Рабочая программа по ИЗО для детей с тяжёлыми нарушениями речи 1 дополнительный класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 3 г. Сковородино
Рассмотрено на заседании ШМО №__________________
Руководитель ШМО____________________
______________________
Протокол №________________
от « »______________________2016г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________________Л.С.Ларина
« »_________________2016 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3г.Сковордино
__________________ Т.И. Голдынская
Приказ №_________________
« » _______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗО»
на 2016/2017 учебный год
Классы: 1(дополнительный) – 4
(ФГОС НОО обучающихся с ТНР, вариант 5.2, 1отделение)
Программу разработала:
Мельничук С.В.
№
Содержание
Страницы
I
Пояснительная записка
3
II
Общая характеристика учебного предмета
4
III
Место учебного предмета в учебном плане
10
IV
Ценностные ориентиры коррекционного курса
11
V
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
13
VI
Основное содержание коррекционного курса (подготовительный – 4)
15
VII
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
26
VIII
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
27
IX
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
28
Пояснительная записка
Программа адресована учащемуся 1 (доп.) по 4-й класс МБОУ СОШ №3 г.Сковородино
Рабочая программа по ИЗО начального общего образования составлена на основе:
Примерных программ начального общего образования по искусству. Сборник нормативных документов. Начальная школа. Изобразительное искусство. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. 3-е издание, стереотипное. М. Дрофа, 2009.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России №1598 от 19.12.2014 г.)
Приложение №5 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 г. (вариант 5.2.)
Проекта «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» от 30.03.2015 г.
Базисного годового учебного плана начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2.), I отделение.
Учебного плана МБОУ СОШ №3 г.Сковородино (приказ № от « » августа 2016 г. (ФГОС НОО обучающихся с ТНР).
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 «Об утверждении Сан.Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Обучение ведется по УМК под редакцией Б.М.Неменского:
Учебники:
Коротеева, Е.И. Избразительное искусство. Искусство и ты. 1-4 классы: учебники для общеобразовательных учреждений / Е.И. Коротеева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочие тетради:
Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь : 1-4 классы / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
Количество учебных часов: 168 ч, в неделю 1 ч.
Срок реализации рабочей учебной программы: пять учебных лет.
Уровень обучения: базовый.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание примерной программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образно- го пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача познакомить учащихся с компьютером как средством создания изображения, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
Изобразительное искусство как один из учебных предметов имеет важное значение для обучающихся с ТНР.
Изобразительная деятельность способствует сенсорному развитию обучающихся, их мышления и познавательной деятельности, формированию личности, обеспечивает богатые возможности для устранения недостатков развития.
В процессе обучения изобразительному искусству осуществляется эстетическое, нравственное и трудовое воспитание.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами;
усвоение элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
формирование умения самостоятельно выполнять сюжетные рисунки;
развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;
коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
умения находить в изображенном существенные признаки, устанавливать их сходство и различие;
развитие эстетических чувств и понимания прекрасного, способности наслаждаться искусством, раскрывать специфику художественно-образного отображения действительности средствами графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства;
ознакомление с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов, с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Изучение большей части учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций.
Программой предусмотрены следующие виды рисования: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование. Обучение этим видам изобразительной практической деятельности охватывает все учебные и коррекционные задачи.
Рисование с натуры способствует формированию у обучающихся умения внимательно рассматривать предметы, анализировать их форму, пропорции и конструкцию, определять соотношения между объектами изображения и т.д. В процессе рисования с натуры развиваются зрительное восприятие, внимание обучающихся, их воображение и творческое мышление.
Занятия по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 и даже 3 урока) и кратковременными (выполнение набросков и зарисовок в течение 10-20 минут). Как правило, наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока, но начиная со II класса, им посвящается весь урок.
Предметы для рисования с натуры в 1 (доп.) - II классах ставятся перед обучающимися во фронтальном положении. Объекты изображения, за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения обучающихся. Знакомя обучающихся с натурой, учитель прежде всего создает условия для ее эмоционального, целостного восприятия. Внимание обучающихся в основном направляется на определение и передачу общего пространственного положения, конструкции, цвета изображаемых объектов. Чтобы облегчить обучающимся передачу сходства с натурой, им предлагают изображать в натуральную величину предметы небольших размеров (листья, фрукты, игрушки, грибы и др.).
