РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ № 625»
117449 г. Москва, ул. Шверника, дом 17, корп. 2. Телефон 8(499) 126-48-20. E-mail:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОГРН 1027739050866, ИНН 7727028555, КПП 772701001. Сайт гимназии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом
протокол № от г.

«УТВЕРЖДЕНО»
Управляющим советом
протокол № от г.

Введено приказом № от г.
Директор ________________ Алябушева Г.В.
подпись



РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ДЛЯ 4 КЛАССА
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Составители: Логачева В.М.,Трашкина Н.М.,Соловьева М.В.
(учителя начальных классов)



«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР______________________ _____________2015 г.
подпись Ф.И.О.

«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО, протокол № _____от _____________ 2015 г.
Председатель МО _______________________ _________________
подпись Ф.И.О.


Москва, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучения в 4 классе составлена на основе авторскои
· программы Л.А.Ефросининои
· «Литературное чтение» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – Руководитель проекта - член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова- 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 165с.), отражающего содержание обучения по основным предметам начальнои
· школы, При составлении даннои
· рабочеи
· программы учитывались следующие документы: * Федеральныи
· государственныи
· образовательныи
· стандарт начального общего образования по литературному чтению (2004 г.); * Примерная программа начального общего образования Министерства образования РФ; *Авторская программа «Литературное чтение» под рук Л.А.Ефросининои
· из сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: «Вентана-Граф», 2010.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебныи
· навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественнои
· литературы и способствует общему развитию ребе
·нка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальнои
· школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целеи
· и задач: *овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевои
· деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельнои
· читательскои
· деятельности; *развитие художественно-творческих и познавательных способностеи
·, эмоциональнои
· отзывчивости при чтении художественных произведении
·; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
*воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественнои
· литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественнои
· литературы; формирование представлении
· о добре и зле, дружбе, правде и ответственности; развитие нравственных чувств, уважения к отечественнои
· культуре и культуре народов многонациональнои
· России и других стран.
Литературное чтение как учебныи
· предмет в начальнои
· школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
На основании требовании
· Государственного образовательного стандарта в содержании рабочеи
· программы реализуются актуальные в настоящее время компетентностныи
·, личностно-ориентированныи
·, деятельностныи
· подходы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, а также поурочное распределение учебного времени, определяет последовательность изучения тем программного материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностеи
· учащихся, межпредметных и внутрипредметных связеи
·. Рабочая программа предусматривает основные методические приемы, позволяющие реализовать определенные цели урока.
Методы и приемы, включенные в уроки «Литературного чтения», имеют широкии
· спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические деи
·ствия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) личные формы устнои
· речи (составление высказывании
·, описании
·, сравнительных характеристик, пересказ отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающии
· характер. Формы организации творческих работ разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Так как требования Государственного образовательного стандарта ориентируют нас на овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразительного чтения, от которого во многом зависит успешность дальнеи
·шего обучения, в календарно-тематическом планировании делается акцент на формирование культуры чтения. При изучении произведении
· одного жанра или темы предусматривается обучение работе с учебнои
·, художественнои
· и справочнои
· детскои
· книгои
·, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге.
Программа Л.А.Ефросининои
· «Литературное чтение» рассчитана на 68 часов.
Учебно-методическии
· комплект, используемыи
· для достижения поставленных целеи
· в соответствии с образовательнои
· программои
· предмета «Литературное чтение» в 4 классе осуществляется на основе:
- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждении
·: в 2 ч. – 3-е изд., дораб. -М.:Вентана-Граф, 2011.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждении
·. - М.:Вентана-Граф, 2007.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь No1,2 для учащихся общеобразовательных учреждении
·. – 2-е изд., доп. - М.:Вентана-Граф, 2012.
Формы текущего контроля знании
·, умении
·, навыков промежуточнои
· и итоговои
· аттестации учащихся – проверка навыка чтения вслух, молча; проверка уровня начитанности и читательских умении
·, проверка сформированности учебнои
· и читательскои
· деятельности, тестирование.
Система оценивания знании
· проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19. 11. 98г. No1561/ 14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальнои
· школе».
Основные формы организации учебнои
· деятельности: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, комбинированныи
