подведение итогов урока.
- Как раскрывается характер Простаковой в 1—3 явлениях 1 действия?
В первых трех действиях комедии невежда Простакова показана как жена, тиранящая своего мужа, превратившая его в запуганное, забитое существо, как мать, портящая сына своим возмутительным воспитанием, как хозяйка-помещица, деспотически обращающаяся с дворовыми крепостными.
- Что является объектом сатиры в комедии Д.И. Фонвизина?
В «Недоросле» Фонвизин обрушивается на основное зло того времени - крепостничество.
IV. Домашнее задание.
1.Выписать цитаты, характеризующие героев комедии. Составить рассказ о героях по вариантам.
1 вариант - Вральман (д.3, явл.8; д.5, явл.6);
2 вариант – Цифиркин (д.2,3, явл.6; д.5, явл.6);
3 вариант – Кутейкин – (д.2,3, явл.6; д.5, явл.6);
4 вариант – Софья (д.2, явл.2; д.3, явл.2);
5 вариант – Милон (д.1, явл.6; д.2, явл.1);
6 вариант – Стародум (д.3, явл.1,2; д.5, явл.1).
2.Инд.задание: подготовить сообщение «историка» о законе «О вольности дворян…» (1762).