Со II класса обучающихся учат сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, проводить планомерный анализ этого предмета, в котором важное место занимает выявление общей формы. При этом используются обводящие по контуру движения рукой, которые затем повторяются в воздухе, а также соотнесение формы изучаемого предмета со знакомой геометрической формой («На что похоже по форме на круг или на треугольник?» и т.п.).
При анализе объекта для изображения внимание обучающихся обращают на вертикальные и горизонтальные линии, добиваются их правильного воспроизведения в изображении. Сопоставляя объект и рисунок, уже во II классе обучающимся показывают целесообразность использования некоторых вспомогательных линий (осевой линии, линии, обрисовывающей общую форму объекта и т.д.), а с III класса требуют их применения.
В последующих классах учебные задачи постепенно усложняются. Обучающиеся должны научиться более точно передавать форму изображаемых предметов, особенности их конструкции и пропорций, а также соблюдать целесообразную последовательность при выполнении рисунка.
Большое внимание при рисовании с натуры следует уделять показу рациональных способов изображения, обеспечивающих передачу в рисунке сходства с натурой. В 1 (доп.) - П классах для обучающихся с ТНР при рисовании таких трудных для изображения объектов, как человек, животное, птицы и др., наряду с планомерным анализом, вычленением геометрических форм, полезен показ доступного обучающимся простейшего способа изображения, отвечающего требованиям грамотного построения рисунка с натуры. В более старших классах способы изображения следует усложнять, вводить вспомогательные средства для более точной передачи в рисунке соотношения частей и конструкции изображаемых объектов.
При показе способа изображения нового и сложного объекта в 1 (доп.) - II классах допускается поэтапное рисование совместно с учителем (ученик рисует в альбоме, учитель - на доске).
Рисунки на темы выполняются по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивных особенностей объекта, пространственного положения, освещенности, цвета предметов, а также формируется умение выполнять рисунок выразительно. Необходимо поощрять самостоятельность обучающихся в выборе тем и их раскрытии, использование оригинальных композиций и техники исполнения.
В 1 (доп.) - II классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы обучающиеся смогли изобразить отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске (например, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя»).
В III - IV классах перед обучающимися ставятся простейшие изобразительные задачи правильно передавать зрительное соотношение величины предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Чтобы помочь учащимся припомнить образы ранее рассматриваемых предметов используются тесты, подобранные учителем и содержащие задания с описанием двух-трех предметов. Задания включают обозначение знакомого графического образа и воспроизведение известных пространственных отношений, отношений по цвету и величине.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающиеся рассказывают, что следует нарисовать, где, как и в какой последовательности.
Для обогащения зрительных представлений обучающихся используются книжные иллюстрации, таблицы с изображением людей и животных, различные репродукции, плакаты, открытки, фотографии.
В процессе рисования на темы осуществляется обучение способам передачи пространства (начиная с подготовительного класса) посредством формирования у обучающихся понятия об изломе пространства и границе излома (граница стены и пола, земли и неба), умений правильно размещать в рисунке предметы на поверхности пола или земли. В рисунках на темы целесообразно наряду с цветными карандашами использовать акварельные и гуашевые краски.
С целью повышения речевой активности обучающихся используются различные приемы (словесное описание структуры объекта, особенностей объектов, включаемых в тематический рисунок, определение последовательности работы над рисунком и т.п.).
У обучающихся 1 (доп.) - III классов предусматривается развитие умения видеть многообразие цветов, различать и составлять сложные оттенки цветов посредством смешения красок. В IV классе представления школьников о цвете расширяются.
Начиная с IV класса осуществляется ознакомление обучающихся с понятием «единая точка зрения» и развитие навыков передачи перспективного уменьшения формы и пропорций изображаемых предметов в зависимости от их положения по отношению к рисующему, изучается влияние света на цвет и приемы выделения объемной формы предметов средствами светотени и с помощью цвета.
Декоративное рисование - является одним из видов изобразительного искусства. Источником для данного вида изображения является многообразное народное искусство, в орнаментах которого отражается природа и национальная культура. Основное назначение декоративного рисования – это украшение самых разных предметов. Особенностью народного декоративного узора является ритмическое повторение тех или иных элементов рисунка.
