Изготовление студентами атрибутов игр для детей дошкольного возраста.
Тема: Изготовление студентами атрибутов игр для детей дошкольного возраста.
Актуальность темы. Полноценная реализация человеком своих сущностных сил и способностей в процессе жизнедеятельности зависит от ряда факторов, среди которых, с одной стороны, заложенный в человеке от природы творческий потенциал, а с другой стороны, целенаправленное и систематическое образование, протекающее в том числе и под руководством специально подготовленных педагогов. При этом считается, что успешность такого организованного образования определяется, во-первых, временем его начала, во-вторых, способом его организации, в-третьих, уровнем природного потенциала индивида и степенью его учета в процессе образования и, в-четвертых, уровнем профессиональной подготовки педагога, осуществляющего образовательный процесс. Обширный педагогический опыт свидетельствует о возможности целенаправленного образования и развития человека практически в любой период его жизни в силу наличия у него прирожденного творческого потенциала, который и обусловливает эту возможность. Данное положение позволило нам поставить задачу развития творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, обязанных согласно квалификационной характеристике обеспечивать развитие творческого потенциала своих воспитанников.
В Российской Федерации первоначальное систематическое и организованное образование дети дошкольного возраста имеют возможность получать в дошкольных образовательных учреждениях. И здесь же может обеспечиваться наиболее раннее, специально организованное развитие их творческого потенциала. Следовательно, воспитатели дошкольных образовательных учреждений должны быть определенным образом подготовлены к решению данной задачи, что согласно принципу перспективности может быть обеспечено только при условии развития их собственного творческого потенциала.
Понятие «потенциал» как предмет исследования привлекает внимание ученых из различных областей знания: философии, социологии, экономики, политологии, психологии, эстетики и др. Среди многочисленных работ, посвященных проблеме потенциала, нас интересуют те, которые ориентированы на изучение потенциала человека. Ученые считают, что сложившаяся на планете ситуация требует усиления роли человеческого фактора в решении насущных социально-экономических, политических и культурных проблем. Поэтому изучение человеческого потенциала в общем и творческого потенциала человека в частности становится в настоящее время одним из приоритетных научных направлений, так как, во-первых, человеческий потенциал является существенным резервом человеческой цивилизации, актуализация которого может резко повысить качество любых
общественных реформ; во-вторых, творческий потенциал, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы человека, выступает тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества; в-третьих, только реализация творческого потенциала может обеспечить возможность появления у человека либо нового знания, либо нового уровня уже имеющегося знания; в-четвертых, только человек с динамичным творческим потенциалом может быть творцом и может воспитывать творцов, способных не только овладеть накопленным общественным опытом, но и обогатить его.
В современной науке проблема развития творческого потенциала человека разрабатывается достаточно активно. Исследованию различных аспектов творческого потенциала посвящены работы Т. Г. Браже, A. Л. Гайжутиса, В, И. Гинецинского, С. Г, Глуховой, Е. А. Глуховской,С. Р. Евинзон, М. С. Кагана, Е, В. Колесниковой, В. В, Коробковой,П. Ф, Кравчука, Ю. Н. Кулюткина, М. О. Мартынюка, М. Г. Мерзляковой, B. Ф, Овчинникова, Г. Л. Пихтовникова, Я. А. Пономарева, Т. А. Ратт,В. Г. Рындак, Н. Д. Ряховских, А. П. Тряпициной, А. К. Уразовой,Е. Л. Яковлевой, FT М. Яковлевой и др. При этом наибольший интерес для нас представляют те исследования, которые ориентированы на систему образования и развитие творческого потенциала учащихся.
