Обобщение опыта. Тема:Портфолио как инструмент самооценки и самопрезентации личных достижений ученика.




Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сольвычегодская средняя общеобразовательная школа" Котласского района Архангельской области.
Ефимовская Надежда Анатольевна
учитель начальных классов.






Тема: Портфолио как инструмент самооценки и самопрезентации личных достижений ученика.











январь 2017г.




В рамках реализации Образовательной программы по Новым стандартам обязательным атрибутам ученика начальной школы станет его портфолио. Девизом работы с ним должна стать фраза « Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Портфолио школьника-это некий способ накопления и последующей оценки достижений учащихся в период их обучения. Портфель достижений служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
Одной из основных задач обучения и воспитания является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребёнка . И основными задачами ведения Портфеля достижений являются:
 создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;  максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;  развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;  формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;  формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;  приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с




имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); (Рефлексия- склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ собственных психических процессов и состояний.)  формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
__ укрепление взаимодействия с семьёй ученика, повышение заинтересованности родителей в результатах развития ребёнка и совместной педагогической деятельности с школой.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения! Принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). ( Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. )
Именно мотивация ученика рассматривается многими как решающий фактор творческого потенциала личности. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно







усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?  Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).

Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.  Примерная структура портфолио.
( Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы )
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого






портрета. Дайте ему возможность
показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

· "Мое имя" - информация о том, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], можно написать о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

· "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

· "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

· "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

· "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

· "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.








· "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал 13HY
·PERLINK "http://www.solnet.ee/sol/001/s_000.html"14стихи15 на торжественной линейке, или оформил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к празднику или выступал на утреннике Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 




РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.  Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ" В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях. 


РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"  Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
  РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" Повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."  Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.  РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ" В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить


портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"  Раздел "СОДЕРЖАНИЕ" Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.
Основные направления деятельности по формированию Портфеля достижений В формировании Портфеля достижений участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, администрация школы.
Учащиеся:
Осуществляют заполнение Портфеля достижений. Оформляют Портфель достижений в соответствии с утверждённой в образовательном учреждении структурой в папке с файлами; при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфеля достижений, достоверность сведений, представленных в Портфеле достижений, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и




завершённость представленных материалов, наглядность, наличия оглавления. Могут презентовать содержание своего Портфеля достижений на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.
(В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.)
Классный руководитель:
Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфеля достижений. Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфеля достижений. Осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфеля достижений учащегося начальной школы. Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфеля достижений. Обеспечивает учащихся необходимыми формами, рекомендациями. Оформляет итоговые документы, табель успеваемости.



По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфеля, делается вывод о сформированности универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения в основной школе. Сформированности основ умения учиться, т.е..способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно- познавательных и учебно- практических задач. Делается вывод об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
А вы обратили внимание на то, что постепенно "человек для общества" уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие, прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.








Образец порфолио ученика начатого в 1 классе.




























15