Конспект НОД по обучению грамоте « Согласный звук [Ш]. Буква Ш».


Конспект НОД по обучению грамоте
« Согласный звук [Ш]. Буква Ш».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: познакомить с буквой Ш, формировать правильное произношение звука  [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи: Упражнять в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже.
Учить подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие;
Определять количество слогов и выделять ударный слог; подбирать слова, сходные по звучанию;
Оборудование: набор картинок (шар - шары, мак - маки, лук – (много) лука, ложка – ложки) ; карточка с буквой «Ш», буквы – заготовки буквы Ш на каждого ребёнка, простые и цветные карандаши, тетради; карточки – заготовки с изображением разноцветных нитей.
Ход занятия: 1. Игровое упражнение «Один - много»
Педагог показывает детям картинки:
- Это … шар, а это …(шары). Здесь много …(шаров). Какого цвета шары? (Красные, синие, зеленые). Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные).
- Это … мак, а это …(маки). В букете много…(маков). Какие они? (красные).
- Что еще бывает красным? Как вы понимаете выражение «красная девица»? Где вы встречали это выражение? В каких сказках?
- Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это …лук. Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный). В корзине много чего? (Лука).
- Подберите слова, сходные по звучанию со словами:
Шар (пар, дар); мак (лак, рак); лук (жук, бук).
- С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? (Ш, М, Л)
- Сколько слогов в этих словах? (1)
Педагог показывает картинку с ложками.
- Что это? Чего здесь много?
2. Фонетическая зарядка
1. Как шипит змея? (Ш-ш-ш)
2. Как шипит гусь? (Ш-ш-ш)
3. Как зовут смешного человека из английской народной песенки, который похож на яйцо? (Шалтай - Болтай).
4. Что надеваем мы зимой, чтобы не замерзнуть? Какие теплые вещи? (Шубу, шапку, шарф).
5. Какой звук вы слышите в начале этих слов (звук Ш). Какой это звук?
Ш – согласный звук, шипящий (так шипят гуси). Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко. Его нельзя произнести громко. И никогда этот звук не произносится мягко.
3.Артикуляционная гимнастика
Учим скороговорку: Шустрым мышонком шуршит тишина.
Дети определяют местоположение звука Ш в каждом слове скороговорки.
4. Физминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушаем.
Тише, тише. Высоко,
Прыгай на носках легко.
5. Игровое упражнение «Доскажи словечко»
6. Д/у «Волшебное заклинание».ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – шеши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша
шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша
ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш7. Знакомство с буквой Ш.а) показ буквы – Ш .
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
- Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.
8. Игровое задание «Чудесные палочки».
Выкладывание буквы Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?
- На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.
б) работа в тетрадях: - печатание букв Ш ш; - печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка; - звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»). 9. Анализ занятия в форме беседы - диалога по содержанию занятия.