На уроках декоративного рисования происходит знакомство с творчеством мастеров городецкой живописи, нижегородской резьбы, дымковской игрушки, травяного узора Хохломы. Обучающиеся осваивают в процессе обучения навыки свободной кистевой росписи и первоначальную технику изображения узоров.
В процессе обучения лепке обучающиеся работают с предметами, имеющими определенную форму и конструкцию, что обеспечивает взаимодействие двигательно-осязательных и зрительных ощущений.
Знакомятся с пластичными материалами (глина, пластилин и др.); с основными способами лепки (конструктивный, скульптурный, комбинированный), приемами соединения деталей (прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание).
На практической части урока обучающиеся выполняют работы в технике пластилиновой живописи (плоская рельефная и др.), процарапывания, из колец, лепка на форме, отпечатывание, а также заглаживание, декорирование приспособлениями и инструментами.
На занятиях в 1 (доп.) и I классах обучающиеся знакомятся с мягким материалом (глиной, пластилином и др.). Они узнают, что объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Знакомятся с предметной лепкой. Учатся превращать комочки пластилина в изображаемый предмет (лепка с натуры фруктов и овощей, жанр натюрморт).
Во II классе дети учатся лепить из куска пластилина, путем вытягивания и вдавливания, передавая композицию. Узнают, что изображения, созданные в объеме, тоже выражают наше отношение к миру.
В III классе обучающиеся лепят игрушки по выбору, знакомятся с видами игрушек, лепят посуду, определяя ее назначение, знакомятся с миром театра кукол (лепка дымковских коней и т.п.). Используют в работе декоративную лепку.
На уроках в IV классе значительно возрастает коллективная работа на уроке (лепка фигуры человека в движении, пропорции тела человека).
На занятиях аппликацией так же, как и на занятиях лепкой у обучающихся развивается способность изображать предметы и явления окружающего, выражать свои впечатления и замыслы.
Аппликация развивает декоративное чувство, способствует развитию колористического чувства и композиционных навыков, дает возможность перед наклеиванием попробовать по-разному разложить вырезанные фигуры и выбрать наилучший вариант их размещения. Занятия развивают воображение и фантазию, пространственное мышление, восприятие, способствуют раскрытию творческого потенциала личности и т.д. Для развития познавательных и творческих способностей обучающихся используются впечатления от прочитанных сказок, литературных произведений.
Аппликация состоит в изготовлении различных плоских изображений -узоров, орнаментов, рисунков, картин - путем вырезания и укрепления на поверхности разнообразных по форме, материалу, цвету и фактуре деталей или иных подобранных материалов (цветная бумага, ткани, кожа, соломка, береста, шпон и т.п.)
Для выполнения аппликации необходимо, чтобы обучающиеся овладели техникой складывания изображения из частей и наклеивания их, владели техникой самостоятельного вырезания формы предметов.
Занятия аппликацией в 1 (доп.) и I классах носят подготовительный характер. Формируется представление о различных видах используемого материала и способов их обработки. Детей обучают различать и понимать особенности различных видов аппликаций. Отрабатываются приемы коллективной творческой работы в процессе построения геометрического орнамента, оригами, «обратной» аппликации.
Во II классе обучающиеся учатся читать схемы выполнения изделия, работать с инструментами, выполнять аппликацию с использованием растительного орнамента различных видов его композиции, проводить анализ самостоятельной и коллективной работы.
На занятиях в III - IV классах обучающиеся выполняют декоративное панно в технике аппликации (оригами, плетение, обрывная аппликация, по контору). Работа выполняется как самостоятельно, так и коллективно.
В программе для каждого класса предлагается речевой материал, который обучающиеся должны усвоить в течение года: примерный перечень слов, словосочетаний, понятий, терминов.
