Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК Перспектива (2 класс)
























Окружающий мир (70 ч)
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая
Сокращения, принятые в данном планировании: Ф – фронтальный, И - индивидуальный

п/п
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контро-
ля
УУД
Дата
по
плану
Дата
По факту

1
Вселенная, время, календарь




Мы – союз народов России





16ч





1
Познакомить детей с учебником, рабочей тетрадью. Формировать представление о многообразии субъектов Российской Федерации республиках, краях, областях, городах федерального значения;
углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве;

Знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети;
находить и показывать субъект на политической карте России; называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности;
определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса.
Ф, И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты




2











Мы жители

Вселенной
1
Формировать представление о строение Вселенной; о планетах и порядке их расположения в Солнечной системе;

Знать в общем виде строение Вселенной;
называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы;
перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров;
узнавать небесные тела по описанию.
определять взаимосвязь Земли и Вселенной;
рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны;
анализировать схему в учебнике;
рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве;
сравнивать размеры планет;
Ф, И
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
- освоение личностного смысла учения;
-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.




3




















Наш космический корабль  Земля
1
Формировать представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;
изучить устройство компаса; научить определить стороны горизонта (действуя по инструкции);
по своим представлениям рисовать Землю наш космический корабль; формировать умение
анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;
иметь представление о форме Земли, глобусе;
знать устройство глобуса и условные обозначения на нем.
находить на глобусе океаны и материки;
определять их названия и число;
находить на глобусе нашу страну;
определять материк, на котором она расположена;
изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички

Уметь определять стороны горизонта;
находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта; уметь определять по схеме способ обозначения сторон горизонта;
знать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); уметь
зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.;
применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради;
осуществлять самопроверку; уметь
работать в паре предлагать маршрут кругосветного путешествия.
находить на глобусе океаны и материки;
определять их названия и число;
находить на глобусе нашу страну;
определять материк, на котором она расположена;

Ф, И
-планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.




4










Наш космический корабль  Земля
1
Наблюдение за природой
родного города.
Деревья, кустарники, травянистые растения.
Учить наблюдать за окружающей природой, строениями в районе школы, воспитывать бережное отношение к окружающему.
Ф
-наблюдать
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
-высказывать свою точку зрения на события
- участвовать в диалоге
-слушать и понимать других



5
Время



1


Определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее;
изучать устройство часов, определять время по часам. Выделять приметы времени.

Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт;
иметь представление о понятии «единицы измерения времени»;
перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;
рассказывать о старинных и современных часах;
объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы;
предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее;
обосновывать своё решение;
определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий;
моделировать время на часах;
сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.


оценка работы группы,

И
- освоение личностного смысла учения;
осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;
понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.
- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде
взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания;




6
Сутки и неделя
1
Формировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;.
.

Уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени  сутки и неделю;
определять количество дней в неделе;
называть дни недели, выстраивать их последовательность.
Выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи);
моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации;
участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь»;
находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи;
составлять фоторассказ о своей жизни за неделю;
писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье.

Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
-осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего



7

























Месяц и год
1
Формировать представления о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца;

Уметь давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему;
выстраивать правильную последовательность месяцев года;
осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце.
устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;
представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев;
проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества;
прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления;
моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации;
отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами;
наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков.

Ф , И
- освоение личностного смысла учения;
-осознание важности наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развитие творческого воображения детей в процессе наблюдения за природой в
течение года.




8








Времена года
1
Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;
объяснять причины смены времён года.

Уметь объяснять причину смены времен года с помощью схемы;
называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;
перечислять времена года в правильной последовательности;
называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;
понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге.
придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком;
инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года;
наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края;
выявлять среди них специфические сезонные явления;
подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы.

Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.




9
Погода
1
Формировать умение конструировать определение понятия «погода»;
различать виды термометров и пользоваться каждым из них;

Уметь
измерять температуру;
записывать показания термометра;
узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради.
сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике;
рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды;
сравнить различные виды термометров;
объяснять назначение метеорологических приборов;
осуществлять самопроверку.
Уметь работать в группе, выполняя доброе дело на общую пользу и радость (вежливо обратиться за советом и помощью, попросить поделиться необходимым материалом, поблагодарить за помощь и предложить свои услуги); определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества.
Ф И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
-понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами.




