РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ № 625»
117449 г. Москва, ул. Шверника, дом 17, корп. 2. Телефон 8(499) 126-48-20. E-mail:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОГРН 1027739050866, ИНН 7727028555, КПП 772701001. Сайт гимназии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ДЛЯ 2 КЛАССА
(3часа в неделю, 102 часа в год)
Составитель: Косорукова Л.Б.





























Программа по литературному чтению
2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа   разработана на основе  авторской программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/  Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012, концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н.Ф.Виноградова) и  соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы: обеспечение планируемых результатов по литературному чтению: подведение к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогащение читательского опыта, овладение основными видами устной и письменной литературной речи, формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей.
Задачи:
 - обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;                                                                                                                                                                                       - учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);              
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);                                                                                                              
-  включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;              
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;                  
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Специфика предмета «Литературное чтение».
        Предмет «Литературное чтение» является одним из основных в начальной школе, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.
        Во втором классе используется тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. Дети уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различать доступные им жанры, знаю имена детских писателей.
        Программа состоит из пяти разделов: «Виды речевой деятельности», «Круг чтения», «Литературоведческая пропедевтика», творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Чтение: работа с информацией».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предмета «Литературное чтение» построено с учётом следующих концептуальных положений:
Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
В результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
Дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
       Программа  по предмету «Литературное чтение» рассчитана на 34 учебные недели (136 часов в год).
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
Формы контроля:
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
контрольная работа (тест)
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных  учреждений / Л. А. Ефросинина. - 5-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. - 5-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Литературное чтение: учебная хрестоматия для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина: - 2-е изд., с уточн. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Литературное чтение: программа: 1-4 классы /Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.:Вентана-Граф, 2012.
Литературное чтение: методическое пособие: 2 класс /Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.:Вентана-Граф, 2012.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.)

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:                                                                                                                                                                                           Личностные результаты освоения должны отражать:                                                                                                                                
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;                  
 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                                                                                                                                          
 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;                                                    
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;                                                                                                                                                                    
 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                
 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                                                            
   8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                                                                                                                              
  9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                                                                  
 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.                                                          
Метапредметные результаты освоения должны отражать:                                                                                                                
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;                                                                                                                                                                                                2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                                                                                                              
 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                            
  4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                                                                                                                
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;                                                                                
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;                                                                                                    
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;                                                                                                                                                      
 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;                                                                                          
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;                              10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                                                                    12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;              13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;                                      
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;                                                       15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;                                                                                                                                                              
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.                                                            

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА “ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:                                                                                                                      
  1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;                                                                                                                                                    
  2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;                                                                    
   3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;                                                                                
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;                                                                                                                                                       5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик получит возможность научиться:
-  понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
- пользоваться умением читать молча (про себя произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;
- читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;
- различать пословицы и загадки по темам;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать нравственные и этические ценности произведения;
- выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
Ученик получит возможность научиться:
- делать иллюстрации к изученным произведениям;
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
- определять тему и главную мысль текста;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге и её аппарате;
- сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов учтены и общие педагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
        Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С 1 по 4 класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение.Осознанное плавное правильное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами небольших по объёму текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения при помощи учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Универсальные учебные действия (УУД):
воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;
читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 страницы;
овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;
понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений, входящих в круг чтения второклассников);
понимать учебную задачу, определять способы её решения;
анализировать тексты произведений разных жанров (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план);
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений;
отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведения, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений;
формулировать высказывание (о произведении, о героях);
планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей (выразительное чтение, чтение наизусть и по ролям, подробный пересказ) и контролировать этапы выполнения задачи;
использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач (определения темы, жанра и авторской принадлежности произведения или книги);
группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;
объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;
сравнивать произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности;
составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели (на примере моделирования обложек к произведению).
Круг чтения
        Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка. Песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
        Примерная тематика Произведения о Родине, о родной природе, о человек и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
        Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
        Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплёт, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях:  литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка. Стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Универсальные учебные действия (УУД):
усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;
группировать пословицы и загадки по темам и видам;
характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (жанр, тема, диалог, обращение, автор произведения, герой произведения).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
        Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй.Рассказывание сказок от лица одного из персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа),изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Универсальные учебные действия (УУД):
понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (через выразительное чтение, творческий пересказ);
читать выразительно по ролям, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;
создавать истории о разных героях произведений.
Чтение: работа с информацией
        Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Универсальные учебные действия (УУД):
искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Метапредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов

