Логопедическое фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР на тему Звук [К] 
Тема: Звук [К'].
Цель: познакомить со звуком [К']; учить правильно и чётко произносить звук [К'] изоли-
           рованно, в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи: 
Развивать фонематический слух.
Уметь дифференцировать на слух звуки [К-К'] в слогах, словах.
Давать краткую характеристику звука; закреплять понятие «мягкий согласный».
Закреплять умение выполнять звуковой анализ слова ([к'и т]), составлять звуковую схему слова.
Закреплять понятие «слог».
Развитие лексико-грамматического строя речи (закреплять навык образования сущ-х
с уменьшительно-ласкательным значением; употреблять сущ-ные в косвенных пад.).
Развитие зрительного и слухового гнозиса, слухового и зрительного внимания и  памяти, мышления, общей и артикуляционной моторики.
Оборудование:
Предметные картинки (кисть, кеды, кит, букет, кепки, пауки, куст, книга, козёл, конфета, веник, окунь).
Схема характеристики звуков.
Карточка с К.
Зелёные кружки (на каждого ребёнка).
Мяч.
Дидактическое пособие «Посели слова в домики» (домики с кармашками);
Материал для составления звуковых схем (демонстрационный).
Материал для составления звуковых схем (индивидуально, на каждого ребёнка).
Ход занятия:
1).Припоминание звука [К] (характеристика: согласный глухой, твёрдый).
      - Назовите 1-й звук в словах «ком, кот, кофе» (дети произносят звук [К], вспоминают
         характеристику: согл., глух, твёрд.).
   2). Знакомство со Зв. [К']:
       а) Отгадывание загадки: Свою косичку без опаски она обмакивает в краски.
                                     Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке.
                                                                                 (появляется картинка – кисточка)                                                                            
       б) выделение 1-го звука [К'] в слове «кисточка» (- какой 1-й звук в этом слове?)    
   3). Артикуляция звука [К']: дети произносят звук хором, а затем индивидуально.
        - Какие органы речи участвуют в произнесении зв. [К']? (корешок языка поднимает-
          ся и касается мягкого нёба).   
   4). Характеристика звука [К']:
        - Этот звук можно петь? (нет, значит он согласный)
        - Горло «дрожит»? (нет, значит звук глухой)
        - Звук [К'] произносится твёрдо? (мягко, значит оно мягкий согласный)
        - Квадратиком какого цвета будем обозначать этот звук? (зелёным)
   5). Речевая зарядка (повторение слоговых рядов):  ке-ке-ке; ки-ки-ки; кя-кя-кя
   6). Преобразование слоговых рядов (Игра «Наоборот»):
                                                ка – кя;  кы – ки;  кэ – ке;  ку – кю.
   7). Выделение звука [К'] на слух:
         а) слоги (дети хлопают в ладоши, если слышат слог, где есть зв. [К']):
             ко, ки, ак, ке, ик, кя.
         б) слова (дети поднимают и показывают кружки зелёного цвета, если в слове есть
             зв. [К']):
             кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич,  утки, кенгуру.
   8). Физкультминутка (игра с мячом «Назови ласково»). 
        Дети встают вокруг уч.-логопеда . Логопед кидает мяч каждому ребёнку, называя            слово со зв. [К']). Дети тоже в ответ кидают мяч логопеду, называя данные слова с           уменьшительно-ласкательным суффиксом:     
        Кепка (кепочка), кирпич (кирпичик), кисть (кисточка), букет, кеды, кефир, пакет,
        киска, пауки, китёнок, кисель.
   9). Дифференциация  [К- К']) в произношении по картинкам (игра «Посели слова в 
         домики»):   дети берут с доски картинки со словами со звуками [К] и [К'] и «селят»
         каждую картинку в свой домик, объясняя свой выбор вслух. На доске картинки:
         кепки, куст, пауки, кисть, козёл, кеды, конфета, окунь, букет, книга, веник, кит.
  10). Произнесение слов со зв. [К'] в предложениях («Договаривание предложений»):
         Никита ходит на тренировку в  (кедах).  На 8 Марта маме подарили большой
         красивый   (букет).  Кира рисует тонкой   (кистью).  В океане плавает
         огромный   (кит).
   11). Звуковой анализ слова «КИТ» (выкладывание звуковой схемы: на доске  –
           логопедом, детьми – индивидуально на столах):
           - Назовите 1-й звук в слове «кит»; 2-й; 3-й.
           - Сколько всего звуков в этом слове? (3)
           - Сколько квадратиков понадобится, чтобы составить схему слова «кит»? (3)
           - Какой квадратик будет 1-й? Почему? Какой 2-й? 3-й?
           - Сколько согласных в этом слове? (2) Назовите их (кь, т). Сколько гласных? (1, и)
           - Сколько слогов (это части, на которые слова можно разделить)? (1) Почему? 
              (1 гласный звук слышится).
    12). Подведение итогов и оценка работы детей.   
15