Конспект по познавательно речевому развитию для детей 1 младшей группы «Гномики». Тема недели «Мир природы» Тема: «Домашние, дикие животные и их детеныши»


Воспитатель Чупина В.Н.
Конспект по познавательно речевому развитию для детей 1 младшей группы «Гномики». Тема недели «Мир природы»
Тема: «Домашние, дикие животные и их детеныши»
Программное содержание:
Задачи:
1. Образовательные:
Закреплять знания детей о домашних и диких животных, месте их обитания, характерных признаках.
Уметь классифицировать животных по группам (домашние и дикие) и называть детенышей животных.
2. Развивающие:
Развивать память, внимание, наблюдательность, умение действовать указаниям воспитателя.
развитие:
Активизировать речевую активность детей, обогащать словарный запас детей по данной теме.
3. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к животным, желание играть с игрушками-животными, желание взаимодействовать с воспитателем, отвечать на его вопросы, приучать детей не перебивать говорящего взрослого, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений с миром природы.
Оборудование: заборчик пластмассовый построенный из лего конструктора вокруг дома, игрушки деревья разной высоты и вида для создания леса, игрушки домашних животных (корова, кошка, собака, лошадь), и диких животных (заяц, медведь, лиса и волк), чудесный мешочек, дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши».
Методы и приемы:
Словесный (вопросы – ответы, беседа-диалог), наглядный (показ и рассматривание предмета), практический (просьбы, поручения), игровой (выполнение действий с предметом); приветствие, загадка, диалог, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, имитирующие упражнения, подведение итогов.
Активация словаря: домашние, дикие, животные, ухаживать, заботиться, детёныши, котята, зайчата, лисята, жеребёнок, теленок, медвежата, волчата, щенок, трусишка, плутовка, обманщица, хитрая, зубастый, берлога, конюшня, конура, логово, нора, сено, овес.
Источник: Составлен воспитателем Чупиной В.Н.
Ход НОД
Приветствие: Вот как солнышко встает, выше, выше, выше (дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки).
К ночи солнышко зайдет, ниже, ниже, ниже (дети приседают, опуская руки вниз).
Хорошо, хорошо - солнышко смеётся, а под солнышком нам
Весело живётся (дети шагают на месте, хлопая в ладоши).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у нас красивый лес и дом с заборчиком. А какие животные живут в доме?
Дети: домашние.
Воспитатель: А кто за ними ухаживает?
Дети: люди.
Воспитатель: а как за ними ухаживают?
Дети: кормят, поят, строят домики, заботятся о их детках (детенышах).
Воспитатель: А какие животные живут в лесу?
Дети: дикие.
Воспитатель: А за ними кто ухаживает?
Дети: никто.
Воспитатель: Правильно, дикие животные сами себе находят еду, строят себе дом, заботятся о своих детках.
Воспитатель: давайте поиграем пальчиками.
Пальчиковая игра «Дикие животные».
- Мальчик – пальчик, где ты был?
(четыре раза сгибать большой палец левой рукой)
- Долго по лесу бродил?
(четыре раза сгибать большой палец правой рукой)
Встретил я медведя, волка, зайку, ёжика в иголках.
(большой палец поочередно соприкасается с остальными пальцами)
Встретил белочку, синичку, встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил, всяк меня благодарил.
(четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются).
Воспитатель: Ребятки, а в нашем лесу и доме никого нет. Смотрите, у меня чудесный мешочек. В нем спрятались и разные животные. Давайте расселим их по домам?
Воспитатель: хотите посмотреть кто же там прячется?
Дети: да.
(по желанию выходит ребенок и достаёт из, мешочка- например, кошку)
Воспитатель: Кто это?
Дети: кошка. (переспрашиваю нескольких ребят: кого достал Стёпа)
Воспитатель: А где живет кошка?
Дети: в доме.
Воспитатель: А кошка - это какое животное?
Дети: домашнее.
Воспитатель: А как называется маленький детёныш у кошки?
Дети: котёнок.
Воспитатель: А кто ухаживает за кошкой и котенком?
Дети: человек, хозяин.
Воспитатель: А чем хозяин кормит кошку с котенком?
Дети: молочком, рыбкой, сосиской, сметаной.
Воспитатель: Давайте поселим нашу кошку в доме. Пригласи, Вика, кошку жить в дом.
Дети: (приглашают и ставят игрушку-кошку в «Дом»)
Воспитатель: А как киска лакает молочко?
Дети: показывают (артикуляционная гимнастика «Кошка лакает молочко»).
Воспитатель: Ребята, а как киска умывается?
Пальчиковая игра «Киска».
Лапки мыла киска Вот так, вот так. (дети моют руки)
Ушки мыла киска Вот так, вот так. (трут ладонями ушки)
Киска мыла носик (трут ладошкой нос)
И пушистый хвостик. (гладят низ спинки)
Стала киска чистая (сгибают руки перед грудью)
Красивая, пушистая. (повороты корпуса вправо-влево)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто ещё прячется в мешочке? (следующий ребенок достает из мешочка, например, зайчика). провожу аналогичную беседу с детьми (вопрос- ответ)
Воспитатель: Где зайчик живет? (в лесу) Какое это животное? (дикое). А как называются маленькие детеныши у зайки? (зайчата). А что зайка любит кушать? (морковку, траву, веточки деревьев). Расскажите, какой он? Какие у него ушки?
