Конспект индивидуального занятия на тему: Автоматизация звука [Р] в слогах,словах и предложениях
Конспект индивидуального занятия
Тема: «Автоматизация звука [P] в слогах, словах, предложениях»
Цель: - Автоматизация звука [ Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные
- Повторение артикуляционных упражнений в полном объёме;
- Автоматизация звука [Р] в словах и чистоговорках.
Коррекционные
-Развивать артикуляционный аппарат;
-Умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
-Развивать слуховое внимание;
-Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
-Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, зеркало.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: -Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: -Но прежде чем идти в цирк, нужно дома навести порядок. Сначала почистим коврик (упражнение «Качели»). Постираем и прополощем платочки (упражнение «Индюк»). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»). А теперь — бегом в цирк (упражнение «Барабанщик»).
Логопед: - Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинки автобус.)
Логопед: - Так на чём мы поедем?
Ребенок: - На автобусе.
Логопед: - Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).
Характеристика звука [Р].
Логопед: - Какой он - звук [Р]?
Ребенок: - Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
Автоматизация звука.
1) в слогах.
Логопед: - Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.
Логопед: - Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
- Я произнесу слог, а ты его повтори, столько раз какая цифра на картинке.
пра - 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3
пру - 3 бро - 2 pop - 3 рэр - 2
Логопед: - Молодец!
2) в словах: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Логопед: - На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:
большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?
Ребенок: - Да.
Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка,
Торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.
3) в предложениях
Логопед: - Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.
Логопед: - Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.
- Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
- У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
- Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
Развитие звукового анализа.
Логопед: - А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.
- Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [ Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу.
Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.
Упражнение в правильном произнесении звука [Р].
Логопед: - Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Тры – тры – тры – шары в руках у детворы
Тра – тра – тра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
Логопед: -Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.
Итог занятия.
Логопед: -Скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.
- А какой звук мы брали с собой в цирк?