· урок, урок применения знании
· и умении
·, урок обобщения и систематизации знании
·, урок проверки и коррекции знании
· и умении
·.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом на изучение литературного чтения в начальнои
· школе отводится 336 часа. Количество часов. В школьном учебном плане на изучение «Литературное чтение» в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Таким образом, в 4 классе за год должно быть проведено 68 часов.
Описание ценностных ориентиров
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребе
·нка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальнои
· школы.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательскои
· самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее
· направлении
· является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки.
Основные требования к уровню подготовки
выпускника начальнои
· школы В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:
Знать:
название и основное содержание изученных литературных произведении
·; имена, отчества и фамилии авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульныи
· лист, иллюстрация, аннотация).
Называть, приводить примеры: сказок народных и литературных;
стихов и рассказов из круга детского чтения;
Различать, сравнивать:
произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка); жанры детскои
· художественнои
· литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня); сказки народные и литературные;
словари и справочники; элементы книги (обложка, титульныи
· лист, иллюстрация, оглавление);
виды пересказа (подробныи
·, краткии
·, выборочныи
·).
Уметь:
читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча; выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
определять тему и главную мысль художественного произведения;
ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и составлять простои
· план; пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорои
· на авторскии
· текст; оценивать события, героев произведения;
создавать небольшои
· устныи
· текст на заданную тему.
Использовать приобрете
·нные знания и умения в практическои
· деятельности и повседневнои
· жизни: для самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждении
· о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее
· элементам; определять тему и жанр незнакомои
· книги;
работать со справочнои
· литературои
·.
Содержание тем учебного предмета «Литературное чтение»
Круг чтения
Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, специфика художественнои
· формы разных произведении
· словесного творчества. Отрывки из Библии. Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателеи
·-классиков XIX начала XX века, детских писателеи
· второи
· половины XX века, раскрывающие многообразие их творчества, жанров, особенности национального колорита и специфику произведения. Произведения о жизни детеи
· разных народов и стран. Приключенческая дет екая книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях и др. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания, письма. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга (автобиографическая, из жизни детеи
·-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве человека). Научно- познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, истории, психологии, археологии и др. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения. Создание условии
· для полноценного
восприятия произведении
· в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различии
· настроении
· героев, авторскои
· точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их деи
·ствии
· и поступков. Сравнение персонажеи
· разных произведении
·, выявление отношения к ним автора, высказывание собственнои
· оценки, подтверждение собственных суждении
· текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажеи
·, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека и т.д. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения что и с какои
· целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлении
· в произведении реальных и фантастических.
Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знании
· и умении
· в области жанровых особенностеи
· сказки (на роднои
· и литературнои
·), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведении
·. Сравнение художественных и научно-художественных произведении
·, авторских произведении
·, разнообразных по жанрам и темам: манера письма, особенности композиции текста, языка, характер изображения персонажеи
·. Народные сказки: плавныи
· ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов {«жили-были», «день-деньскои
·»), постоянные эпитеты {«добрыи
· молодец», «красна девица»), устои
·чивые выражения {«день и ночь су тки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавныи
·, напевныи
· ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты {«сыра земля», «богатырскии
· конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок деи
·ствии
· (рассказов о былинном богатыре). Литературная сказка. Сходство с народнои
· сказкои
· (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживании
·.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажеи
·, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Манера письма автора.
Стихотворное произведение: ритмическии
· рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественнои
· форме, наличие в них познавательных, реальных знании
·, их образного отражения. Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связеи
·, деловои
· язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в деи
·ствительности. Знакомство я деи
·ствительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературныи
· герои
·, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге.
Элементы книги: обложка, титульныи
· лист,

оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведении
·. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного на родного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Творческие работы по сопоставлению сюжетов литературных произведении
· с аналогичными сюжетами произведении
· живописи, графики, музыки. Умение писать отзывы о прочи- танных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические деи
·ствия (по сюжетам небольших произведении
·) в играх драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.


Навык чтения:
осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя; выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи);
темп чтения вслух не менее 90 слов в минуту, про себя не менее 110 слов в минуту; использование мемуарно-критических, историко-бытовых, историко-литературных сведении
· об авторе книги, об эпохе ее создания;
чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведении
· (к концу обучения в 4 классе не менее 20 стихотворении
·, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом:

установление смысловых связеи
· между частями текста; определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев; понимание и различение значении
· слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражении
·, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнении
·; составление простого плана к рассказу, сказке; подробныи
·, краткии
· и выборочныи
· пересказ текста по плану; составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположении
·, воссоздание содержания произведения в форме словеснои
· картины);


выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгои
·):
обобщение представлении
· о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества; самостоятельныи
· выбор книги на определенную тему; чтение детскои
· периодики;
использование справочнои
· литературы, работа в библиотеке (школьнои
·, городскои
· и т.д.).
Межпредметные связи:
С уроками русского языка: устные и письменные рассказы о персонажах литературных произведении
·, отзывы о прочитаннои
· книге, применение лингвистических знании
· в устнои
· и письменнои
· речи, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былеи
·, забавных ис- тории
· и т.д.).
С уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программои
· произведениях русскои
· музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведении
·, о содружестве и взаимообогащении музыки и литературы.

С уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведении
· словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжнои
· ил- люстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
С уроками физического воспитания: уметь правильно пользоваться дыханием, голосом, мимикои
·, жестом, ритмическим движением при чтении вслух и инсценировке литературных произведении
·.

Календарно-тематическое планирование
(2ч в неделю ) всего 68 ч


дата
Тема урока



Произведения фольклора.
Сказки, легенды, былины, героические песни



Малые формы фольклора.  Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».



Былина "Волх Всеславович". (Дополнительно Былина «Святогор».)



Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения".



Народные легенды.   "Легенда о граде Китеже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком"



Библейское предание "Блудный сын"



Мифы народов мира



Древнегреческие мифы "Арион", "Дедал и Икар"



Славянский миф "Ярило-солнце", "Творение", "Создание ночи".



Проверь себя. Обобщение по теме.



Книги Древней Руси.



Открывок из жития "О князе Владимире", "Деятельность Ярослава" Похвала книгам.



"Поучение Владимира Мономаха детям".
Обобщение по теме.



Произведения русских писателей .
Басни русских баснописцев.



И.А.Крылов "Стрекоза и муравей", И.Хемницер "Стрекоза", Л.Толстой! "Стрекоза и муравей".



И.И.Хемницер "Друзья",   А.Измайлов "Кукушка", И.Крылов "Осёл и соловей".



И.Крылов "Мартышка и очки", И.Крылов"Квартет", И.Дмитриев "Муха".



Обобщение по теме.



В.А.Жуковский



В.А.Жуковский. Баллада "Светлана".



В.А.Жуковский. Сказка "Спящая царевна".



А.С.Пушкин



А.С.Пушкин. "Осень". Отрывки из произведений.



А.С.Пушкин. "И.И.Пущину", "Зимняя дорога".
И.И.Пущин "Записки о Пушкине"



А.С.Пушкин. "Сказка о золотом петушке."



М.Ю.Лермонтов



М.Ю.Лермонтов. Стихи. "Москва...", "Парус", "Горные вершины", "Утёс"



М.Ю.Лермонтов. Сказка "Ашик-Кериб"



П.П.Ершов



П.П.Ершов. "Конёк - Горбунок" (отрывки из произведения)



В.М.Гаршин



В.М.Гаршин. Пересказ старинной легенды "Сказание о гордом Аггее"



В.М.Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница".



В.М.Гаршин. Сказка «Пленница». " Attalea Princeps "



Н.Г. Гарин - Михайловский



Н.Г. Гарин - Михайловский. "Детство Тёмы" (главы из произведения) Н.Г. Гарин - Михайловский."Старый колодезь".



Н.Г. Гарин - Михайловский. "Детство Тёмы" (главы из произведения) "Ябеда"



Обобщающий урок по теме "Произведения русских писателей".



Произведения зарубежных писателей.
Виктор Гюго



Виктор Гюго. "Козетта"



Марк Твен



Марк Твен. "Приключения Тома Сойера". Главы из произведения.



Марк Твен . "Приключения Тома Сойера". Главы из произведения.



Х.К.Андерсен



Х.К.Андерсен. "Самое невероятное."



Х.К.Андерсен. "Девочка со спичками".



Обобщающий урок по теме "Произведения зарубежных писателей".



Произведения русских писателей .
Л.Н.Толстой



Л.Н.Толстой. Быль "Кавказский пленник"



Л.Н.Толстой. Быль "Кавказский пленник"



Л.Н.Толстой. Быль "Кавказский пленник"



А.П.Чехов



А.П.Чехов. "Каштанка".



