Длина отрезка. Треугольник. (5 класс)
5
Длина отрезка. Треугольник (п. 2)
Цели: сформировать понятие длины отрезка, научить измерять отрезок, строить отрезок заданной длины, научить находить стороны и вершины треугольников, многоугольников; развивать познавательную активность учащихся; умение объективно оценивать свою работу;
воспитывать у школьников честность, ответственность и аккуратность.
Оборудование: таблица зависимостей единиц длины, демонстрационная линейка.
Ход урока
Организационный момент
I. Проверка домашней работы.
Математический диктант (выполняется на листочках).
1. Начертите две точки. Обозначьте их. Соедините эти точки отрезком и заполните пропуски (на доске написано заранее).
_________ – отрезок, __________ – концы отрезка.
2. Поставьте четыре точки так, чтобы две лежали на отрезке, а две другие, – не принадлежали бы отрезку.
Заполните пропуски:
Точки _________ лежат на отрезке ________.
Точки _________ не лежат на отрезке _______.
3. Начертите два равных отрезка, обозначьте, запишите равенство отрезков, используя математические символы.
4. Начертите два отрезка так, чтобы один из них был короче другого. Обозначьте отрезки. Запишите это, используя математические символы (знаки).
5. Записать только ответы: вариант I – № 56 (а; б); вариант II – № 56 (в, г).
Работы сдаются на проверку.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщается тема урока, чему должны научиться учащиеся, записать тему в тетрадях и на доске.
2. Повторение единиц измерения:
Назвать единицы измерения длины, начиная с меньшей: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км) (обратить внимание на ударение).
Есть ещё больше единицы длины, которыми измеряются расстояния между звёздами, но о них вы узнаете в старших классах.
3. Начертите таблицу зависимостей единиц длины друг от друга (вывешивается плакат).
4. Показать, как правильно говорить:
«Один сантиметр равен десяти миллиметрам». (Несколько учащихся правильно проговаривают несколько соотношений.)
5. Учитель: Мы повторили единицы измерения длины. Теперь научимся измерять длину отрезков.
Читают учебник на с. 10, до единиц измерения.
6. Начертить на доске цветными мелками треугольник, четырехугольник, пятиугольник. Такие фигуры называются многоугольниками.
Назовите отрезки, входящие в треугольник, четырёхугольник, пятиугольник. Эти отрезки называют сторонами, а точки А, В, С – вершинами треугольника, точки M, K, E, D – вершинами четырехугольника. Сами назовите вершины пятиугольника.
Заполните таблицу (можно при вычерчивании таблицы показать, как чертится отрезок заданной длины).
4 cм
4 см
5 см
1 см
Вершины
Стороны
1 см
· АВС
2 см
ЧетырёхугольникMKED
2 см
Пятиугольник OPTQN
Вызываются учащиеся к доске и заполняют таблицу, весь класс заполняет ее в своих тетрадях.
III. Физкультминутка для спины, глаз и кистей рук.
IV. Закрепление (на доске записаны номера для закрепления).
1. Выполнить № 37 (а), 39 (а), 41 (а). Обратить внимание, как нужно записывать 7 дм 8 см = 70 дм + 8 см = 78 см, объяснить, почему записываем именно так. Какова особенность этих заданий? (Более крупные единицы измерения длины раздробляются на более мелкие.)
2. Выполнить № 38 (а), 40 (а), 42 (а).
Образец записи посмотрите в учебнике, третья строка сверху. Почему так записываем? Чем эти задания отличаются от предыдущих? (Более мелкие единицы измерения выражаем через более крупные.)
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание: п. 2 (весь), № 67, 68, 69, 73, 74 (а, б).
15