Логопедическое фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР на тему Звук [К]
Тема: Звук [К'].
Цель: познакомить со звуком [К']; учить правильно и чётко произносить звук [К'] изоли-
рованно, в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи:
Развивать фонематический слух.
Уметь дифференцировать на слух звуки [К-К'] в слогах, словах.
Давать краткую характеристику звука; закреплять понятие «мягкий согласный».
Закреплять умение выполнять звуковой анализ слова ([к'и т]), составлять звуковую схему слова.
Закреплять понятие «слог».
Развитие лексико-грамматического строя речи (закреплять навык образования сущ-х
с уменьшительно-ласкательным значением; употреблять сущ-ные в косвенных пад.).
Развитие зрительного и слухового гнозиса, слухового и зрительного внимания и памяти, мышления, общей и артикуляционной моторики.
Оборудование:
Предметные картинки (кисть, кеды, кит, букет, кепки, пауки, куст, книга, козёл, конфета, веник, окунь).
Схема характеристики звуков.
Карточка с К.
Зелёные кружки (на каждого ребёнка).
Мяч.
Дидактическое пособие «Посели слова в домики» (домики с кармашками);
Материал для составления звуковых схем (демонстрационный).
Материал для составления звуковых схем (индивидуально, на каждого ребёнка).
Ход занятия:
1).Припоминание звука [К] (характеристика: согласный глухой, твёрдый).
- Назовите 1-й звук в словах «ком, кот, кофе» (дети произносят звук [К], вспоминают
характеристику: согл., глух, твёрд.).
2). Знакомство со Зв. [К']:
а) Отгадывание загадки: Свою косичку без опаски она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке.
(появляется картинка – кисточка)
б) выделение 1-го звука [К'] в слове «кисточка» (- какой 1-й звук в этом слове?)
3). Артикуляция звука [К']: дети произносят звук хором, а затем индивидуально.
- Какие органы речи участвуют в произнесении зв. [К']? (корешок языка поднимает-
ся и касается мягкого нёба).
4). Характеристика звука [К']:
- Этот звук можно петь? (нет, значит он согласный)
- Горло «дрожит»? (нет, значит звук глухой)
- Звук [К'] произносится твёрдо? (мягко, значит оно мягкий согласный)
- Квадратиком какого цвета будем обозначать этот звук? (зелёным)
5). Речевая зарядка (повторение слоговых рядов): ке-ке-ке; ки-ки-ки; кя-кя-кя
6). Преобразование слоговых рядов (Игра «Наоборот»):
ка – кя; кы – ки; кэ – ке; ку – кю.
7). Выделение звука [К'] на слух:
а) слоги (дети хлопают в ладоши, если слышат слог, где есть зв. [К']):
ко, ки, ак, ке, ик, кя.
б) слова (дети поднимают и показывают кружки зелёного цвета, если в слове есть
зв. [К']):
кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич, утки, кенгуру.
8). Физкультминутка (игра с мячом «Назови ласково»).
Дети встают вокруг уч.-логопеда . Логопед кидает мяч каждому ребёнку, называя слово со зв. [К']). Дети тоже в ответ кидают мяч логопеду, называя данные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом:
Кепка (кепочка), кирпич (кирпичик), кисть (кисточка), букет, кеды, кефир, пакет,
киска, пауки, китёнок, кисель.
9). Дифференциация [К- К']) в произношении по картинкам (игра «Посели слова в
домики»): дети берут с доски картинки со словами со звуками [К] и [К'] и «селят»
каждую картинку в свой домик, объясняя свой выбор вслух. На доске картинки:
кепки, куст, пауки, кисть, козёл, кеды, конфета, окунь, букет, книга, веник, кит.
10). Произнесение слов со зв. [К'] в предложениях («Договаривание предложений»):
Никита ходит на тренировку в (кедах). На 8 Марта маме подарили большой
красивый (букет). Кира рисует тонкой (кистью). В океане плавает
огромный (кит).
11). Звуковой анализ слова «КИТ» (выкладывание звуковой схемы: на доске –
логопедом, детьми – индивидуально на столах):
- Назовите 1-й звук в слове «кит»; 2-й; 3-й.
- Сколько всего звуков в этом слове? (3)
- Сколько квадратиков понадобится, чтобы составить схему слова «кит»? (3)
- Какой квадратик будет 1-й? Почему? Какой 2-й? 3-й?
- Сколько согласных в этом слове? (2) Назовите их (кь, т). Сколько гласных? (1, и)
- Сколько слогов (это части, на которые слова можно разделить)? (1) Почему?
(1 гласный звук слышится).
12). Подведение итогов и оценка работы детей.
15