Обеспечивается:
накопление слов, обозначающих материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, краски, бумага и др.), предметы, рисуемые на уроках (лист, чашка, гриб и др.);
накопление слов, обозначающих практические действия, связанные с изобразительной деятельностью (нарисовал, изобразил, рисую, нарисую; сотри, стираю...; работаю (красками), леплю, слепил, промакиваю и др.);
накопление слов, обозначающих мыслительные операции (наблюдать, рассматривать, сравнивать и др.);
накопление слов, обозначающих признак предметов: форму (квадратный, овальный, цилиндрический и др.); величину (большой, маленький, средний); цвет (красный, светло-зеленый, темно-синий и др.); фактура (гладкий, блестящий, шероховатый, прозрачный и др.); материал (стеклянный, деревянный, металлический и др.); состояние (мокрый, сухой, влажный и др.);
накопление слов, обозначающих протяженность направления, пространственное расположение (вертикально, горизонтально, наклонно (располагаться), направляться, находиться и др.) и т.д.
Целенаправленно проводимая словарная работа обеспечивает прочное усвоение обучающимися слов, словосочетаний и фраз, на основе которых достигается и усвоение изобразительной грамоты.
Содержание уроков изобразительного искусства взаимосвязано с содержанием уроков по другим учебным предметам (литературного чтения, развития речи, ручного труда и окружающего мира).
Выделяются три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного этапа обучения:
«Мир изобразительных (пластических) искусств;
«Художественный язык изобразительного искусства»;
«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
III. Место предмета в базисном учебном плане
В примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, поэтому в рабочей программе часы по темам распределены, ориентируясь на используемый УМК по изобразительному искусству, разработанный под руководством Б. М. Неменского, народного художника России, академика РАО и РАХ. Рабочая программа включает в себя все содержательные линии, все виды художественной деятельности и все дидактические единицы, из которых состоит Примерная программа по изобразительному искусству (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М,: Просвещение, 2010).
Согласно Базисному годовому учебному плану начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2.), I отделение, а также в связи с пролонгированными сроками обучения (1 (доп.) – 4 классы (всего 5 лет), на изучение курса «Изобразительное искусство» количество часов увеличивается – 168 часов.
1 (доп.), 1 классы – по 33 учебные недели, 2-4 классы по 34 учебных недели.
Сравнительная таблица распределения количества часов
№ п.п
Разделы примерной программы
Примерная программа
Рабочая программа
Рабочая программа по классам
Всего
Классы
1 (доп.)класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1.
Виды художественной деятельности
49
9
10
9
12
9
2.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
38
7
10
9
6
6
3.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
42
8
7
8
11
8
4.
Опыт художественно-творческой деятельности
39
9
6
8
5
11
5.
Резервное время
16
-
-
-
-
-
-
Итого:
135
168
33
33
34
34
34
IV. Ценностные ориентиры коррекционного курса
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат).
Приоритетная цель художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества;
восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;
умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
VI. Основное содержание коррекционного курса (1 (доп.) – 4)
Содержание уроков изобразительного искусства взаимосвязано с содержанием уроков по другим учебным предметам (литературного чтения, развития речи, ручного труда и окружающего мира).
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности».
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт.
Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
I. «Виды художественной деятельности»
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для воздания выразительного образа в соответствии поставленными задачами. Обра
·
·
·
·
·
·
·зы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народного искусства (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отраженной в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
«Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты)»
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятие: линия горизонта, ближе -дальше, дальше - меньше, загораживание. Роль контрастов в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д.. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
«Значимые темы искусства»
Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзаж разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношение к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран ( например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерихз К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.)
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов мира. Образы культуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека и традиционной культуры. Представление народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верованиях разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели, одежды, книг и игрушек.
«Опыт художественно-творческой деятельности»
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно- конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладения основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
1 (доп.) класс
Основное содержание учебного курса
Тема «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»» – 33 часа
Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Виды художественной деятельности (9 ч.)
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Мир полон украшений
Цветы. Красоту надо уметь замечать. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Все имеет свое строение.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты) (7 ч.)
Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия.
Значимые темы искусства (8 ч.)
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Домики, которые построила природа. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Опыт художественно-творческой деятельности (9 ч.)
Художники и зрители (обобщение темы). Украшения птиц. Объемная аппликация. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Дом снаружи и внутри. Строим город. Строим вещи.
Итого: 33 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся подготовительных классов должны знать/понимать:
что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета;
тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
уметь:
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, бумага);
пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
1-й класс
Основное содержание учебного курса
Тема «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»» – 33 часа
Цель темы показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться. Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе.
