Рабочая программа по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произносительной стороны речи 5 вспомогательного класса


Рабочая программа
по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произносительной стороны речи
5 вспомогательного класса
Составитель:
Ландышева Л. Н.
Пояснительная записка.
Общегосударственная система специального образования ставит цель – всестороннее гармоническое развитие человека, лишённого слуха. Не слышащий ребёнок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимыми условиями реализации этих возможностей является обучение его словесной речи. Нарушение речевого слуха приводит к своеобразию в развитии речи: в её понимании, произношении, овладением словарным запасом и грамматическим строем языка. Основу формирования речевого слуха составляют умения глухого ребёнка воспринимать определённый речевой материал на слух и слухо-зрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому. От работы по развитию речевого слуха во многом зависит динамика личностного развития школьника с ограниченными возможностями, его адаптация в процессе социализации.
Цель индивидуальных занятий по развитию нарушенной слуховой функции – усиление слухового компонента в слухо – зрительном комплексном восприятии речи, овладение разговорной речью в условиях остаточного слуха; коррекция и развитие психических процессов учащихся; воспитание интереса учащихся к занятиям по развитию речевого слуха. Достижение целей осуществляется через решение следующих задач:
максимальное развитие остаточного слуха детей и создание на этой базе слухо – зрительной основы для восприятия устной речи;
выработка слухового и слухо – зрительного самоконтроля;
развитие памяти, словесно – логического мышления, внимания, создание комфортности обучения.
Индивидуальные занятия по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произношения входят в число дисциплин, включённых в учебный план ……СКОШИ».
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Образовательная программа…. СКОШИ».
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I, II вида. М. Просвещение, 2005 г.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V III вида. М. Просвещение, 2004 г.
Программа адресована учащимся 5В класса. В классе обучаются 5 учеников со сложной структурой дефекта: нарушены функции слухового анализатора и интеллектуальной сферы. Характеристика класса. Кроме основного диагноза у обучающихся нарушен интеллект, поэтому отмечаются выраженные нарушения познавательной деятельности, недоразвитие психических процессов, волевые нарушения от снижения активности до выраженной пассивности, слабость, истощаемость побудительных мотивов, эмоциональные расстройства в виде различных деривационных состояний. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1.речевой материал обиходно – разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности;
2.речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
3.тексты;
4.развивающие упражнения на развитие психических процессов.
Рабочая программа составлена по развитию речевого слуха. По формированию произношения план составляется индивидуально на каждого ребёнка с учётом их произносительных возможностей. Он представлен в фонетических дневниках.
Различна форма предъявления речевого материала для глухих учащихся слухо-зрительно, слабослышащих - на слух.
К концу учебного года учащиеся должны уметь: воспринимать на слух и слухо-зрительно фразы, словосочетания и слова; различать и опознавать на слух и слухо-зрительно простые и сложные предложения, слова, словосочетания с союзами (и, а) и частицами (тоже, ещё, не, уже).
Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий.
Итоговый контроль учащихся проводится с помощью контрольных фраз в конце каждого полугодия и за год.
Объём и сроки изучения программы указаны в таблице «Содержание программы.
Содержание программы.
