Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. Лексическая тема: «День Победы».
Пояснительная записка
Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы». Оно предназначено для детей подготовительной к школе группы, имеющих речевые нарушения ОНР, III уровень. Занятие проводится в конце года, следовательно, здесь идет уже повторение пройденного и показ того, чему научились дети за два года занятий с логопедом.
Цель: Закрепление знаний об истории родной страны.
Были поставлены задачи:
Активизировать словарный запас.
Закрепить правильную координацию движений, ориентацию в пространстве, переключаемость движений.
Развивать умения и навыки работать в коллективе.
Воспитывать любовь к родине, уважение к старшим, гордость за свою страну.
Занятие было составлено и проведено на базе детского дома «Надежда» города Белово.
Для проведения данного занятия требуется следующее оборудование:
Магнитофон и записи песен о войне.
Красочная коробка.
Полоски цветной бумаги.
Военная фуражка.
Воздушные шары.
Военные награды.
Литература:
Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно. /Комплексная программа подготовки ребенка к школе. –СПб: Издательский дом «Литера», 2008.-208с.: ил: - (Серия «Уроки логопеда»).
Новиковская, О. А. Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.; Астрель: АСТ; СПб.: Астрель СПб, 2009, - 31с. бил. – (Домашний логопед).
Данные материалы занятия предназначены для логопедов, воспитателей логопедической группы.
Ход занятия
Организационный момент (3 мин)
Звучит песня «День Победы». Дети заходят в зал.
Логопед: Вот и весна пришла – тепло с собой принесла.
Мы сейчас пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать.
Вышли на улицу: «Ах, как пахнет!»
Дети: Придают лицу выражение радости и удивления.
Логопед: Это запах первых листочков, солнечных денечков,
Теплого весеннего ветерка и душистой черемухи
Сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом, одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах, как пахнет!»
Логопед: Зимой ветер был холодный и неласковый. Вот такой
Поднести ладонь к губам и, широко улыбнувшись, длительно произносить звук [C]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит холодную струю воздуха.
Логопед: А теперь ветерок стал теплым и ласковым.
Всех обогреет, порадует,
Цветам расправит лепестки,
Пригладит травку на лугу,
Поможет птичкам на лету.
Вот он какой
Поднести ладонь к губам и сложить губы в виде рупора; длительно произнести звук [Ш]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит теплую струю воздуха.
Логопед: Хорошо гулять весной
Не хочу идти домой!
Подняться на цыпочки, потянуться, поднять руки вверх, в стороны и опустить.
Логопед: Ребята, так какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Какой сейчас месяц весны? (Ребята отвечают на поставленные вопросы.)
Логопед: Ребята, а какой праздник весь мир, наша страна и мы, в том числе, отмечаем 9-го мая?
Ребята: Это День Победы.
Логопед: Ребята, а что вы знаете о Великой Отечественной войне?
Ребята: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. На нашу страну напали войска фашистской Германии. Это была очень страшная война. Много людей погибло. Закончилась война 9 мая 1945 года. Поэтому и отмечают праздник День Победы в этот день.
Логопед: Ребята, а как вы готовились к этому празднику?
Ребята: Мы вместе с воспитателями к празднику убрали территорию детского дома, украсили группу, оформили уголки, посвященные Дню Победы. А еще мы приготовили концерт и пригласили на него ветеранов.
Логопед: Вы знаете стихи о войне, расскажите их.
Ребята рассказывают стихи, которые выучили к празднику.
Логопед: Вам Ветераны рассказывали о том, как воевали?
Ребята: Да, было очень интересно.
Логопед: У меня есть волшебная коробка, мы сейчас ее откроем и посмотрим, что в ней лежит (в коробке лежит военная фуражка, на ком она будет одета, тот и командир).
На одного из детей надевается фуражка, и логопед дает задание. Итак, ребята вот вам первая игра. На столе лежат полоски цветной бумаги. Но это не просто полоски, а части флага. Вы должны собрать флаг, а командир следит и помогает, чтобы работа была выполнена правильно.
Ребята составляют флаг.
Логопед: Правильно составили. Российский Флаг состоит из трех цветов, из каких?
Ребенок: Российский флаг состоит из полос белого, синего, красного цветов.
Логопед: Правильно, а сейчас вопрос для командира. А во время Великой Отечественной войны какого цвета был флаг?