«Виды художественной деятельности» (10 ч.)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник лета. Сказочная страна. Времена года. Здравствуй, осень! Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
«Азбука искусства» (10 ч.)
Три основных цвета желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объёме. Выразительные возможности бумаги. Изображение и реальность. Постройка и реальность. Украшение и реальность.
«Значимые темы искусства» (7 ч.)
Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ.
«Опыт художественно-творческой деятельности» (6 ч.)
Изображение и фантазия. Украшение и фантазия. Постройка и фантазия. Неожиданные материалы (обобщение темы).
Итого: 33 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся 1 классов должны знать/понимать:
что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета;
тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
уметь:
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Первоклассник получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
2 класс
Основное содержание учебного курса
Тема «Искусство и ты» – 34 часа
Данная тема - важнейшая для данной концепции. Она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребёнка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.
Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
«Виды художественной деятельности» (9 ч.)
Пастель и цветные мелки, акварель - выразительные возможности. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы). Выражение характера человека в изображении: женский образ. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Образ человека и его характер, выраженные в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение намерений через украшения.
«Азбука искусства» (9 ч.)
Три основные краски создают многоцветие мира. Пять красок - всё богатство цвета и тона. Выразительные возможности аппликации. Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета «Борьба» тёплого и холодного. Цвет как средство выражения. «Глухие» и «звонкие» цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер.
«Значимые темы искусства» (8 ч.)
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Изображение и реальность. Украшение и реальность. Постройка и реальность. Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека через украшение.
«Опыт художественно-творческой деятельности» (8 ч.)
Выразительные возможности бумаги. Изображение и фантазия. Украшение и фантазия. Постройка и фантазия. Изображение природы в разных состояниях. Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы). Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. Обобщающий урок года.
Итого: 34 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся 2 классов должны знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении
3 класс
Основное содержание учебного курса
Тема «Искусство вокруг нас» – 34 часа
Одна из основных идей – приобщение к культуре своего народа, т.к. без этого нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней.
«Виды художественной деятельности» (12 ч.)
Театральные маски. Художник в театре. Театр кукол. Театральный занавес. Художник и цирк. Музеи в жизни города. Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Картина- пейзаж. Картина- портрет. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Исторические картины и картины бытового жанра. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников.
«Азбука искусства» (6 ч.)
Мамин платок. Обои и шторы в твоём доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Художник в театре. Афиша, плакат.
«Значимые темы искусства» (11 ч.)
Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Памятники архитектуры - наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Художник и цирк. Музеи в жизни города. Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях.
«Опыт художественно-творческой деятельности» (5 ч.)
Твои игрушки. Афиша, плакат. Что сделал художник в нашем доме. Что сделал художник на улицах моего города (в моём селе). Как художник помогает сделать праздник. Художник и зрелище.
Итого: 34 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся 3 классов должны знать/понимать:
знать:
новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
уметь:
работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
использовать элементарные приемы изображения пространства;
передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
иметь представление:
о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;
4 класс
Основное содержание учебного курса
Тема «Каждый народ - художник» – 34 часа
Целью художественного воспитания и обучения учащихся 4 класса является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Ценность каждой культуры – важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить учащимся. Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов. Возрастает значение коллективных работ. Значительную роль играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
«Виды художественной деятельности» (9 ч.)
Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Узорочье теремов. Многообразие художественных культур в мире. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание – великая тема искусства. Народные праздники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
«Азбука искусства» (6 ч.)
Образ красоты человека. Древнерусские воины-защитники. Все народы воспевают материнство. Образ традиционного русского дома (избы). Украшение деревянных построек и их значение. Деревня – деревянный мир.
«Значимые темы искусства» (8 ч.)
Древнерусский город – крепость. Древние города Русской земли. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Все народы воспевают материнство. Герои, борцы и защитники.
«Опыт художественно-творческой деятельности» (11 ч.)
Народные праздники. Древние соборы. Древний город и его жители. Праздничный пир в теремных палатах. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире. Герои, борцы и защитники.
Итого: 34 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся 4 классов должны знать/понимать:
что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери;
как в разные времена разные народы воспевали материнство;
что красота - это эстетическая и духовная категория;
лучшие черты характера бабушки, де душки;
что красота старости - в мудрости;
что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п., что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека;
что героическая тема в искусстве важна и занимает большое место;
о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов;
основные сюжеты и темы детства, юности.