№ п/пРаздел Кол-во часов Качество образования как результат Содержание Учебно – методическое обеспечение Взаимодействие
Предметно – информационная составляющая Деятельностно – коммуникативная составляющая Предметная составляющая Коррекционная составляющая I четверть
«Класс» Иметь представление об основных способах планирования своей деятельности Уметь называть предметы в классе I 1 – 5
II 1 – 5
Развитие внимания Сюжетные картинки Учитель
«Пушок и Машка» Знать домашних животных и обеспечить бережное отношение к ним Уметь рассказать о животных I 6 –11
II 6 –11
Развитие внимания Сюжетные картинки, таблички Воспитатель
«В столовой» Иметь представление о помещении школы Уметь отвечать на вопросы по тексту. I 12 – 17
II 11 – 17
Развитие внимания Сюжетные картинки, таблички, текст Воспитатель
«Осень» Знать основные признаки осени Уметь составлять рассказ по картинке I 18 – 23
II 18 – 23
Развитие внимания Сюжетные картинки, таблички Воспитатель
«На огороде» Иметь представление об основных способах планирования своей деятельности Уметь демонстрировать начальные навыки общения на заданную тему
I 24 – 29
II 24 – 29
Развитие внимания Сюжетные картинки, карточки Учитель
«Фруктовый сад» Иметь представление об осенних работах Уметь вести диалог I 30 – 35
II 30 – 35
Развитие внимания Сюжетные картинки, карточки Учитель
№ п/пРаздел Кол-во часов Качество образования как результат Содержание Учебно – методическое обеспечение Взаимодействие
Предметно – информационная составляющая Деятельностно – коммуникативная составляющая Предметная составляющая Коррекционная составляющая II четверть
«Игрушки»
Использовать наблюдение из окружающего мира в своих играх Уметь применять знания в сюжетных играх I 1 – 5
II 1 – 5
Развитие памяти Сюжетные картинки, текст Воспитатель
«Части тела» Иметь представление о строении тела человека Уметь отвечать на вопросы по тексту. I 6 – 10
II 6 – 10
Развитие памяти таблички Учитель
«Спальня» Иметь представление о помещениях школы Умение вести диалог I 11 – 15
II 11 – 15
Развитие памяти Сюжетные картинки, таблички Воспитатель
«Семья» Иметь представление об отношениях в ближайшей микросреде Уметь рассказывать по картинкам I 16 – 20
II 16 – 20
Развитие памяти Сюжетные картинки, таблички Родители
«Уборка дома» Иметь представление об основных способах планирования своей деятельности Уметь отвечать на вопросы по тексту. I 21 – 25
II 21 – 25
Развитие памяти Сюжетные картинки Воспитатель
«Зима» Знать признаки зимы и народные примеры нашего края. Уметь рассказывать по картинкам I 26 – 30
II 26 – 30
Развитие памяти Текст, таблички Учитель
«Ёлка» Иметь представление о типах поведения в конкретных ситуациях Уметь рассказывать по картинкам I 31 – 35
II 31 – 35
Развитие памяти Сюжетные картинки Учитель
№ п/пРаздел Кол-во часов Качество образования как результат Содержание Учебно – методическое обеспечение Взаимодействие
Предметно – информационная составляющая Деятельностно – коммуникативная составляющая Предметная составляющая Коррекционная составляющая III четверть
«Зимние каникулы» Иметь представление об основных способах планирования своей деятельности Уметь отвечать на вопросы по тексту I 1 – 6
II 1 – 6 Развитие мышления Картинки таблички Воспитатель
«Снежная баба» Знать признаки зимы и народные примеры нашего края. Уметь рассказывать по картинкам I 7 – 12
II 7 – 12 Развитие мышления Картинки, таблички Воспитатель
«Звери зимой» Иметь представление о жизни зверей зимой Уметь рассказать о животных. I 13 – 18
II 13 – 18
Развитие мышления Сюжетные картинки, Учитель
«День школьника» Иметь представление об основных способах планирования своей деятельности Уметь рассказывать по картинкам I 19 – 23
II 19 – 23 Развитие мышления Таблички, текст Учитель
«Моя семья» Иметь представление об отношениях в ближайшей микросреде Уметь вести диалог I 24 – 29
II 24 – 29 Развитие мышления Сюжетные картинки Учитель
«На улице» Иметь начальное представление о своей местности Уметь отвечать на вопросы по тексту. I 30 – 35
II 30 – 35 Развитие мышления Карточки, таблички Воспитатель
