Интегрированный урок ритмики литературы в 3 классе КРО по теме « Двенадцать месяцев « С.Маршак
Интегрированный урок литературы и коррекционной ритмики по теме : «Двенадцать месяцев» С.Маршака для учащихся 3 класса КРО с задержкой психического развития.
Интеграция- это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном предмете, обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки в начальной школе в классах КРО для детей с ЗПР дают возможность показать взаимосвязь учебных предметов: в данном случае, литературы и музыкально-ритмических занятий. Практика показывает , что процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществленных межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают систематичность, становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Подбор материала- одна из главных задач подготовки к таким урокам, цель которых:
1. Повышать у учащихся интерес к знаниям.
2. Воспитывать эстетические и нравственные начала.
3. Способствовать общему развитию личности ребёнка.
4. Формировать интеллектуальное развитие.
Умело подготовленный, методически верно организованный интегрированный урок дает атмосферу сотрудничества и поиска, побуждает к диалогу, способствует формированию у детей образного мышления.
При подготовке к уроку я ставила следующие задачи:
- продолжить обсуждение картин сказки, совершенствовать различные виды чтения (изучающего, выразительного, по ролям), развивать навыки работы с текстом; формировать навыки устной речи; учить передавать средства музыкальной выразительности через движения;
- помочь раскрыть утверждение ценности труда, разума, самопожертвования; выявить авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям;
- содействовать развитию внимания, воображения, мышления, культуры общения, артистических способностей учащихся; формировать ориентировку в пространстве, произвольную двигательную активность, необходимую для функционирования всех психических процессов;
- способствовать воспитанию доброго отношения к людям, трудолюбия.
Мной был составлен развернутый план конспект урока, который состоит из следующих этапов:
1.Психологический настрой.
2.Минутка поэзии.
3.Вводная беседа. Сообщение темы урока.
4. Проверка домашнего задания.
5. Анализ содержания сказки.
6. Физ. минутка.
7.Инсценирование.
8. Выборочное чтение.
9. Игровой момент «Бывает- небывает»
10. Работа с пословицами.
11. Релаксация «Сказка, навеянная музыкой»
12. Итог, дом. задание.
Для реализации этих целей использовала следующие методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, наблюдение, анализ, самостоятельная работа, работа с текстом, выразительное чтение, инсценирование, словесное рисование, наблюдение над языковым материалом при работе с текстом.
Урок начался нестандартно, с минутки поэзии ( отрывки из стихотворений великих русских поэтов: А.А.Фет, А.Н.Плещеев, Ф.Фетисов, Ф.И.Тютчев)Опережающее задание по рисованию (изобразить Мачеху, Дочку) развивает фантазию учащихся.
В оригинальной форме прошла музыкальная физ. минутка «Подснежник». Под звуки музыки дети сумели передать красоту весеннего цветка.
Запоминающимся моментом урока стало инсценирование: встреча падчерицы с 12 месяцами. Дети сумели очень тонко и выразительно под звуки музыки показать атмосферу встречи.
Музыкальное оформление способствовало формированию представлений более четких образов добра.
Конец урока я посчитала уместно закончить словами поэтессы М.Алигер, которая писала , что эта сказка « вселяет в душу радость, веселье, заставляет снова и снова, как в детстве поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что только захоти, только будь хорошим, чистым, честным и зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив…»