10
Календарь хранитель времени, страж памяти.
1
Формировать умение ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;
находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких;

Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.
Сравнивать календари разных типов;
обсуждать правила пользования ими;
сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях.
понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры;
понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира;

Ф , И
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
-осознавать необходимость уважать чужие традиции
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки




11
Красные дни календаря
1
Формировать умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике. Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.


Уметь описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе);
иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией);
определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками
Ф , И
- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
- освоение личностного смысла учения
- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «Родина».



12
Народный календарь.
1
Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края;
определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;
наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.
Соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;
проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;
сравнивать результат с прогнозом метеорологов;
отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды;
сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Ф , И
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты




13











14


15




16









Экологичес-
кий календарь.










За страницами учебника.

Экскурсия




Обобщающий урок по разделу
«Вселенная, время, календарь»

1











1





1
Формировать понятие об экологии –как науки об охране природы;
Познакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.




Наблюдение за живой, неживой природой
Иметь представление об экологии; высказывать предположения о том, что такое экология;
находить в тексте учебника определение экологии как науки;
рассказывать по рисунку учебника о природе нашем зелёном доме;
выражать своё отношение к природе в собственном рисунке;
вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате;
в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года);
подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.

Ф

И
-понимать задачи экологии как науки экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы;
воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты




17









18









Осень

Осенние месяцы








Осень в неживой природе
18

1









1
Формировать представление о народных названиях осенних месяцев. Познакомить со старинными осенними праздниками народов России, с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края.
Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности
жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений
искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге
в совместном сезонном посильном труде; называть те черты
в судьбе и произведениях художников, которые вызвали
эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Сочинять устный рассказ по картине.
Ф , И
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки








19
















Экскурсия
Осенние изменения в природе
1
Формировать представление об осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия, особенностях ранней и поздней осени.
Уметь понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки,
моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться
к наблюдениям за изменениями погоды.

Ф
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- самостоятельно делать выводы
-наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдения в таблицах сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.




20










Народные праздники в пору осеннего равноденствия
1
Познакомить детей с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздники земледельцев, охотников и оленеводов.
Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.
Соотносить текст и иллюстрации учебника. Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников
осеннего равноденствия у разных народов, определять их
главный нравственный смысл благодарность природе;
творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни
Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-уметь работать в паре

- освоение личностного смысла учения



21







Звездное небо осенью
1
Познакомиться с созвездиями Большая
Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. Представить красоту и таинственность звёздного неба.
Понимать что звезды, как и
Солнце, сгустки раскаленных газов; Знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;
Ф , И
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы



22










Трава у нашего дома
1


Познакомить детей с наиболее распространёнными травами: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, с их особенностями и значением для человека.
Уметь понимать причины пожелтения
травы осенью; научиться распознавать травы с помощью
атласа-определителя. Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью.
Ф , И
- освоение личностного смысла учения
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- самостоятельно делать выводы



23
Старинная женская работа
1
Познакомить с важнейшим старинным женским трудом –работа со льном и его значением в жизни народов России.
Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; уметь выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе.дети стараются
определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучить лоскуты ткани на ощупь и уметь назвать известные
ткани и описать словами те из них, которые понравились (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая.
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-уметь работать в группе





24












Деревья и кустарники осенью

1
Понимать причины листопада;
познакомились с вечнозелеными хвойными растениями
средней полосы России; продолжают развивать навыки
работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.
Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью.
Ф , И
- освоение личностного смысла учения
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников




25













Чудесные цветники осенью
1
Познакомить с растениями цветника , клумб, цветущих осенью.
Знать цветы в цветниках города и в собственном саду
осенью; понять, что выращивание цветов большой труд на радость людям.
Узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе.
Ф , И
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-уметь работать в паре




26















Грибы


1
Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со
строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.
Сравнивать грибы по внешнему виду , с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.
оценка работы группы,
И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания





27













Шестиногие и восьминогие
1
Познакомить с насекомыми и пауками и с осенними изменениями в их жизни. Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.
Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Рассказывать о разнообразие насекомых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть.
Ф , И
Познавательные
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников




28






Птичьи секреты
1
Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться
различать перелетных и зимующих птиц
Узнавать на рисунке изученных птиц, Классифицировать их (перелётные, зимующие). Приводить примеры: перелётные, зимующие.
Ф , И
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы



29





Как разные животные готовятся к зиме
1
Понять как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.
Уметь устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных.
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .




30

















Невидимые нити в осеннем лесу
1
Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.
Уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Моделировать связи восеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем.
Ф , И
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников




31



Осенний труд
1
Продолжить знакомство с многообразием осенних работ в городах и в сёлах в старину и в настоящее время.
Знать некоторые виды работ,
выполняемых осенью с культурными растениями и домашними живот-ными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.
Ф , И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)






32








33









Будь здоров!








ОБЖ. Опасные игры
1










1
Повторить и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период. Познакомить с особенностями ЗОЖ в культуре народов своего края.
Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить
товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих
для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры
народов своего края); уметь контролировать во время игры
свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.
Ф , И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- освоение личностного смысла учения




34







Охрана природы осенью





1




Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.
Знать правила охраны природы осенью. Защищать и охранять природу.

Ф







И
- освоение личностного смысла учения
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки




35


















Зима
Зимние месяцы
16
1
Учить различать признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев;
учить описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя
выразительные средства родного языка;
называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые
вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Уметь находить признаки зимних явлений природы в названиях зимних месяцев;
.
Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки



36











Зима время науки и сказок
1
Познакомить с некоторыми зимними народными приметами на погоду;
Формировать умение объяснить, чему учат народные сказки, рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.
Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат сказки, как в них оцениваются такие ка-
чества, как скупость, жадность, хитрость;
Ф , И
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
- освоение личностного смысла учения;
- ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга»



37










Зима в неживой природе
1
Пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);
запомнить дату зимнего солнцестояния
(22 декабря) и день

Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями;
Ф , И

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты



38



39




Экскурсия
Зимняя
природа

Звездное небо зимой

1



1
Учить ориентироваться по Полярной звезде, определять созвездия Малая Медведица и Орион.

Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и
Полярную звезду; знать правила ориентирования по Полярной звезде.

Ф
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
- освоение личностного смысла учения



40














Зима в мире растений
1
Познакомить со способами определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам, формироватьпред-
ставление о жизни
растений в зимнее время
Уметь определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам,
уметь соотносить зимние погодные явления и состояние природы зимой.

Ф , И
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде



41













Зимние праздники
1
Познакомить с особенностями народных обычаев рождественского праздника в странах, обычаем украшать ель
Знать особенности народных обычаев рождественского праздникаПонимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского празд-
ника, а затем закрепился как новогодний обычай
Ф , И

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, фак
ты,узнавать о старинных традициях зимних праздников и посиделок,
сочетающих труд и развлечения,изучать страницы Красной книги



42




Растения в домашней аптечке
1
Учить определять
Лекарственные растения
По описанию и определять, какие части их используют для лечения;
познакомить с лекарственными растениями в домашней аптечке,
привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях
Уметь называть несколько
лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.
Знать,какие лекарственные растения должны присутствовать в домашней аптечке.
Ф , И
- освоение личностного смысла учения;
- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты



43









Зимняя жизнь птиц и зверей.
1
Познакомить с образом
жизни и питания зимующих птиц;
формировать знания о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.
Уметь определять невидимые связи между растительным и животным миром
Знать животных и птиц ,занесённых вУсвоить образ жизни и питания зимующих птиц;
Ф , И
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
- освоение личностного смысла учения



44












Невидимые нити в зимнем лесу
1
знакомить с взаимосвязями между растениями и животными в зимнем лесу;
учить приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.
Оформлять невидимые связи животного и растительного мира
Уметь определять по внешнему виду
охраняемых животных
Ф , И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку



45
Встреча зимы с весной
1
Познакомить со старинным календарём народов мира,с тем, что февраль был не вторым,
а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;
показать, как можно приготовить подарок старшим родственникам наМасленицу
(или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.
Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым,
а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;
знать, когда в народе отмечали первую встречу весны;
уметь приготовить подарок старшим родственникам на
местный праздник февраля
Ф , И
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы



46














Зимний труд
1
Познакомить с особенностями ухода зимой за растениями и животными;
Учить понимать необходимость поддержания порядка на улице;
Учить выращивать в домашних условиях витаминные растения для поддержания здоровья в зимнее время
Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи
разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; усвоить необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 12 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- освоение личностного смысла учения



47
Будь здоров!
(ОБЖ. Как вести себя на реке зимой)
1
Познакомить с правилами здорового образа жизни в зимний период;
товарищу правила 23 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);
учить контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой
Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить
товарищу правила 23 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);
уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой
Ф , И
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
Выполнять учебные действия в соответствии с планом