«На дороге играть опасно» Расширять знания о правилах дорожного движения Уметь рассказывать по картинкам I 36 – 40
II 36 – 40 Развитие мышления Сюжетные картинки, таблички Воспитатель
«Болит зуб» Иметь представление о гигиене Уметь сказать о своём самочувствии I 41 – 45
II 41 – 45 Развитие мышления Текст, таблички Учитель
«Весной» Знать признаки весны и народные примеры нашего края. Уметь отвечать на вопросы по тексту. I 46 – 50
II 46 – 50
Развитие мышления Сюжетная картинка Воспитатель
№ п/пРаздел Кол-во часов Качество образования как результат Содержание Учебно – методическое обеспечение Взаимодействие
Предметно – информационная составляющая Деятельностно – коммуникативная составляющая Предметное составляющая Коррекционное составляющая IV четверть
«Лодочка» Знать способы познания окружающего мира Уметь рассказывать по картинкам I 1 – 5
II 1 – 5
Развитие тактильного осязания Сюжетные картинки, таблички Учитель
«Наши игрушки» Иметь представление об основных способах планирования своей деятельности Уметь применять знания в сюжетных играх I 6 – 9
II 6 – 9
Развитие внимания Сюжетные картинки Воспитатель
«Школа» Иметь представление об основных способах планирования своей деятельности Уметь вести диалог I 10 – 15
II 10 – 15
Развитие мышления Сюжетные картинки, таблички Учитель
«Весенние работы» Понимать ценность умелой работы весной Уметь рассказывать по картинкам I 16 – 20
II 16 – 20
Развитие памяти Картинки, текст Воспитатель
«Нашли ежа» Расширять представление об окружающем мире, природе Уметь рассказать о животных I 21 – 27
II 21– 27
Развитие осязания Сюжетные картинки Учитель
6. «Скоро лето» Иметь представление об отношениях в ближайшей микросреде Уметь сказать о своём самочувствии I 28 – 35
II 28 – 35
Развитие осязания Сюжетные картинки, таблички Учитель

Речевой материал обиходно – разговорного характера
(гл.)
I четверть
Поздоровайся.
Как ты слышишь?
Какое сейчас время года?
Осенью собирают урожай.
Надень наушники.
Наступила осень.
Ты любишь осень?
На улице холодно.
Какой сейчас месяц?
Назови осенние месяцы.
Какой сейчас урок?
Назови дни недели.
Сколько ребят в классе?
Кто сегодня дежурный?
Урок – слуховая работа.
Посмотри на градусник.
Какая температура воздуха?
Что мы делаем на уроке?
Я читал рассказ: «На уроке».
Вчера был дождь.
Какой следующий урок?
Сколько дней в месяце?
Что ты ел на завтрак?
Перед едой мой руки.
Ты любишь манную кашу?
Сегодня холодно.
Ты пойдёшь гулять?
Сколько дней в неделе?
В неделе семь дней.
Будем слушать, говорить, играть.
Расскажи о себе.
Каких диких животных ты знаешь?
Птицы улетают на юг.
Какая погода на улице?
Назови приметы осени.
(сл/сл)
I четверть
Где ты отдыхала летом?
Чем ты занималась?
Ты хорошо отдохнула?
В каком классе ты сейчас учишься?
Какая погода была летом?
Сколько месяцев летние каникулы?
Расскажи, что ты делал в июне, июле, августе?
В июне я была в лагере.
В июле я ездила на море.
В августе я жила в деревне у бабушки.
Какие книги ты прочитала летом?
Ты была в парке осенью?
Осенью в парке очень красиво.
Что ты будешь делать вечером?
У вас есть огород или сад?
Какой урожай вы собирали в этом году?
У тебя дома есть телефон?
Скажи номер домашнего телефона.
В какой кружок ты записалась?
В какое время будете посещать кружок?
В каком классе ты учишься?
В какой школе ты учишься?
Какой у тебя рост (высокий, низкий)?
Какой у тебя характер? (добрый, ласковый, заботливый, отзывчивый, вспыльчивый)
Что ты делала в воскресенье?
Каким транспортом ты добираешься до школы?
Какая погода была вчера?
У тебя есть бабушка?
Какой у неё характер?
Как зовут твою бабушку, дедушку?
Какие у неё глаза?
У бабушки добрые и ласковые глаза.
Где можно купить тетради и учебники?
В книжном магазине.
Ты любишь заниматься спортом?
Фразы с общеобразовательных уроков
I четверть
Спроси, Что мы будем делать?
Что нужно для работы?
Время года осень.
Прочитай рассказ.
Открой альбом.
Сейчас урок чтения.
Будем решать задачу.
Назови осенние месяцы.
Положи альбом вертикально.
Что мы будем делать сначала?
Говори правильно.
Кто автор рассказа?
Запиши краткое условие задачи.
Ярко светит солнце.
Приготовь к уроку цветные карандаши.
Прочитай задание.