Книгопечатная продукция
1 Основные средства обучения:
учебник «Литературное чтение. 2 класс» в 2 ч. (автор Л.А.Ефросинина);
рабочая тетрадь «Литературное чтение. 2 класс» в 2 ч. (автор Л.А.Ефросинина);
учебная хрестоматия «Литературное чтение. 2 класс» в 2 ч. (автор – составитель Л.А.Ефросинина);
Методические материалы для учителя:
Литературное чтение. Программа. 1-4 классы (авторы Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова);
Методическое пособие «Литературное чтение. 2 класс»  (автор Л.А.Ефросинина);

Печатные пособия

Информационно-коммуникативные средства обучения
Электронные образовательные ресурсы:
Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие.
Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс. 2 класс (автор Л.А.Ефросинина);

Экранно-звуковые средства обучения

Технические средства обучения
Компьютер, принтер
Электронная доска
Мультимедийный проектор





Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Дата

1
О нашей Родине
Ф.Савинов. «Родина»



2
С. Романовский. «Русь» 


3
С. Романовский «Слово о русской земле»


4
Народная мудрость
Русские народные песни, загадки, шутки, считалки, пословицы.


5
Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал». 


6

Былина. 
«Три поездки Ильи Муромца»  ( в пересказе А. Нечаева)



7
Проверь себя


8
Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы.


9
Обобщение по теме.
Рубрика «Книжная полка» и «Проверь себя»


10
 О детях и для детей
А.Барто «Катя» 
Б. Заходер «Перемена»



С.  Баруздин  «Как Алешке учиться надоело».


11
Н. Носов  «Заплатка»


12
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».


13
М. Зощенко. «Самое главное»


14
В. Сутеев  «Кто лучше?»


15
А. Митта. «Шар в окошке»


16
Е. Пермяк «Две пословицы»


17
Сказки для детей Л. Пантелеев «Две лягушки» 


18
В.Беспальков «Совушка» 


19
В. Сутеев «Снежный зайчик» Н. Носов «Затейники»


20
Русская народная сказка «У страха глаза велики»


21
Братья Гримм «Маленькие человечки» 


22
Х. К.Андерсен «Пятеро из одного стручка» 


23
Братья Гримм. «Семеро храбрецов»


24
Проверь себя


25
Уж небо осенью дышало
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало», 
Г. Скребицкий. «Осень»  


26
Э. Шим «Белка и Ворон»


27
Н. Сладков. «Эхо» 


28
М. Пришвин «Недосмотренные грибы»


29
Э. Шим «Храбрый опенок» К. Бельмонт «Осень»


30
Снежок порхает, кружится 
С. Иванов «Каким бывает снег» 


31
И. Соколов-Микитов. «Зима в лесу» 


32
Э.  Шим. «Всем вам крышка» 


33
К. Ушинский «Мороз не страшен»


34
Народные сказки. Русская сказка «Дети  Деда Мороза» 


35
М. Пришвин «Деревья в лесу» 


36
В. Даль. «Девочка Снегурочка» 


37
В. Даль. «Девочка Снегурочка» 


38
Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка». 


39
И. Суриков. «Детство»  


40
Стихотворения о зиме. 


41
Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует». 


42
И. Соколов-Микитов. «Узоры на снегу» 


43
Проверь себя


44
Новогодний праздник


45
Здравствуй, праздник новогодний! 
С. Михалков «В снегу стояла ёлочка»


46
А. Гайдар. «Ёлка в тайге»


47
С. Маршак. «Декабрь». 


48
Контрольная работа


49
Произведения о животных 
В. Жуковский. «Птичка»


50
К. Ушинский «Кот Васька» Е. Благинина. «Голоса леса» 


51
М. Пришвин. «Старый гриб»


52
К. Ушинский. «Лиса Патрикеевна».  В. Бианки. «Ёж-спаситель». 


53
К. Ушинский «Плутишка кот».


54
Народные сказки. Русская сказка. «Журавль и цапля». 


55
Русская народная сказка «Зимовье зверей» (в обработке Л. Толстого)


56
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» 


57
Народные сказки. Русская сказка «Белые перышки» 


58
Зарубежные сказки
Украинская сказка «Колосок»


59
Английская сказка «Как Джек за счастьем ходил». 