48


49







50



Охрана природы зимой

За страницами учебника. ОБЖ. Уроки Айболита. Первая медицингская помощь

Обобщающий урок по разделу «Зима»

1

1








1
Познакомить с правила ми охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу не оставлять после себя мусор.
Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц;
знать особенности жизни зимой 23 диких животных. .
Ф








И

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников




51



Весна и лето
Весенние месяцы
18
1
Учить находить признаки весенних явлений природыПознакомить с особенностями
жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
провести наблюдения за погодой 14 марта
для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.
Уметь находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности
жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев
Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
- освоение личностного смысла учения



52










Весна в неживой природе
1
Наблюдение за природой
весной.
Понять причины потепления весной;
усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.
Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления;
Ф
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку




53


















Весна утро года
1
Познакомить с тем, почему
многие народы России и мира символически представляют
весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования
нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;
учить изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).
Уметь объяснить, почему
многие народы России и мира символически представляют
весну в образе птицы;
Знать общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования
нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;
уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).
Ф , И
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки




54







55




Звездное небо весной.






Экскурсия «Весенняя природа»
1







1
Познакомить с положением весной
созвездий Большая Медведица, Малая Медведица;
научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
Наблюдение за природой
весной.

Знать положение весной
созвездий Большая Медведица, Малая Медведица;
уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
Ф , И
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы



56











Весеннее пробуждение растений

1
Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;
научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.
Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;
уметь любоваться первоцветами и стремиться беречь их
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников




57












Чудесные цветники весной
1
Познакомить с названия ми культурных растений весенних цветников,
учить находить их в атласе-определителе; учить любоваться весенними цветниками,
учить стремлению самому участвовать в создании таких цветников
Знать названия культурных растений весенних цветников,
уметь находить их в атласе-определителе;

Ф , И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку



58







Весна в мире насекомых
1
Учить любоваться красотой бабочек, а не ловить их;
Учить понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; Учить понимать взаимосвязь насекомых и птиц.
. Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; Знать,в чём полезность пчел, ос, шмелей и муравьев;
Знать,в чём состоит взаимосвязь насекомых и
птиц.
Ф , И

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки



59













Весна в мире птиц и зверей
1
Познакомить с весенними изменениями в жизни птиц и зверей.
Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.
Ф , И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;



60








Невидимые нити в весеннем лесу
1
Познакомитьсо взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу;
Учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.
Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.
Ф , И
- освоение личностного смысла учения
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки



61
















Весенний труд

Учить различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,
«Кто спит весною, плачет зимою»;
учить проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде , ориентируясь на народные приметы .
Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;
уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,
«Кто спит весною, плачет зимою»; Знать,как проводятся наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.
Ф, И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы



62














Старинные весенние праздники
1
Учитьвыразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; познакомить с тем, как
оформлять рамочки для фотографий.
Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе;
Знать,как
оформлять рамочки для фотографий своей и друга.
Ф, И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы



63
Будь здоров!

Познакомить с правилами здорового
образа жизни в весенний период;
учить объяснять товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр,
подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой
культуры народов своего края);
учить контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.
. Знать правила здорового
образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр,
подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой
культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой
Ф , И
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
Проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни;



64














65
Охрана природы весной














ОБЖ. Опасные встречи в лесу
1
















1
Раскрыть роль природы , учить детей замечать и ценить ее, продолжать прививать любовь к родному краю, стремление украсить его.
Формировать представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показать, как младшие школьники могут охранять природу, учить оценивать поступки человека по отношению к природе.
Стимулировать бережное отношение к природе.
Знать, что природа это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.
Понять необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе.Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор
и т. д.

Ф



















И
- понимать точку зрения другого;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;



66



















Лето красное

ОБЖ. Как не заблудиться в лесу
1
Учить находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать
красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
называть те черты в судьбе и произведениях
художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.
Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; Уметьописывать
красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
знать называния
тех черт в судьбе и произведениях
художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся
Ф , И

- освоение личностного смысла учения
- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «желание понимать друг друга», «терпение», «настоящий друг», «справедливость»
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы



67












68
Летние праздники и труд










Экскурсия в лес
1












1
Учитьвыразительно читать стихотворение
Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;
перечислять летние дары природы своего
края.
Уметь выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека;
знать как разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;
знать летние дары природы
своего края.
Ф
- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку



69-70

Повторение изученного

3
Обобщение и систематизация полученных знаний по изученным темам

Ф, И





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 815