Что ты будешь делать потом?
О чём говорится в рассказе?
Прочитай условие задачи.
На улице холодно.
Нарисуй узор в круге.
Обведи шаблон и вырежи.
Ответь на вопросы.
Будем отвечать на вопросы.
Напиши ответ.
Осенью улетают птицы.
Яблоко круглое.
Что нарисовано на картине?
Сложи бумагу пополам.
Тебе понравилась сказка?
Напиши решение.
Дом – квадратный.
Скоро наступят каникулы.
Убери альбом в папку.
Чья это тетрадь?
Тексты (для гл.).
I четверть.
«Класс».
Это класс.
В классе парты, стол, стулья, шкаф.
На стене висит доска.
На окне стоит цветок.
На полке стоят книги.
В классе учительница и ученики.
Учительница спрашивает, ученик отвечает.
«Пушок и Машка».
У Саши собака Пушок.
У Даши кошка Машка.
Пушок любит кости.
Машка любит мышек.
Пушок спит на полу.
Машка спит на диване.
«В столовой».
Столовая большая и чистая.
В столовой стоят столы и стулья.
На столах салфетки.
Ребята обедают.
Они кушают борщ.
«Осень».
Наступила осень.
Листья на деревьях жёлтые, красные.
Ребята гуляют в парке.
Погода тёплая.
Дети собирают листья.
Хорошо в парке!
«На огороде».
Это огород.
На огороде – грядки.
На грядках растут овощи.
Таня собирает огурцы.
Вова собирает помидоры.
Аня собирает лук.
«Фруктовый сад».
Это сад.
В саду растут яблоки.
В саду растут груши, сливы.
Саня любит есть яблоки.
Нина ест грушу.
Фрукты полезны.
Тексты (для сл/сл).
I четверть.
«Класс».
Это наш класс.
В классе парты, стол, стулья, шкаф и доска.
На стене висит доска.
На окне стоит красивый цветок.
На полке стоят книги по чтению.
В классе учительница и ученики.
Учительница спрашивает ученика.
Ученик рассказывает стихотворение.
«Пушок и Машка».
У Саши дома живёт собака Пушок.
У Даши живёт кошка Машка.
Пушок любит грызть кости.
Машка любит ловить мышек.
Пушок спит на полу.
Машка спит на мягком диване.
«В столовой».
Школьная столовая большая и чистая.
В столовой стоят столы и стулья.
На столах салфетки и солонки.
Ребята обедают.
Они кушают борщ.
На второе рис и котлета.
Повар приготовил вкусный обед.
«Осень».
Наступила осень.
Листья на деревьях жёлтые, красные.
Ребята гуляют в парке.
Погода тёплая, светит солнышко.
Дети собирают разноцветные листья.
Хорошо прогуляться в парке в тёплую погоду.
«На огороде».
Это бабушкин огород.
На огороде – грядки.
На грядках растут овощи.
Таня собирает зелёные огурцы.
Вова собирает красные помидоры.
Бабушка приготовит вкусный салат.
«Фруктовый сад».
Вчера мы ходили в сад.
В саду растут ароматные яблоки.
В саду растут сладкие груши, сочные сливы.
Саня любит есть яблоки.
Нина сорвала жёлтую грушу.
Фрукты полезны для здоровья.
Развивающие упражнения:
Развитие внимания:
«Какой картинки не стало?»
«Вставь букву»
«Какой буквы не стало?»
«Дополни предложение и прочитай»
Развитие внимания:
«Считай дальше»
«Послушай, заполни и назови»
«Посмотри и запомни»
«Собери картинку»
Развитие мышления:
«Верно – не верно»
«Какого числа не хватает?»
«Прыгни 4, 5, 7,9 раз – хлопни столько же раз»
«Посмотри на картинку и нарисуй больше»
«Сравни, где больше, а где меньше»
«Чей хвост?»
Игра «Лабиринт»
«Что похоже на шар?»
«Назови треугольные предметы»
Развитие психических процессов и тактильных ощущений:
«Волшебный мешочек»
«Отстучи этот же ритм»
«Что изменилось?»
«Чего я не назвала?»
«Какие буквы я написала на ладошке?»
«Угадай геометрическую фигуру на ощупь».