А.П.Чехов. "Каштанка".



А.А.Блок



А.А.Блок. Стихотворения "Россия". "Рождество".



А.М.Горький



А.М.Горький. "В людях".



А.М.Горький. "О сказках", "О книгах".



К.Д.Бальмонт



К.Д.Бальмонт. Стихотворения "Россия", "К зиме", "Снежинка"



К.Д.Бальмонт. Стихотворения "Камыши", "У чудищ", "Как я пишу стихи".



В.В.Вересаев



В.В.Вересаев. "Легенда"



В.В.Вересаев. Восточная сказка "Звезда"



И.А.Бунин



И.А.Бунин. Стихотворения "Гаснет вечер...", "Шире грудь...", "Детство".



И.А.Бунин . "Листопад".



Обобщающий урок по теме "Произведения русских писателей".



С.Я.Маршак



С.Я.Маршак. Стихотворение "Словарь". Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев".



С.Я.Маршак. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев".



А.П.Платонов



А.П.Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок".



Н.А.Заболоцкий



Н.А.Заболоцкий. Стихотворения "Весна в лесу", "Лебедь в зоопарке", "Детство".



В.П.Катаев



В.П.Катаев. Главы из книги "Сын полка".



Н.М.Рубцов



Н.М.Рубцов. Стихотворения "Берёзы", "Тихая моя родина", "Ласточка".



С.В.Михалков



С.В.Михалков. Стихотворения "Школа", "Хижина дяди Тома".



С.В.Михалков. Басни "Любитель книг", "Чужая беда", "Зеркало".



Юмористические произведения
Н.Н.Носов



Н.Н.Носов "Федина задача", А.Л.Барто "Леночка с букетом"



Очерки.



И.С.Соколов-Микитов "Родина". М.А.Шолохов "Любимая мать - отчизна".



Н.С.Шер "Картины - сказки".



Ю.Я.Яковлев "Право на жизнь".
Обобщающий урок по теме "Очерк".



Путешествия. Приключения. Фантастика.
Дж.Свифт



Дж. Свифт "Гуливер в стране лилипутов" Главы из книги.



Дж. Свифт "Гуливер в стране лилипутов" Главы из книги.



Н.П.Вагнер



Н.П.Вагнер "Берёза"



Н.П.Вагнер "Фея Фантаста"



Заключительный урок. Рекомендации по чтению летом.




Формы и средства контроля
В 4 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательскои
· деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "молча"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать произведение, особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведении
·, их жанров и особенностеи
·, знание имен детских писателеи
· и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальнои
· школы имеет специфические особенности. В четвертом классе чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателеи
· этого является изменение соотношения чтения "молча" и вслух. По мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "молча"

(от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе). Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит
конкретные задачи контролирующеи
· деятельности: в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("молча"); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельныи
· выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются: качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операции
·, и работы в целом;
степень самостоятельности; уровень творческои
· деятельности (репродуктивныи
·, частично продуктивныи
·, продуктивныи
·), наи
·денные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественнои
· оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдении
·, размышлении
· и самореализации.
В конце изученных разделов в рабочих тетрадях есть рубрика «Проверь себя»
Преобладающеи
· формои
· текущего контроля выступает письменныи
· (тестовые работы) и устныи
· опрос (собеседование). Форма итоговои
· аттестации обучающихся – контрольная работа. Всего программои
· предусмотрено 8 контрольных работ.
Виды контрольных работ
Проверка уровня начитанности и читательских умении
· -4
Проверка сформированности учебнои
· и читательскои
· деятельности -1
Проверка навыка чтения вслух, молча -3
Итого: -8
Итоговая контрольная работа
Итоговая проверка навыка чтения молча «Проталина»Н.И. Сладков
Увидела Сорока первую проталину те
·мное пятнышко на белом снегу. Моя! крикнула. Моя проталина, раз я первая ее
· увидела! На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись Грач. Здр-расте, уже явилась! Зимои
· по вороньим помои
·кам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво! Это почему же она твоя? застрекотала Сорока. Я первая увидала! Ты увидала, гаркнул Грач, а я о неи
· всю зиму мечтал. За тыщу ве
·рст к неи
· торопился! Ради нее
· те
·плые края покинул. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина! Что он тут каркает! затарахтела Сорока. Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся проталину ему без очереди подаваи
·! А я всю зиму ме
·рзла, с помои
·ки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, как вижу, только на вид те
·мныи
·, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула! Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где на моеи
· проталине! Не омрачаи
·те мне