60
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» 


61
Братья Гримм. «Бременские музыканты»


62
Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» .


63
Проверь себя


64
Рассказы, стихи, сказки о семье 
Произведения о семье Л. Толстой   «Лучше всех».


65
Авторские колыбельные песни. М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный»


66
С. Аксаков «Моя сестра» В. Осеева. «Сыновья».


67
Л. Толстой «Отец и сыновья».


68
Л. Воронкова «Катин подарок»


69
Проверь себя


70
А. Плещеев. «Песня матери»


71
Татарская сказка «Три сестры». 


72
В. Солоухин. «Деревья»


73
С. Михалков «Быль для детей» С. Баруздин «Салют»


74
Проверь себя


75
Весна, весна красная
А. Чехов «Весной»


76
 Г. Скребицкий «Весна – художник»


77
Н. Сладков. «Снег и Ветер».


78
 Э.Шим «Чем пахнет весна»


79
Е. Боратынская «Весна! Весна!», Ф. Тютчев «Зима недаром злится»


80
А. Куприн. «Скворцы» 


81
Н. Сладков. «Скворец-молодец».


82
А. Барто. «Апрель».


83
Рассказы о природе. Г. Скребицкий. «Жаворонок


84
Фольклор: песенка-закличка Веснянки, загадки. 


85
В. Жуковский «Жаворонок»


86
М.Пришвин. «Золотой луг».  


87
П. Дудочкин. «Почему хорошо на свете». 


88
Н. Сладков «Весенний гам»


89
М. Пришвин «Ребята и утята». 


90
Б. Заходер  «Птичья школа»


91
Разножанровые произведения о природе. О.Высотская. «Одуванчик», 


92
Э. Шим «Муравейник»


93
 А. Барто. «Воробей» 


94
К. Ушинский. «Утренние лучи». 


95
Проверь себя


96
Волшебные сказки.
Русская народная сказка «Хаврошечка».   


97
Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-Дивное»


98
А. Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке».  


99
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


100
А.Барто «Весна, весна на улице»


101
Ш.Перро «Кот в сапогах»


102
Проверь себя




Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Литературное чтение
Контрольная проверка навыка чтения оценивается по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два-три других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
классы
Обязательный уровень



Возможный уровень





1 чет.
2 чет.
3 чет.
4 чет.
1 чет.
2 чет.
3 чет.
4 чет.

1 класс
-
10 - 15
15 - 20
20 - 30
-
20 - 25
25 - 30
30 - 35

2 класс
40
50
55
60
55
60
65
70

3 класс
65
70
75
80
75
80
85
90

4 класс
85
90
95
100
95
100
105
1 10


Проверка навыка чтения вслух
2 класс
Вариант 1 
Озеро
Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко. А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками: – Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону! Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки... И побежали они стороной, в другую долину. А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить. Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть.
(102 слова) (Я. Ярмыш)
Вопросы и задания
1. Назови персонажей произведения. 2. Почему Ручейки побежали в другую долину? 3. Как было наказано Озеро?
Вариант 2
ЗАЯЦ (Бурятско-монгольская сказка)
В давние-давние времена заяц всех боялся: летающих по небу птиц, ходящих по земле зверей, даже перед серыми мышами дрожал в страхе. Заплакал с горя заяц. – Нет на свете зверя пугливее меня! Пойду утоплюсь в быстрой реке или сгорю в огне. Побежал заяц умирать. Выскочил из кустов, слышит – кто-то испугался его и бросился в сторону. Зашумели сухие листья. Видит заяц: бегут от него перепуганные овцы. Обрадовался: – Ага, есть звери пугливее меня! И от радости так расхохотался, что верхняя губа у него лопнула. Вот и стал заяц с раздвоенной губой.
(89 слов)
Вопросы и задания
1. Почему заплакал заяц? 2. Какое решение он принял? 3. Почему верхняя губа у зайца лопнула?
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
2 класс
Вариант 1
Лошадь и жаба
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей. Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут. Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу. Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он. Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