Дети: Зайка маленький, трусишка у него длинные ушки.
Воспитатель: а где же зайка живет? Какой у него домик?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал. Давайте поселим нашего зайку в «Лес».
Следующий ребенок достает из мешочка собаку.
Воспитатель: Кто это? (собака) А где живет собака? (в доме или конуре рядом с домом человека). А собака - это какое животное? (домашнее). А как называется маленький детеныш у собаки? (щенок). А кто за ними ухаживает? (хозяйка). А чем хозяйка их кормит? (мясо, косточки). Давайте поселим нашу собачку в доме. (ставят собаку в «Дом»).
Воспитатель: споём песенку про собачку.
К нам пришла собачка, добрая собачка.
С детками играет очень громко лает «Ав»
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто ещё в мешочке? (следующий ребенок достает из мешочка, например, медведя).
Воспитатель: Кто это? (медведь) А где живет медведь? (в лесу). А медведь - это какое животное? (дикое). А как называются его маленькие детеныши? (медвежата). А как у него называется домик в лесу? (берлога). Давайте поселим нашего мишку в «Лес».
Физкультминутка.
«Вышел Мишка из берлоги, (выполняем соответствующие движения)
Отлежал бедняга ноги,
Приседает, топает
И в ладоши хлопает!
Звери все перепугались,
От медведя разбежались,
А медведь всё топает,
Косолапый хлопает». (проснулся и радуется весне)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто прячется в мешочке? (следующий ребенок достает из, мешочка-например, корову).
Воспитатель: Кто это? (корова). А корова - это какое животное? (домашнее). А как называется маленький детеныш у коровы? (теленок). А как корова зовет теленка? (громко му-му-му). А теленок ей отвечает? (тихо му-му-му). А чем корова питается? (сеном, травой). А что нам дает корова? (молоко). Ребята, а вы любите пить молоко? (да). Молоко вкусное и полезное. Давайте поселим нашу корову в дом. (ставят корову в «Дом»).
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто прячется в мешочке? (следующий ребенок достает из мешочка, например, лисичку).
Воспитатель: Кто это? (лиса) А где живет лиса? (в лесу). А лиса - это какое животное? (дикое). А как называются его маленькие детеныши? (лисята). А как у него называется домик в лесу? (нора). Расскажите, какая она?
Дети: Лиса рыжая, красивая и у неё большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, обманщица)
Воспитатель: Давайте поселим нашу лисичку в «Лес».
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто прячется в мешочке? (следующий ребенок достает из мешочка, например, лошадь).
Воспитатель: Кто это? (лошадка). А лошадь - это какое животное? (домашнее). А как называется маленький детеныш у лошадки? (жеребёнок). А что любит кушать лошадка? (траву, овес, сено). А как скачет лошадка? (дети цокают язычком как лошадки). Давайте поселим нашу лошадку в доме. (ставят лошадку в «Дом», конюшня).
Воспитатель: кто ещё прячется в мешочке? (следующий ребенок достает из мешочка, например, волка).
Воспитатель: Кто это? (волк) А где живет волк? (в лесу). А волк - это какое животное? (дикое). А как называются его маленькие детеныши? (волчата). Расскажите, какой он?
Дети: Волк сильный, умный, серый
Воспитатель: а как волк воет?
Дети: Воют.
Воспитатель: У волка тоже есть дом. Его дом называется логовом. Давайте поселим нашего волка в «Лес» и немножко отдохнём.
Пальчиковая игра.
Зайцы спрятались от волка.
Чья- то им досталась норка…
(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)
Серый волк зубами щёлк-
(Соединяют по очереди большой палец с другими)
Ах, какой зубастый волк!
(Руки к щекам, качают головой)
Воспитатель: Посмотрите ребята, а наш мешочек опустел. Мы с вами расселили всех животных по домам. Давайте вспомним, какие животные дикие? (заяц, медведь, лиса и волк). А какие животные домашние? (корова, кошка, собака, лошадь) А каких ещё домашних, диких животных и их детенышей знаете? (дети называют).
Итог. Воспитатель: Молодцы ребята! Игрушки животные остаются у нас погостить и принесли вам игру «Домашние животные и их детеныши»
В игру можно поиграть и вечером, и дать в самостоятельной деятельности детей.
дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши» (Набор картинок «дикие животные и их детеныши»)
Воспитатель: Ребята, пока мыс вами играли, наши животные потеряли своих детенышей. Посмотрите, мамы плачут, давайте им поможем.
Воспитатель: А теперь давайте соединим наших животных с их детками.
Дети садятся за столы, на каждый стол кладет изображение коровы, и карточки с изображением всех детенышей.
Воспитатель. Ребята, кто это? (по очереди спрашиваю каждого ребенка, побуждая отвечать индивидуально и хором).
Дети. Корова.
Воспитатель. Ребята поищите на своих карточках изображение детеныша коровы, и положите на стол рядом с коровой.
Дети находят изображение теленка и выкладывают на стол, ребятам, которые затрудняются, помогаю.
Такое действие проводиться попеременно со всеми животными.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы помогли маленьким животным отыскать родителей, спасибо вам.