радость встречи с неи
·. Я жажду песен! Сорока и Грач только крыльями всплеснули: Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму ее
· ждала, все глаза проглядела. А я, может, так торопился к неи
· с юга, что чуть крылья в пути не вывихнул. А я родился на неи
·! пискнул Жаворонок. Если поискать, так тут еще
· и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно наи
·ти! Вспомню, бывало, зимои
· на чужбине гнездо родное и петь неохота. А сеи
·час песня так и рве
·тся из клюва даже язык дрожит. Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало и полилась


песня, как весеннии
· ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать да каркать.

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами
земля, вспучилась бугорком и рассыпалась. И выглянул Крот зашмыгал носом. Никак, я прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, те
·плая, снега нет. И пахнет... Уф! Веснои
·, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху? Весна, весна, землерои
·! сварливо закричала Сорока. Знал, куда угодить! подозрительно буркнул Грач. Хоть и слепои
·... Тебе-то зачем наша проталина? проскрипел Жаворонок. Крот принюхался к Грачу, Сороке, к Жаворонку глазами-то он худо видит! чихнул и говорит: Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что, чую, погано у вас. Ссоритесь, чуть не дере
·тесь. Да еще
· и светло, сухо, воздух свежии
·. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Еще
· и весна у вас тут какая-то... Как ты можешь так говорить? ужаснулся Жаворонок. Да знаешь ли ты, землерои
·, что такое весна! Не знаю и знать не хочу! фыркнул Крот. Не нужна мне никакая весна, у меня под земле
·и
·
круглыи
· год одинаково. Веснои
· проталины появляются, мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач. А на проталинах скандалы начинаются, снова фыркнул Крот. А ради чего? Проталина как проталина. Не скажи! подскочила Сорока. А семена? А жуки? А ростки зеле
·ные? Всю зиму без витаминов. Посидеть, походить, размяться! гаркнул Грач. Носом в те
·плои
· земле порыться! А петь-то как над проталинами хорошо! взвился Жаворонок. Сколько в поле проталин столько в небе и жаворонков! И все поют! Нет веснои
· ничего лучше проталины. А чего тогда спорите? не понял Грач. Жаворонок хочет петь пусть пое
·т. Грач хочет маршировать пусть марширует. Правильно! сказала Сорока. А я пока семенами и жуками заи
·мусь... Тут снова начались крики и перебранка. А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в те
·плои
· земле порыться, червячка заморить. Пора и мне! Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда тепло и тихо.(661 слово)
Поразмышляи
· над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.
1. О че
·м спорили птицы? Запиши ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
2. Почему Сорока считала проталину своеи
·?
Она ее
· первая увидела. Она её ждала.
Она на неи
· жила.
3. Почему Грач считал проталину своеи
·?
Он её первыи
· увидел.
Он о неи
· мечтал всю зиму. Он увидел много насекомых.
4. Почему Жаворонок считал проталину своеи
·?
Он ее
· первыи
· увидел. Он заметил много жучков-паучков. Он здесь родился.
5. Чему и как радовался Жаворонок? Запиши ответ. _____________________________________________________________________________
6. Зачем появился на проталинке Крот?
порадоваться приходу весны встретить друзеи
·
вытолкнуть землю из норы
7. Сколько в поле жаворонков? Наи
·ди ответ в тексте запиши. _____________________________________________________________________________________ _________________________________________________________
8. Выбери утверждения, которые даны в тексте.
Веснои
· проталины появляются. Сколько в поле проталин столько в небе и жаворонков. Веснои
· птицы спорят. Веснои
· крот вылезает из-под земли. А петь-то как над проталинами хорошо!
9. Что важное сказал автор?
Веснои
· тает снег.
Веснои
· прилетают птицы. Веснои
· появляются проталины.
Веснои
· спорят птицы. Все
· живое радуется весне.
10.Определи главную мысль сказки. Запиши. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание) в 4 классе:
«5» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
«4» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основнои
· мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказать свое мнение о прочитанном.
«3» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту и не меньшн 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
«2» - ученик не выполняет требовании
·, отвечающих отметке «3».
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета «Литературное чтение»
Основная учебная литература:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 165с.)
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждении
·: в 2 частях / - 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
Рабочая тетрадь в 2-х частях.


15