(155 слов) (Л.Н. Толстой)
Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей произведения.
а) Ребятишки, жаба, лошадь; б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик; в) ребятишки, мужик.
2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.
а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения; б) изгородь вокруг деревни; в) окраина селения.
3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?
а) Отвратительное, мерзкое животное; б) земноводное (живущее на земле и в воде животное); в) отвратительный, мерзкий человек.
4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?
а) Отвратительное, мерзкое животное; б) земноводное (живущее на земле и в воде животное); в) отвратительный, мерзкий человек.
5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.
а) Сидит; б) прыгает; в) вылезла; г) хочет спрятаться.
6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.
а) Изранили; б) наломали; в) давай тыкать.
7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.
8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Почему детям стыдно? б) Встреча лошади с жабой. в) Как хорошо после дождя! г) Потеха детей. д) «Лошадь гадину пожалела».
9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?
10. Какой нравственный урок получили дети?
Правильные ответы к заданиям
 
А
Б
В
Г
Д

1
 
+
 
 
 

2
+
 
 
 
 

3
+
 
 
 
 

4
 
+
 
 
 

5
2
3
1
4
 

6
3
1
2
 
 

7
старая, худая

8
5
3
1
2
4

9
жаба, лошадь

10
стыдно обижать слабых, беззащитных


Вариант 2
СОЛНЦЕ И ТУЧА
Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи во все стороны. И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у неё было грозовое настроение. – Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься! А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца. – Ну, транжирь ещё, – не унималась туча, – транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте – смотри-ка, все до одного! Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.
(152 слова)
(Дж. Родари)
Прочитай текст «Солнце и туча» Дж. Родари. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где происходили события, описанные в тексте?
на небе;
на суше;
на море;
на земле
2. В какое время года происходили события?
зимой;
весной;
летом;
осенью
3. Восстанови последовательность действий солнца.
бултыхнулось;
путешествовало;
продолжало катиться;
разбрасывало;
раздаривало
4. Восстанови последовательность действий тучи.
рассыпалась;
злилась;
хмурилась;
ворчала
5. Подбери близкие по значению словосочетания к слову щедро.
охотно делящийся с другими чем-либо;
не желающий тратить, расходовать что-либо;
не умеющий считать что-либо
6. Определи главных героев произведения.
7. Продолжи ряд словосочетаний (2–3).
Солнце и туча, мороз и солнце, ________
8. Отметь предложение, наиболее точно, на твой взгляд, выражающее главную мысль текста.
Неси радость другим – и сам будешь счастлив.
Чужого не желай и своего не теряй.
Умел взять – умей и отдать.
9. Подумай, что заключено в заглавии.
тема;
основная мысль
10. Понравилось ли тебе произведение и чем?
Правильные ответы к заданиям

Варианты ответа


1
2
3
4
5

1
+
 
 
 
 

2
 
 
+
 
 

3
5
1
3
2
4

4
4
1
3
2
 

5
+
+
 
 
 

8
+
 
 
 
 

9
+
 
 
 
 

Проверочная работа по литературному чтению.
Вариант 1
Ф.И. _______________________________________________________
1. Прочитай. Из какого произведения отрывок? Напиши ответ.
Только это вовсе не медовые соты были, а осиное гнездо. Как откинул медведь листья, так все осы из гнезда и вылетели и давай старого Бамсе жалить - ив нос, и в глаза, и в уши, и в шею!
__________________________________________________________________________

2. Прочитай заголовки сказок. Укажи, кто их написал.
"Стойкий оловянный солдатик" Ш. Перро
"Золушка" Братья Гримм
"Бременские музыканты" Г.-Х. Андерсен
3. Вспомни сказку "Колосок", что делали мышата? Напиши ответ.
___________________________________________________________________________
4. Прочитай. Из какого произведения описание героини? Напиши ответ.
Она тоже была вырезана из бумаги, но юбочка на ней была из тончайшего батиста; через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка, будто шарф, а на груди сверкала блестка не меньше головы самой девушки.
_______________________________________________________________________________
5. Прочитай. Кто это говорит? Запиши ответ.
Хватай! ответил он сам себе и крепко схватил койота за лапу. Держи! Режь ему лапу!
___________________________________________________________________
6. Допиши предложения:
Маслобойка - это _______________________________________.
Пуще огня бояться- это _________________________________________________________.
Присказка - это _____________________________________________________________.
7. Как Миккель обращался к Бамсе, как он его называл? Запиши. __________________
8. Запиши слова, которые придумывали Лис Миккель и медведь Бамсе.
Лис ____________________________________________________________________
Медведь__________________________________________________________________


Проверочная работа по литературному чтению.
Вариант 2
Ф.И. _______________________________________________________
1. Прочитай. Из какого произведения отрывок? Напиши ответ.
Давным-давно, предавно, когда свиньи пили вино,
А мартышки жевали табак, а куры его клевали и от этого жесткими стали....
__________________________________________________________________________

