Личностно-ориентированный классный час в системе воспитания школьников (
Личностно-ориентированный классный час в системе воспитания школьников
Современная жизнь с её социально-экономическими реалиями требует высокоорганизованных, инициативных и предприимчивых молодых людей. Поэтому выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, должны быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию.
Педагогическим кредо в системе воспитания школьников каждого педагогического коллектива должны стать слова Василия Александровича Сухомлинского: «Нужно осторожными прикосновениями пробуждать и утверждать волевые силы ребёнка, побуждая его думать о себе, видеть и оценивать себя. И самое главное верить в себя».
Стремительно завоёвывают образовательное пространство России личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания, которые и обеспечивают развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
Личностно-ориентированный подход – это общепедагогическая технология, которая даёт возможность обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы:
· идею развития личности;
· общечеловеческие принципы гуманизма;
· идею демократизации педагогических отношений;
· углубление индивидуального подхода;
· идею активизации учащихся.
Шаг за шагом, действие за действием – и становятся более отчётливыми наши представления о характерных чертах личностно-ориентированного классного часа. Вот наиболее яркие отличия его от традиционного классного часа.
Если при традиционном классном часе целевые установки связаны с усвоением учащимися принятых в обществе ценностей, образцов поведения, то личностно-ориентированный классный час связан прежде всего с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа её жизнедеятельности.
Если при традиционном классном часе тему и содержание чаще определяет сам педагог, то при личностно-ориентированном классном часе содержание является личностно значимым, так как в определении темы и содержания наряду с педагогом участвуют учащиеся и их родители.
При личностно- ориентированном классном часе учащиеся являются полноправными организаторами, акцент делается на активном участии каждого ребёнка. В то время как при традиционном классном часе главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель.
Если при анализе и оценке эффективности традиционного классного часа обращается внимание на объём информации, передаваемой детям, то при анализе эффективности личностно-ориентированного классного часа в первую очередь учитывается обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение информации, влияние на развитие его творческих способностей.
Проведение таких классных часов требует серьёзной предварительной подготовки. Необходимо выявить интересы детей, сформировать рабочие группы, определить форму и место проведения, поставить целевые установки, обеспечить эмоционально-психологический настрой и мотивационную готовность ребёнка к участию в коллективной деятельности. Следует обратить внимание на то, что при подготовке особенно учитывается целевая направленность классного часа. Классный час строится так, чтобы ребёнок был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа- самооценки. Здесь наиболее успешными являются такие методы как метод социологического опроса, метод мозгового штурма, метод незаконченного предложения, задания самому себе. Данные приёмы дают возможность классному руководителю как освещать проблемы, интересующие детей, так и выполнять социальный заказ родителей. Такой классный час носит не назидательный характер, а является личностно значимым для каждого ученика, а значит, и более результативным.
Несмотря на то, что в положениях личностно-ориентированного подхода звучат мотивы доброты и мягкости, любви и уважения, следует предостеречь от крайностей: нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, заискивание или панибратство с учащимися. Должна соблюдаться индивидуальная мера положительного стимулирования: одному ребёнку необходима нежность, ласка, другому – одобрение, деловое уважение, доверие. Если у ребёнка положительная Я-концепция, то учитель может действовать по максимуму: максимум требований – максимум уважения. Однако, при чрезмерной похвале, излишнем выделении успехов такого ребёнка на фоне других самооценка его может стать завышенной. Поэтому не перехвалите! Учащиеся с отрицательной Я-концепцией требуют максимума внимания, так как они склонны к психологической изоляции, застенчивости, уходу
·от действительности.
Хочется отметить, что форма и место проведения таких классных часов могут быть различны. На первых этапах освоения данной методики особенно успешно классные часы проходят в форме мастерской общения, которые проводятся непосредственно в классном кабинете. В последующем, учитывая пожелания детей и особенности избранного содержания, это могут быть дискуссия в актовом зале, игра-путешествие – в музее, в библиотеке или на экологической тропе, диагностическая игра как в классном кабинете, так и на лесной поляне.
При составлении личностно-ориентированного классного часа необходимо искать ответы на следующие вопросы:
Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально- психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?
Кто из учащихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?
Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?
В результате этого у учителя появится сценарный план проведения предстоящего классного часа.
Можно отметить, что наиболее успешно проходят классные часы на такие темы, как «За что меня можно любить», «Считаешь ли ты себя культурным человеком?», «Я чувствую себя счастливым, когда...», «Кому нужна моя помощь?», «От чего зависит настроение», «Все ли мои привычки мне на пользу?», круговая беседа-представление «Я и мои таланты», час нравственного разговора «Что такое хорошо» и другие.
Каждая четверть начинается с классного часа на тему «Задачи на новую учебную четверть», где мы учим детей как анализировать результаты учебной деятельности, так и ставить цели, искать пути их достижения. Для этого используется методика «Задания самому себе». Берётся чистый лист бумаги, учащийся вписывает предмет, ставит полученные отметки за четверть, затем получает задание подумать, какую отметку он постарается получить по конкретному предмету в следующей четверти и что для этого надо предпринять. Дети самостоятельно думают, решают. Всё это каждый складывает в свой конверт и передаёт классному руководителю на сохранение. Возвращается конверт через две недели после окончания следующей четверти, к нему добавляется открытый дневник и чистый листок. На листке снова задание: «Проанализируй, что получилось или не получилось и почему. Что необходимо делать дальше?» Опять каждый самостоятельно оценивает себя, делает выводы и предлагает пути решения возникшей проблемы. Классный руководитель выходит на диагностику внимания, памяти, мышления, воображения и проводит серию классных часов по данной проблеме. Это не назидание, это классные часы тренинга, деловые игры и просто игры, развивающие память, мышление, внимание. Работы – непочатый край. Всё ещё в будущем. Но благодаря диагностике каждый ученик постепенно познаёт и совершенствует самого себя (по крайней мере, это цель нашей работы). Учитывая методику личностно-ориентированного подхода к воспитанию, стараемся анализировать деятельность каждого только в сравнении с самим собой.
Итак, личностно-ориентированный подход учитель может реализовать, если будет придерживаться следующих правил:
Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё.
Организовать «атмосферу успеха», помогать детям обретать уверенность в своих силах и способностях.
Исключать принуждение, не выделять отставание и другие недостатки ребёнка, а устранять их, не нанося ущерба личному достоинству учащегося.
Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих.
Завоёвывать уважение и доверие учеников.
Как скоро может быть осуществлён переход к модели личностно- ориентированной школы? Это процесс достаточно длительный и зависит он от нас с вами. Для создания личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен не только освоить технологию его организации, понять и принять идеи, принципы личностно- ориентированного подхода, он должен верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности в стимулировании и поддержке внутренних сил учеников, что позволит им стать конкурентноспособными, найти достойное место в обществе.
Познай себя, мой маленький друг,
Узнай друзей и мир вокруг.
Расти человеком! Я помогу.
К добрым делам тебя поведу.
Фролова Любовь Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6 г. Воронеж,
Почётный работник общего образования РФ