Командир: Во время Великой Отечественной войны флаг был красного цвета.
Логопед: Молодец, ты справился с ролью командира. Кому ты бы хотел сейчас
·отдать фуражку командира? (отдает фуражку другому ребенку)
Логопед: Итак, у нас появился другой командир. И вас ждет следующая игра. Вам нужно отгадать человека, который?.. Условия игры таковы: я командиру шепотом говорю, кого нужно изобразить, он показывает действиями этого человека, а вы все отгадываете. (Можно изобразить человека, который летает – летчика, человека, который служит в пехоте, прыгает с парашютом.)
Ребята угадывают, что это летчик, пехотинец, парашютист. Командир передает фуражку другому ребенку.
Логопед: Ребята вы устали, предлагаю сделать небольшую зарядку.
Речедвигательная гимнастика:
Ребята встают и выполняют движения под слова:
Мы по площади идем
Весел, весело,
Мы флажки в руках несем,
Весело, весело.
Дружно мы кричим: «Ура!»
Дню Победы рада детвора!
Логопед: Ребята, вас ждет игра «Лабиринт». Вместе со своим командиром найдите, по какой дорожке должен пройти пограничник к своей заставе.
Логопед: Молодцы, вы нашли дорогу для пограничника. Давайте отхлопаем слово ПОГРАНИЧНИК. Командир, сколько слогов в этом слове?
Ребенок: Четыре слога в этом слове.
Логопед: Ребята, а сколько в слове гласных звуков? И какие?
Ребята отвечают, что в слове ПОГРАНИЧНИК 4 гласных звука: О; А; И; И.
Логопед: Ребята, давайте составим схему этого слова.
Ребята составляют схему из синих, красных и зеленых кружочков.
Логопед: Скажите, а над какими звуками мы поставим колокольчик и почему?
Ребята отвечают, что колокольчик поставим над Г, Р, Н, Н, потому что эти звуки звонкие.
Логопед: Ты хорошо справился с ролью командира. Кому сейчас передашь фуражку? (Фуражка передается следующему ребенку) Дано слово СОЛДАТ. Охарактеризуйте каждый звук в слове и составьте схему слова.
Ребята дают характеристику слова, звуковой анализ, составляют схему.
Логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Посмотрите ребята на картинки и постарайтесь найти отличия. Всего их 17.
Логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Ребята я сейчас вам прочитаю пословицы, а вы попытаетесь объяснить их значение.
Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.
Бой отвагу любит.
Ребята объясняют значения пословиц.
Логопед: Вот прошла по кругу фуражка и вернулась ко мне. Я вам, ребята, хочу кое-что показать. Отец моего мужа воевал. Во время боев под Ленинградом он был тяжело ранен. Пришлось ампутировать руку. А осколки от снаряда, которые застряли в легких, остались в нем навсегда. К сожалению, его уже нет в живых, но остались его награды. Вот они. Посмотрите, это медаль «За отвагу». Как вы понимаете выражение «За отвагу»?
Ребята объясняют смысл данного выражения.
Логопед: Посмотрите, какой формы медаль? Из чего она сделана? Легкая или тяжелая?
Ребята: Эта медаль округлой формы, она сделана из железа и довольно- таки тяжелая.
Логопед: А это, ребята, орден «Слава». Этим орденом награждали простых солдат. Этим он и замечателен. Посмотрите, в форме чего изготовлен орден? Что вам напоминает ленточка, к которой он прикреплен?
Ребята рассматривают орден. Отвечают, что оно в форме звезды. И прикреплена звезда к георгиевской ленточке.
Логопед: Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Какой теме было оно посвящено? Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось?
Ребята обмениваются своими впечатлениями.
Логопед: В честь этого праздника проводят парад, где торжественным маршем проходят солдаты разных родов войск. Давайте и мы как солдаты в честь наших ветеранов пройдем почетный круг маршем.
Логопед: А что несут в руках дети, когда идут смотреть парад?
Дети: Воздушные шары, флажки. (Логопед раздает шарики, флажки.)
Под музыку военных лет дети, маршируя, выходят из зала.
Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Надежда» города Белово»
Фронтальное логопедическое занятие
для детей подготовительной к школе группы
Лексическая тема: «День Победы»
Автор – составитель:
Титова Ирина Владимировна,
учитель - логопед
Белово 2010
15