2. Прочитай заголовки сказок. Укажи чья это сказка.
"Лис Миккель и медведь Бамсе" французская сказка
"Как Джек ходил счастья искать" английская сказка
"Волк, улитка и осы" норвежская сказка
3. Вспомни сказку "Колосок", что делал петух? Напиши ответ.
___________________________________________________________________________
4. Прочитай. Из какого произведения описание героини? Напиши ответ.
Бедная девочка готовила и стирала, убирала комнаты сестер и мыла лестницы. Сама же она жила в маленькой тесной каморке на чердаке. Она переживала за своего тихого отца, которого страшно третировала новая жена.
_______________________________________________________________________________
5. Прочитай. Кто это говорит? Из какой сказки? Запиши ответ.
Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои улитки тоже все непременно соберутся на зов. Мы пригоним вам волков, а вы в удобную минуту нападите на них и жальте, пока они не бросятся в воду. ___________________________________________________________________
6. Как можно сказать по-другому:
Коли хочешь - _______________________________________.
Никаких дел не затевал- ______________________________________________________.
7. С кем встретился Джек по дороге? Запиши. ___________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Что попросил каждый поросёнок у человека? Запиши ответ.
1 поросёнок _________________________________________________________________
2 поросёнок _________________________________________________________________
3 поросёнок _________________________________________________________________



Проверочная работа по литературному чтению.
Вариант 1
Ф.И. _______________________________________________________
1. Прочитай. Из какого произведения отрывок? Подчеркни ответ.
Уж как я ль мою коровушку люблю! из рассказа
Уж как я ль- то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушку моя, из народной песни
ешь ты досыта, Бурёнушка моя!
из сказки

2. Прочитай заголовки произведений и фамилии авторов. Укажи , кто что написал.
"Старый гриб" В. Бианки
"Лиса Патрикеевна" М. Пришвин
"Ёж- спаситель" К. Ушинский
3. Определи, из какого произведения отрывок. Напиши ответ.
Но Мишка не от собственности отвернулся: он хорошо помнил про кость. Он отвернулся к этому чудесному свету мартовского солнца над Москвой. Может быть, Мишка был тоже немного по-своему поэтом и горячий луч солнца на носу ему был дороже, чем вкусная кость. И, значит же, твердо держал он в душе свои права на кость, если в тот самый момент, когда Домна Ивановна подобралась к кости, он ринулся на нее с такой силой, с таким ревом, что успел еще нетвердыми и неострыми зубами вырвать клок шерсти из хвоста.
____________________________________________________________________
4. Прочитай. Из какого произведения описание героини? Подчеркни ответ.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Е. Благинина "Голоса леса" П.Комаров "Оленёнок"
К. Ушинский "Лиса Патрикеевна"
5. Прочитай. Кто это говорит? Запиши ответ.
- Иди ко мне в гости. У меня, брат, хорошо в глубоких местах... Вода стоит тихо, всякой водяной травки сколько хочешь. Угощу тебя лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками...
___________________________________________________________________
6. Допиши предложения:
Засеменил - это _______________________________________.
Зафуфукал - это _________________________________________________________.
Запеть лазаря- это __________________________________________________________ .
Избыть- это _______________________________________________________.
Рядить- это _______________________________________________________________.
Избу рубить- это _____________________________________________________________.
7. Сделай модель обложки к произведению К. Паустовского "Барсучий нос"
8. Сравни сказки. Заполни таблицу.
Что сравнивается
Русская сказка
"Белые перышки"
Русская сказка
"Лягушка- путешественница"

Герои








Как передвигались герои?








Цель путешествия










Проверочная работа по литературному чтению.
Вариант 2
Ф.И. _______________________________________________________
1. Прочитай. Из какого произведения отрывок? Подчеркни ответ.
У реки за косогором М. Дудин "Тары- бары..."
Заяц дом себе срубил.
Огород обнёс забором К. Ушинский "Плутишка кот"
И капусту посадил.
Русская народная сказка
"Зимовье зверей"

2. Как начинается русская народная сказка "Журавль и цапля". Подчеркни ответ.
Жили- были..... присказкой Давным-давно это было.....

