Стать по ОБЖ для проведения урока Пожарная безопасность
Учитель: Гиббанов Асылжан Маратович
МБОУ Пригородная СОШ №1
Тема: «Правила пожарной безопасности в школе и дома»
Форма урока: урок освоения новых знаний.
Тип урока: урок открытия новых знаний, закрепление умений и навыков.
Цели урока:
Деятельностные: Совершенствование знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности, создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы, умение сопоставлять и делать выводы, формировать способность к самостоятельному построению новых способов действий в условиях чрезвычайной ситуации.
Содержательные: Формировать умение «вживаться» в новые для себя роли: участника эвакуации и ликвидатора пожара; составлять алгоритм действия- экстренной эвакуации по сигналу пожарной тревоги, развивать информационную компетентность обучающихся, умение извлекать информацию и обрабатывать её, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать познавательную активность, воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, ответственности, гордости за героев-спасателей МЧС.
Оборудование: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс А.Т.Смирнов- Просвещение,2015; компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку, огнетушители: ОУ-2, ОП-2; чистые хлопчатобумажные салфетки (по числу обучающихся для эвакуации в условиях задымления), вода, противогазы (ГП-5).
Ход урока:
1. Мотивация к деятельности (включение в деловой ритм). Знакомство с темой урока.
Фронтальный опрос:
Какие службы обеспечивают безопасность в нашей стране?
Знаешь ли ты, где в твоем селе находится пожарная часть?
Создание первой проблемной ситуации. Слайды 2-5
283273520129500«Ребусы»:
Вопрос: если вы отгадали все эти ребусы, то легко скажите, какую мы сегодня будем изучать тему? Слайд 7
2. Постановка учебной задачи. Слайд 8
1. Причины, поражающие факторы и последствия пожаров.
2. Первичные средства пожаротушения.
3. Правила безопасного поведения в доме, способы эвакуации из горящего здания.
4. МЧС всегда поможет.
3. Актуализация и пробное учебное действие.
Причины, поражающие факторы и последствия пожаров.
Подарив людям огонь, Прометей подарил им возможность подняться над миром животных. Но с тех пор человечество много тысяч лет упорно осваивает проблему пожароопасности, так и не добившись ее абсолютного решения. Пожары возникают везде – на предприятиях, на транспорте, в лесах, под землей, в жилых домах и общественных зданиях.
(Слайд №9 - 10)
Давайте прочитаем и запишем определение пожара.
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.
Одна из обозначенных задач, назвать причины пожаров. Поэтому мы с вами делимся на 4 группы. Каждая группа получает задание, цель которой сформулировать основные причины возникновения пожаров на разных объектах и правила без.поведения, первичные средства пожаротушения (Слайд №11) используя учебник.
Слайд №12
а) Основными причинами возникновения пожаров в доме являются следующие факторы• неосторожное обращение с огнем;• нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;• нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;• утечка бытового газа;• беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
детская шалость.
!!! Обратите особое внимание на опасность, которую представляют собой хлопушки, петарды, бенгальские огни и фейерверки.
б) поражающие факторы пожара:(Слайд №12)
в) последствия:
За 6 месяцев 2016 года в РФ произошло 80 234 пожара, при которых погибли 6 124 человека и получили травмы 6 505 человек. Прямой материальный ущерб от пожаров составил 6 576 231 000 рублей,в том числе из-за шалости детей с огнем – 1 351 пожар, прямой материальный ущерб – 31 235 000 рублей
Итог групповой работы: сделайте вывод о проделанной работе. Давайте соединим ваши правила в одно целое и сформулируем их: (слайд №13-14)
Вот основные из них:Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;
Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;
Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;
Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;
Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;
Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;
Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;
Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой
Помните всегда, что нарушение любого из названных правил пожарной безопасности может привести к пожару .- Если же так случилось, что начался пожар, кого мы должны вызывать, куда позвонить? (Слайд№15)
- В нашей стране в настоящее время создана специальная система, направленная на борьбу с пожарами – пожарная охрана. Пожарная охрана в нашей стране подразделяется на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану. (Слайд 16)
Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны. Государственная противопожарная служба организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, осуществляет их тушение. Главная задача государственной противопожарной службы – профилактика пожаров.
Игра «Вызов по телефону пожарной команды»
(слайд№17)
Когда вы звоните диспетчеру, сообщите ему следующие данные: причину вызова; точный адрес, где произошел пожар; свою фамилию и номер телефона, с которого вы звоните. Также необходимо записать фамилию или номер дежурного, принявшего вызов. Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.
- У меня для вас есть игра «Вызов по телефону пожарной команды». Здесь есть две карточки: «диспетчер» и «очевидец пожара». Сейчас вы по парам вытяните карточку и вызовите пожарную команду, следуя указаниям.
- Молодцы! Скажите еще раз номера телефонов, которые мы должны набирать, если стали очевидцем пожара.
- Итак, сделайте вывод о том чему научились через эту игру.
мы научились вызывать пожарную команду.
- Ребята, если очаг возгорания небольшой, что нам необходимо делать и чем мы можем тушить пожар? ( в школе)
Ответ: использовать огнетушитель . (Слайд № 18 )
- Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация. (Эвакуируемся)
- Если в нашей школе сработала система оповещения о пожаре, а мы с вами находимся на уроке ОБЖ в данном кабинете, то мы с вами должны покинуть класс. Мы выходим из кабинета, поворачиваем направо идем по коридору спускаемся по лестнице и выходим из школы на задний двор. Отходим от здания школы на безопасное расстояние.
V. Итог урока.
Самооценка детьми своей работы. (Личностный результат УУД: способность к самооценке).
Сумеешь ли ты воспользоваться огнетушителем, если возникнет пожар?
6. Рефлексия деятельности.
Переход самооценки к ситуационному заданию. (сигнал)Ситуационное задание:
В здании школы начался пожар. Назовите его признаки. Звучит сигнал эвакуации. Коридор задымлён, видимость ограничена. Главный выход заблокирован огнём. Что делать?
Карточки (Приложение 2)Возник пожар - звони 01-(В)В комнате много дыма - ползи к выходу - (Г).На тебе горит одежда - падай на землю, катайся - (Д).Задымился телевизор - отключи, накрой одеялом - (Ж).Горит старая трава - забросай землей - (Е).Почувствовал запах газа - открой окно, балкон - (А).Трудно дышать от едкого дыма - дыши через мокрую тряпку - (Б).
Сегодня на уроке я…
удивился
понял
узнал
научился
Какое у вас было настроение в течение урока?
VI. Домашнее задание.
- Дома прочитайте в учебнике страницы 58-65, выучить определение пожара и правила пожарной безопасности. Составить план эвакуации из вашего дома на случай возникновения пожара.