Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе.Согласный звук Л (Л), буква Л. Звуковой анализ слова «лиса»
ННОД по развитию речи. Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе.
Воспитатель: Яковлева И.В.
Тема:
Согласный звук Л (Л), буква Л.
Звуковой анализ слова «лиса».
Цель: Познакомить с согласными звуками Л (Л), буквой Л.
Задачи:
учить точно, обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы;
развивать фонематический слух, внимание;
закреплять соотношение «звук - буква»;
развивать мелкую моторику руки;
пополнять активный словарный запас детей.
Пособия: картинка Лунтика, карточки с буквами, картинки лисы и лука. Раздаточный материал: «найди дорожку», полоски – слоги, карточка-поезд, простые карандаши.
Ход занятия
Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Давайте нырнем вместе с ним в пруд и поможем ему вынырнуть.
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).
Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем помогать ему узнавать все новое. Мы научим его подбирать в речи другие слова.
1.Игровое упражнение «Найди другое слово»
Педагог рассказывает детям:
-Папа решил сделать детям качели. Миша принёс ему верёвку. «Нет, эта верёвка не годится – она оборвётся». Миша принёс ему другую. «А вот эта ни за что не оборвётся».
- Какую верёвку сначала принёс Миша? (Тонкую, ветхую.)
- А затем? (Крепкую прочную.)
Папа делал качели летом, Но вот наступила зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лёд. Как сказать по - другому? (Прочный, нехрупкий)
Мороз крепчал (становился сильнее)
- Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом». Значит – сильный, стойкий человек.
2.Повторение пройденногоРебята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это? ( Буквы)
- Какая еще есть сестренка у буквы? (Звук)
- Чем буква отличается от звука?
(Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим)
Переворачивают лист и называют букву.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
3.Фонетическая зарядка
1.Как зовут кота – друга двух мышей? (Леопольд.)
2.В кого превратил свою дочь Василису Премудрую Кащей Бессмертный? (В лягушку.)
3.Кого из зверей, несмотря на хитрость и плутовство, в русской народной сказке называют «сестричка»? (Лису.)
4.Что бывает на земле после дождя? (Лужи.)
5.Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)
- Какой звук вы слышите в начале слова?
Где находится звук л в словах: полка, лампа, белка, стол, апельсин, липа, дятел, лейка, пол.4.Звуковой анализ слова ЛИСА
(У доски и индивидуально на карточках.) Сопоставление звуков в слове лиса и слове лук.
- Как вы думаете, почему лиса находится в зелёной рамочке, а лук в синей?
(в слове лиса звук л- мягкий, а в слове лук –твёрдый)
Знакомство со звуками Л (Л)
ФИЗМИНУТКА «Буквой Л расставим ноги»
Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске — руки в боки. Наклонились влево, вправо, влево, вправо... Получается на славу. Молодцы!
(Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.)
5.Знакомство с буквой Л
Педагог показывает детям картинку «На что похожа буква Л», сопровождая показ словами:
*Алфавит продолжит наш
Буква Л – Лесной шалаш.
*Люди, видите слона?
Хобот есть. Нога видна.
*Дрессировщик буквой машет.
Перед ним лошадка пляшет.
*Клоун с бантом стал гигантом.
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули –
Увидали букву Л. Показ буквы с помощью рук.
6.Игровые задания по карточкам
*Помоги лисе дойти до ёлки по дорожке из буквы л.
7.Анализ занятия
Чему мы сегодня научили Лунтика?
*Помоги лисе дойти до ёлки по дорожке из буквы л.
*Карточка местоположение звука
*Звуковой анализ слова лиса
Самоанализ открытой ННОД по развитию речи. Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе.
Воспитатель: Яковлева И.В.
Тема:
Согласный звук Л (Л), буква Л. Предложение.
Звуковой анализ слова «лиса».
Цель: Познакомить с согласными звуками Л (Л), буквой Л.
Задачи:
учить точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы;
развивать фонематический слух, внимание;
закреплять соотношение «звук - буква»;
развивать мелкую моторику руки;
пополнять активный словарный запас детей.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Приоритетная область – речевое развитие.
На каждый момент занятия были наглядные пособия и раздаточный материал, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.На физминутке использовалась музыка, которая дала эмоциональный настрой на последующее восприятие.Мотивация детей – спасение Лунтика была направлена на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива.Занятие включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности
Дидактическая деятельность воспитателя:Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей
Познанавательное развитие: Решение проблемных ситуаций «Поможем Лунтику вынырнуть» - дыхательная гимнастика, деление слов на слоги, вычленение звуков.
-Речевое развитие: Учила подбирать синонимы и антонимы к слову «крепкий» делить слова на слоги, вычленять звуки, познакомила с новыми звуками Л (Л), буквой Л.
Коммуникативная деятельность: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов синонимов и антонимов.
Физическое развитие: развивала двигательное воображение и координацию движений в физминутках.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, использование наглядного и раздаточного материалапомогло реализовать основную обучающую задачу.*В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.Создание проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Чему мы научили Лунтика?», чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. В связи с тем, что было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.