3. Определи, из какого произведения отрывок. Напиши ответ.
Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку - только щепки полетели!
Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, - нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.
____________________________________________________________________
4. Прочитай. Из какого произведения описание зверька? Подчеркни ответ.
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.
Д. Мамин- Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"
К. Паустовский "Барсучий нос"
К. Ушинский "Плутишка кот"
5. Прочитай. Кто это говорит? Запиши ответ.
- Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?
___________________________________________________________________
6. Допиши предложения:
Ухват - это _______________________________________.
Подполье - это _________________________________________________________.
Армяк, кафтан - это __________________________________________________________ .
Осаживать- это _______________________________________________________.
Телёнок- это _______________________________________________________________.
Плутишка- это _____________________________________________________________.
7. Сделай модель обложки к произведению Н. Рубцова "Про зайца"
8. Сравни сказки. Заполни таблицу.
Что сравнивается
Русская сказка
"Зимовье зверей"
Братья Гримм
"Бременские музыканты"

Герои








Куда шли?








С кем встретились?








Как закончилась сказка?










Проверочная работа по литературному чтению.
Вариант 1
Ф.И. _______________________________________________________
1. Прочитай заголовки произведений и фамилии авторов. Укажи кто, что написал.
"Смородинка" М. Зощенко
"Заплатка" Е. Пермяк
"Самое главное" Н.Носов

2. Определи, из какого произведения отрывок. Подчеркни ответ.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Е. Пермяк "Смородинка" М. Зощенко "Самое главное" Н.Носов "Заплатка"

3. Прочитай. Кто это сказал? Напиши ответ. Кто сказал и из какого произведения.
И так, чтобы никто не слышал, про себя добавила: "Я буду зайчика лепить".
_________________________________________________________________________
4. Запиши героев сказки В. Сутеева "Кто лучше?"
_________________________________________________________________________
5. Отметь + пословицу, которая подходит к произведению А. Митта "Шар в окошке"
Чай пить - не дрова рубить.
Без беды друга не узнаешь.
Делу время- потехе час.
6. Допиши предложения:
Латинские буквы - это _______________________________________.
Дёрн - это _________________________________________________________.
Палисадник- это __________________________________________________________ .
Охочие (руки)- это _______________________________________________________.
Кокошник - это _______________________________________________________________.
Скафандр- это ________________________________________________________________.

7. Сделай модель обложки к произведению В. Сутеева "Снежный зайчик"
Прочитай. Вставь пропущенные слова.
Когда в товарищах _________________ нет, На лад их ___________ не пойдёт, И выйдет из него не дело, только _____________. Однажды ______________, Рак да Щука Везти с поклажей ___________ взялись И вместе трое все в него ____________________; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! ________________ бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в ______________, Рак ____________________ назад, а Щука тянет в воду. Кто _____________________ из них, кто прав судить не нам; Да только воз и ныне _____________.


Проверочная работа по литературному чтению.
Вариант 2
Ф.И. _______________________________________________________
1. Прочитай названия произведений. Подумай, о ком они. Укажи ответ.
С. Баруздин "Как Алёшке учиться надоело" о природе
Е. Пермяк "Смородинка" о животных
Н. Носов "Заплатка" о детях

2. Определи, из какого произведения отрывок. Подчеркни ответ.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят - стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Е. Пермяк "Смородинка" Л. Пантелеев"Две лягушки" Н.Носов "Заплатка"
3. Прочитай названия произведений. Укажи рассказы.
Е. Пермяк "Две пословицы"
А. Митта "Шар в окошке"
Рассказы В. Беспальков "Совушка"
Н. Носов "На горке"
И. Крылов "Лебедь, щука и рак"

4. Запиши героев рассказа В. Сутеева "Снежный зайчик"
_________________________________________________________________________
5. Отметь + пословицу, которая подходит к произведению Л. Пантелеева "Две лягушки"
У страха глаза велики.
Терпенье и труд все перетрут.
Трус и таракана посчитает за великана.
6. Допиши предложения:
Лад- это _______________________________________.
Поклажа - это _________________________________________________________.
Баснописец- это __________________________________________________________ .
Брод это _______________________________________________________.
Компресс- это ___________________________________________________________.
Пятак- это ______________________________________________________________.

7. Сделай модель обложки к произведению В. Катаева"Цветик- семицветик"
8. Прочитай. Вставь пропущенные слова.
Когда в _____________________ согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, _______________________________ Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в __________________________________; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в ______________, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав _________________________________; Да только воз и ныне там.







Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515