уметь:
найти хорошее в повседневной жизни стариков;
изобразить любимых бабушку, дедушку;
изобразить старое дерево, животное, используя цвет, колорит;
изобразить мать и дитя;
самостоятельно изобразить маму (живописно);
изобразить рисунок с драматическим сюжетом;
создать эскиз на тему подвига;
изобразить радость детства с помощью коллективного коллажа;
выполнить коллективный коллаж, самостоятельно подобрать его сюжет, построить композицию.
VII. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1. Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4. Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) учащихся будут различны: устная, письменная, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольны художественно-практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др.
1. Активность участия.
2. Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческих работ.
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
IX. Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
основные виды и жанры изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремёсел России;
ведущие художественные музеи России.
уметь
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
IX. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебный методический комплект.
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12. 2012 №1067 )
Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:
Учебники:
1. Коротеева, Е.И. Избразительное искусство. Искусство и ты. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Коротеева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
2. Коротеева, Е.И. Избразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Коротеева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
3. Коротеева, Е.И. Избразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Коротеева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
4. Коротеева, Е.И. Избразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Коротеева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочие тетради:
1. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь : 1 класс / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
2. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь : 2 класс / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
3. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь : 3 класс / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
4. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь : 4 класс / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.
Методическая литература:
1). Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой, под ред. Б. М. Неменского.
Изд. « Учитель», Волгоград, 2008 г.
2). Л. Ю. Бушкова Поурочные разработки по изобразительному искусству, 2 класс. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», М.: ВАКО, 2009
3). Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой, под ред. Б. М. Неменского.
Изд. « Учитель», Волгоград, 2008 г.
4). Л. Ю. Бушкова Поурочные разработки по изобразительному искусству, 3 класс. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», М.: ВАКО, 2009
5). Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой, под ред. Б. М. Неменского.
Изд. « Учитель», Волгоград, 2008 г.
6). Л. Ю. Бушкова Поурочные разработки по изобразительному искусству, 4 класс. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», М.: ВАКО, 2009 г.
Дополнительная литература:
1. Дорожин Ю. Городецкая роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003;
2. Дорожин Ю. Хохломская роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003
3. Дрофеев Ю. Русский народный праздничный костюм. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез»,2003;
4. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
5. История искусства для детей. Живопись. – М.: Изд-во «РОСМЭН», 2004;
6. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
7. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
8. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
9 Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
10. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
11. Энциклопедия для детей . Искусство. Т I, II, III. - М.: ООО «Аванта+», 2006;
12. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
13. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Цифровые образовательные ресурсы:
Компьютерные презентации;
1. «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
2. «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
3. «Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
4. «Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
5. Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
6. Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
7. «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
8. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
9. Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Интернет – ресурсы:
1. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Виртуальный музей искусств [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Академия художеств "Бибигон"[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Авторские программы и разработки уроков
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Учительский портал
9 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Шедевры зарубежных художников
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Уроки рисования
Наглядные пособия:
1. Репродукции картин.
2. Портреты русских и зарубежных художников.
3. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
4. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
5. Схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, птиц, человека.
6. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
7. Альбомы с демонстрационным материалом.
8. Дидактический раздаточный материал.
Материально-технические средства:
Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, персональные ноутбуки,
образовательные ресурсы (диски).
Учебно-практическое оборудование:
Краски акварельные, гуашевые.
Тушь.
Бумага А-4.
Бумага цветная.
Фломастеры.
Восковые мелки.
Кисти беличьи, кисти из щетины.
Емкости для воды.
Пластилин.
Клей.
Ножницы.
Модели и натурный фонд:
Муляжи фруктов и овощей.
Гербарий.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые геометрические тела.
Керамические изделия.
Предметы быта.
Оборудование класса:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Стенды для вывешивания иллюстрационного материала.
Методическая литература:
1). Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой, под ред. Б. М. Неменского.
Изд. « Учитель», Волгоград, 2008 г.
2). Л. Ю. Бушкова Поурочные разработки по изобразительному искусству, 1 класс. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», М.: ВАКО, 2009
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143115
ъђЗаголовок 2€ђЗаголовок 315