Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи – предпосылка успешного обучения грамоте


Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи – предпосылка успешного обучения грамоте
Важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте является достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, умение анализировать звуковой состав слова. Оттого, насколько дети готовы к звуковому анализу, зависит успешность обучения чтению и письму, а в дальнейшем орфографии, ибо первая ступень безграмотного письма - пропуски, перестановки, искажения. В дальнейшем появятся ошибки на безударные гласные, т.к. для выработки орфографического навыка учащиеся должны «узнавать» фонемы как в сильной, так и в слабой позициях, различать варианты звучания фонем, соотносить букву с фонемой в разных позициях.
Готовность ребёнка к звуковому анализу и синтезу речи приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста. Осознанное же овладение этой деятельностью происходит в школе, когда звуковой состав слова становится для ученика предметом специального усвоения под руководством учителя.
Особую значимость в развитии звукового анализа имеет сформированность звукопроизношения. Развитие правильного звукопроизношения у ребёнка имеет свои закономерности, проходит ряд последовательных этапов. Рассмотрим их более подробно.
Звучащая речь рано входит в жизнь ребёнка. С момента рождения у него появляются голосовые реакции: крик и плач. Они далеки ещё от звуков речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.
Через две недели ребёнок начинает реагировать на голос говорящего: перестаёт плакать, прислушивается, когда с ним разговаривают. К концу первого месяца его можно успокоить колыбельной песенкой. Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следит за ним глазами, реагирует на интонацию: на ласковую - оживляется, на резкую - плачет.
При нормальном функционировании слухового восприятия к началу 3-го месяца появляется гуление, потом — лепет. В гулении преобладают гласные звуки, которые постепенно приближаются к стандартным фонемам. В период лепета (5-7 месяцев) появляются звуки, похожие на согласные, и нечетко артикулируемые слоги с окончаниями на гласные звуки. Но лепетные звукосочетания еще не являются речью. Роль лепета исчерпывается подготовкой артикуляционного аппарата к необходимым дальнейшим речевым движениям.
Имеет значение сила и интонационная выразительность произносимых ребёнком звуков (крика, гуления, лепета). Крики однообразные, редкие, без интонационной выразительности должны иметь для взрослых диагностическое значение.
В период лепета и до года ребёнок постепенно овладевает произношением большинства звуков речи, артикуляция которых связана с актами сосания, жевания, глотания, затем появляются щелевые [ф] - [в], [с]- [з]. У многих детей к концу первого года жизни появляются раскатистый звук [р], сложные по артикуляции звуки (шипящие, [р] и [л]). В связи с этим не рекомендуется рано отрывать ребёнка от груди, и даже у искусственников (которых в наше время большинство) тренировать функцию сосания. В этих условиях создаются предпосылки для произнесения звуков.
С 5 месяцев ребёнок слышит звуки, проявляет интерес к артикуляции окружающих, пытается им подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведёт к закреплению двигательного навыка путем подражания, ребёнок пытается произносить отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба). Постепенно малыш перенимает элементы звучащей речи: тон, темп, интонацию.
Во втором полугодии он начинает понимать речь взрослых, хотя собственной речи еще нет, т.к. развитие речедвигательного анализатора отстает от речеслухового. В процессе каждодневной речевой практики к концу 1 года речедвигательный анализатор активно влияет на речеслуховой. В коре головного мозга образуются четкие слуховые, речедвигательные и кинестические ощущения и ребёнок начинает говорить.
В процессе развития словаря (с 1 года до 3-х лет) характерной особенностью является неустойчивость произношения большинства звуков в словах. Ребёнок, произносивший до года практически все звуки правильно, оказывается косноязычным при произношении слов, включающих те же самые звуки. Косноязычие сохраняется и в младших ipynnax детского сада. В этом возрасте обнаруживается дефект свистящих, шипящих, соноров [р] - [л], дефекты смягчения, озвончения и йотации. Причина в недостаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата, неправильном произношении взрослых.
К 5-6 годам нормально развивающиеся дети владеют правильным звукопроизношением, без искажения произносят слова разной слоговой сложности, соблюдая интонацию. Однако у некоторых дошкольников отмечаются замены или искажения трудно произносимых звуков, и они нуждаются в помощи логопеда.
В дошкольном возрасте ребёнок должен приобрести не только способность воспринимать на слух звуки речи, но различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, т.е. иметь развитый фонематический слух. Фонематический слух (фонематическое восприятие) формируется не сразу, а в процессе развития речи (восприятия и воспроизведения).
Вначале дети различают гласные, затем согласные. Это объясняется тем, что гласные «сонорнее» согласных и поэтому воспринимаются лучше. Кроме того гласные встречаются чаще, чем согласные.
Фонематический слух (фонематическое восприятие) в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. На стадии лепета (дофонематическая стадия) у ребёнка нет понимания речи и полное отсутствие дифференциации звуков. Затем он различает акустически далекие фонемы: гласные [а], согласные [м], [н], акустически близкие фонемы не дифференцируются. Примерно с 2-х лет дети различают слова-паронимы (рак - лак, машина - малина - Марина). При этом сохраняется неправильное, искаженное произношение слова. К 3-м годам формируется слуховой контроль за произношением.
К 4-5 годам у нормально развивающегося ребёнка заканчивается формирование фонематического слуха, т.е. большинство звуков произносятся правильно, точно их дифференцируют в словах (многосложных, со стечением согласных) произносятся без искажения с правильным ударением. В возрасте 5-6 лет дети готовы к звуковому анализу. Они могут относительно легко научиться делить слова на слоги и с помощью фишек обозначать звуковой состав слова сначала с помошью картинок, а затем ориентируясь только на правильное произношение слова.
Усвоение фонетики (звукопроизношения) тесно связано с формированием лексико-грамматического строя родного языка. Известно, что ребёнок активно использует в речи слова, в которых все, даже труднопроизносимые звуки произносятся правильно. Фонематическое восприятие помогает ему связывать слова с помощью «безударных окончаний».
Дети в течение какого-то времени не замечают изменчивости конца слов родного языка. В первых словах-сочетаниях ребёнок до определенного момента вычленяет только общий сигнал высказывания и не связывает слова с помощью флексий. Формальные средства языка (окончания, приставки) пока игнорируются. Период, в течение которого дети пользуются в своих высказываниях неизменяемыми аморфными словами-корнями и их комбинациями друг с другом краток во времени (2-2,5 месяца).
Затем ребёнок начинает замечать технику связи слов в предложении. Появляются падежные окончания, суффиксы, уменьшительное и ласкательное у существительных, у глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет). С этого момента дети начинают правильно строить предложения из нескольких слов, соединяя их с помощью окончаний.
Характерной закономерностью нормального развития детской речи является тот факт, что усвоение предметов осуществляется после того, как дети усвоили связь слов с помощью флексий (окончаний). В норме период, в течение которого ребёнок пропускает предлоги, составляет всего 1,5-3 месяца и не всегда остается замеченным взрослыми. Раньше всего усваиваются предлоги, выражающие пространственное отношение. По мере развития речи значение предметов детализируется и к началу школьного обучения количество предлогов достигает 20-25.
Таким образом, усвоение фонетики (звукопроизношение) определяется состоянием речеслухового анализатора и артикуляционной сложностью звука. Чем сложнее артикуляция, тем позднее появляется звук в речи ребёнка.
Развитие фонематического слуха происходит параллельно с формированием произношения и обычно спонтанно к 4-5 годам ребенок овладевает умением четко произносить и различать все фонемы родного языка.