Исследованию проблемы развития творческого потенциала учащихся школ и студентов в процессе учебно-познавательной деятельности посвящены работы С. Г. Глуховой, Е. А. Глуховской, В, Вг Коробковой, П. Ф. Кравчука, Т. А, Ратг, А, Г, Уразовой и др. С. Г. Глухова в своем диссертационном исследовании рассматривает развитие творческого потенциала младших школьников; Е. А. Глуховская - развитие творческого потенциала старшеклассников; В. В. Коробкова - формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала; П. Ф. Кравчук исследует проблему формирования творческого потенциала студентов в системе образования; Аг Г, Уразова - разрабатывает проблему педагогического управления развитием творческого потенциала подростков и юношей в процессе учебной деятельности. Все эти работы связывает между собой два момента: во-первых, аналитический подход к исследованию творческого потенциала как к природной характеристике любого человека, присущей каждому, хотя и в различной мере; и, во-вторых, нацеленность авторов на выявление, отбор и создание условий для работы с особо способными, одаренными и талантливыми учащимися и на раскрытие и развитие творческого потенциала любого учащегося в той мере, в какой он ему присущ.
Однако исследования, посвященные развитию творческого потенциала студентов педагогического техникума: во-первых, как специфической социальной группы и, во-вторых, как будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, практически отсутствуют, в то время как дошкольная педагогическая практика показывает, что проблема творческого развития дошкольников, и в том числе развития их творческого потенциала, является в настоящее время достаточно актуальной и обусловливается, во-первых, социальным заказом общества к сфере среднего педагогического образования, то есть потребностями современного общества в специалистах (воспитателях) с высоким уровнем творческого развития, что связано также с появлением в последнее годы дошкольных образовательных учреждений разного типа. Во-вторых, индивидуальными запросами родителей, желающих развития творческих возможностей детей в различных областях деятельности. В то же время, по мнению ряда ученых-педагогов (Г. Г. Григорьевой, Н. Н. Дьяченко, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, В. С. Мухиной и др.), выполнение обозначенного заказа на современном этапе развития системы.
Модернизация дошкольного образования, введение федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проекта профессионального стандарта педагога ставят задачу обновления содержания подготовки будущих педагогов дошкольного образования, использования современных образовательных технологий, отвечающих потребностям современного общества, уровню культуры.
Необходимыми условиями формирования гармонически развитой личности, по мнению Л.В.Куцаковой, являются достаточно высокий уровень общей культуры, творческого потенциала, эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. У современных детей наблюдается низкий уровень способности к сюжетно-ролевой игре, недостаток наблюдательности, творческой направленности, неумение занять себя в свободное время, возросли доля агрессивности у детей дошкольного возраста, неумение разрешать простейшие конфликты в среде сверстников, часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это театральное творчество. О.А.Куревина считает, что раскрытию внутренних качеств личности и самореализации творческого потенциала ребенка в наибольшей степени способствует синтез искусств. Современный этап развития общества и образования характеризуется повышением требований к подготовке педагогов дошкольного образования. Модернизация образовательной системы предполагает формирование профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе, среди которых приоритет принадлежит готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса, способности работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия, готовности применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного воспитания, готовности к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; способности использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития ребенка.
Владение этими профессиональными компетентностями позволяет будущему педагогу дошкольного образования чутко улавливать те изменения, которые происходят с современным ребенком в условиях кризиса традиционной модели детства, продуктивно организовывать детско-взрослое сообщество, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность дошкольника, развивать его творческие способности.
Использование специальных дисциплин и дисциплин по выбору, раскрывающих творческий потенциал студентов, определяющих их готовность к созданию психологически комфортной образовательной среды, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка, способствует повышению качества профессиональной подготовки, степени вовлеченности студентов в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
Д.И.Фельдштейн обращает внимание на то, что современным педагогам необходимо творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательногоматериала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Проблема подготовки воспитателя дошкольной образовательной организации к педагогической деятельности как к творческому процессу приобретает в настоящее время особую значимость и остроту. Качественное обновление содержания дошкольного образования, введение новых специализаций, профилей, дисциплин по выбору способствуют повышению качества профессиональной подготовки студентов — будущих педагогов дошкольного образования, предъявляют новые требования к использованию активных личностно-ориентированных методов и приемов в практической деятельности будущих специалистов.
Целями дисциплины «Организация театрализованной деятельности в детском саду» являются: научное понимание процесса организации театрализованной деятельности как активной деятельности, направленной на развитие творческих способностей ребенка; переход от репродуктивного типа обучения на развивающий, предусматривающий перестройку системы непосредственной образовательной деятельности в детском саду с учетом интересов и познавательных возможностей каждого ребенка; умение исполь-зовать вариативность программ и методического обеспечения, предполагающих дифференциацию и индивидуализацию процесса развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
На наш взгляд, возможна поэтапная профессиональная подготовка студентов дошкольного профиля вуза к творческому руководству процессом организации театрализованной деятельности с дошкольниками. На первом этапе подготовки студентов (он является базовым и представляет собой «фундамент»,на котором строится последующая система компетенций) формируются знания о театрализованной деятельности дошкольников, о методике работы по организации театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей детей, проявления их творческих возможностей, первоначальное формирование педагогических знаний.
На этом этапе с помощью активных методов и приемов обучения изучаются следующие темы: характеристика основных средств театральной педагогики в их историческом развитии; опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском саду; роль педагога в организации театрализованной деятельности; разработка методических рекомендаций к организации театральных занятий; формы организации театрализованной деятельности в детском саду; типы театральных занятий; классификация и характеристика театрализованных игр; приобщение детей к театральной деятельности; организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников.
Таким образом, студент накапливает необходимый объем знаний и умений для более эффективного овладения последующими задачами, в результате повышается методический уровень подготовленности студентов к такого рода деятельности.
На втором этапе происходит моделирование в учебном процессе деятельности педагога, направленной на оптимизацию взаимодействия дошкольников со взрослыми в театрализованной деятельности. Этап предполагает наличие установки на целенаправленное осуществление театрализованной деятельности детей, основанной на гуманном отношении и личностную готовность студентов к данному виду деятельности.
В ходе знакомства с предлагаемой педагогом или студентом ситуацией, связанной с организацией театрализованной деятельности, сначала вычленяются средства художественной выразительности, рассматривается их использование в театральном этюде, после чего студенты самостоятельно анализируют художественные образы, в ходе анализа литературы и конспектов, составленных воспитателями детского сада, вычленяются отдельные методы и приемы театральной педагогики, затем студенты составляют картотеку методов и приемов, которые можно использовать в работе по организации театрализованной деятельности с дошкольниками. При составлении планов и конспектов занятий по данной проблеме студенты
упражнялись в самостоятельном применении полученных знаний, часто одна и та же задача была решена с помощью разных методов. Это позволило увидеть многообразие приемов, которые можно использовать в процессе организации театрализованной деятельности, и это придает студентам уверенность, что на практике они смогут проводить театральные занятия не только по готовым конспектам, но и проявить творчество в разработке авторских технологий. Такая последовательность подготовки будущих педагогов дошкольного образования обеспечивает не только формирование прочных искусствоведческих и методических знаний и умений, но и создает возможность их переноса в профессиональную деятельность, что выявляется в период прохождения педагогической практики в детском саду.
В процесс аудиторной и внеаудиторной работы в рамках учебных занятий, в соответствии с учебным планом, в блок профессиональных дисциплин предметной подготовки и дисциплин специализации, в модули практик, текущий и итоговый контроль целенаправленно включена творческая составляющая профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования. В результате в дошкольные образовательные организации приходит более подготовленный к изменениям конкурентоспособный специалист.
На третьем этапе подготовки студенты изучают методы диагностики театрализованной деятельности в детском саду.
На заключительном этапе студенты изучают специфику создания спектакля с дошкольниками, детского спектакля, организации уголка театрализованной деятельности, видов игр в кукольный театр. Отдельное занятие проходит по изготовлению театральных кукол разных видов; совершенствуются навыки кукловождения с ними.
Особое место занимает актерский тренинг в студенческой группе, с детьми дошкольного возраста на базе детского сада, постановка, репетиции и показ творческих работ студентов (детского спектакля). Эффективное использование интерактивных технологий в учебном процессе, развитие творческой направленности студентов, овладение ими способами продуктивного взаимодействия с детьми и взрослыми способствует повышению качества будущих специалистов дошкольного образования.